Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
индивидуального занятия по логопедии,
проведенного 27.11.2017 г. во 2 «А» классе
ГКОУ РО школа-интернат V вида г.Зернограда,
разработана студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Ананьевой Екатериной Романовной.
Учитель: Лола А.С.
_____________________
(подпись)
Методист: Сахно М. В.
_____________________
(подпись)
Зерноград
2017
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы |
| Здравствуйте дети, меня зовут Екатерина Романовна, и сегодня проведу у вас занятие.
- Какое у нас занятие как вы думаете? - А чему мы будем учиться на занятии? -Ребята, прежде чем узнать какой у нас будет дежурный звук, давайте подготовимся. | Приветствуют учителя.
-Индивидуальное. -Правильно и красиво говорить.
| Метод стимулирования и мотивации. |
II.Подготовительный этап.
дыхание.
4.Упражнения для мелкой моторики.
| -Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Чебурашка, он очень рад вас всех видеть. Он принёс нам картинки, посмотрите на них и изобразите какие эмоции, они вызывают у вас.
- Какие эмоции у вас вызывает эта картинка?
- Какие эмоции у вас вызывает эта картинка?
-Какие эмоции у вас вызывает эта картинка? -Какие эмоции у вас вызывает эта картинка?
-Какие упражнения мы выполняли?
-А сейчас мы будем учиться правильно, дышать. Чебурашка предлагает нам выпить чашечку чая, но чай очень горячий нам нужно подуть на него, чтобы остудить.
- Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через нос.
-Чему мы учились, выполняя это упражнение?
У нашего друга Чебурашки очень много сказочных друзей, один из них это Ослик и-а, у которого как раз сегодня День Рождение и он приглашает нас к нему в гости. Увидев нас, Ослик И-А обрадовался, стал прыгать и кричать И-а! Когда он прыгал вверх, он громко произносил: И-и-и-и, а когда прыгал вниз, он тихо произносил: А-а-а-а-а. Давайте произнесём все вместе.
-Скажите дети, чему мы учились, выполняя это задание?
-Ну а мы же не сможем прийти к Ослику с пустыми руками, давайте сделаем ему на День Рождение браслет, который он будет носить с удовольствием. -А перед этим, давайте подготовим наши пальчики к работе, делаем себе массаж ладошки от запястья и придавливаем кончик пальца.
Для этого возьмём шнурки и проденем деревянные фигурки через них.
-Выполним артикуляционную гимнастику, сейчас будем разминать наш язычок. -Возьмите зеркала:
- Какую гимнастику мы выполняли? |
Дети выражают эмоции.
-злость
-грусть
-вину
-радость
-Мимические.
Дети выполняют дыхательную гимнастику, дуют на чашечки.
-Правильно дышать.
Дети произносят звуки от тихого к громкому и наоборот.
-Мы учились громко и тихо говорить, и показывали зиме как воет вьюга.
Выполняют массаж ладошек.
Дети выполняют упражнения для мелкой моторики.
-Артикуляционную. | Наглядный, словесный и практический.
Использование игрового приема.
Практический метод (выполнение упражнений).
Наглядный метод (использование наглядного материала).
Игровой метод.
Практический метод.
Словесный метод (беседа).
Словесный метод (беседа, рассказ)
Практический метод.
Контроль действий.
|
8.Физминутка
| Чебурашка подготовил вам загадку, отгадав которую, вы узнаете, над каким звук мы сегодня будем работать. Снаружи я стальной, Внутри я водяной, Я на плите стою Всех чаем напою
-Так какой же у нас дежурный звук на занятии? -Возьмите зеркала и произнесите [ч]
-Посмотрите на профиль звука [ч]. -Как располагаются губы при произнесении? -Как располагаются зубы?
-Как располагается язык?
-Произнесите еще раз звук [ч].
-Какой это звук? -Почему согласный?
-Почему звонкий?
-Каким сигналом обозначим?
-А теперь давайте выложим из кружочков звук [ч]
-Ребята, Чебурашки принёс нам разные звуки, слоги и слова, он просит вас помочь ему поймать их. -Сейчас я буду называть вам звуки, слоги и слова, а вы должны выделить в них звук [ч]. -Сейчас будем выделять звук [ч] среди других звуков, когда услышите звук [ч] покажите сигналом. -Будем выделять звук [ч] в слогах. Когда услышите [ч], покажите сигналом. -Сейчас мы будем выделять звук [н] в словах. Когда услышите [н], покажите сигналом.
- Среди чего мы искали звук [ч ]?
-Ребята, а сейчас давайте научим Чебурашку читать слоги со звуком [ч] и обратные слоги. У Ч О А И
-Чему учились, выполняя задание? -Молодцы ребята, вы научили Чебурашку читать слоги.
На доске картинки:
-Назови картинки на слайде.
-Какая картинка лишняя?
-Почему?
-Итак, а теперь давайте распределим картинки по домикам.
-А сейчас давайте посчитаем наши чашки. 1 2
3
4
5
-Чему учились, выполняя задание?
-Выполним звукобуквенный анализ слова Чашка. -Сколько слогов в слове чашка ? На какой слог падает ударение? -Возьмите сигналы и обозначьте слово чашка сигналами.
-Какое задание выполняли?
-А теперь давайте немного отдохнём и выполним физминутку.
-Давайте с вами составим словосочетания с картинками: -Какая черепаха?
-Какая у нас пчела?
-Бабочка какая?
-Какая чашка?
-Какая чайка?
-Грач какой?
-Чему учились, выполняя задание?
|
-Чайник
-Звук [ч] -[ч]
- Губы круглые, вытянуты вперед. - Зубы не сомкнуты, между ними небольшая «дорожка». -Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.
-Согласный, твёрдый, глухой. -потому что есть преграда при произнесении. -потому что горлышко не дрожит.
-Зелёным без звоночка.
Дети выкладывают из кружочков звук [ч]
ч, д, к, ч, п, ч, м. ча, то, бу, чи, чу.
Чай, сахар, печенье, , булочка, чайник, чашка .
-Среди других звуков, слогов и слов.
-Чу, ча, чи , чо. -уч, ач, ич, оч.
-Учились читать слоги.
-Черепаха, пчела, бабочка, чашка , чайка, грач -чашка.
-Потому что остальные картинки- это животные, а это предмет.
черепаха пчела грач чайка бабочка
-Одна чаша, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек.
-Согласовывать числительные с существительным.
-2 слога, на первый слог.
-Звук [ч] согласный, мягкий, глухой обозначается зелёным сигналом без звоночка.. -Звук [а] гласный, ударный, обозначается красным сигналом. -Звук [ш] согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим сигналом без звоночка. -Звук [к] согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим сигналом без звоночка. -звукобуквенный анализ слова.
Выполняют физминутку.
-Черепаха весёлая. Черепаха медленная.
Пчела полосатая. Пчела маленькая.
Бабочка разноцветная. Бабочка красивая
Чашка маленькая. Чашка круглая.
Чайка белая. Чайка летающая.
Грач чёрный. Грач серьёзный.
-Учились составлять словосочетания. |
Практический метод.
Наглядный метод.
Практический метод.
Контроль действий.
Словесный метод (беседа).
Практический метод.
Словесный метод (беседа)
Практический метод.
Наглядный метод.
Практический метод.
Контроль действий.
Словесный метод (беседа).
Наглядный метод.
|
IV. Рефлексия. | -Чему мы с вами учились на занятии?
-А какой дежурный звук был сегодня на занятии? -Какие упражнения мы выполняли? -Я предлагаю вам посмотреть, какой листопад знаний и умений у нас с вами получится. У вас на столах лежат листочки зелёные и оранжевые, если сегодня на уроке у нас всё получилось, и не было никаких трудностей, возьмите оранжевые листик, если возникали трудности, то зелёный и давайте прикрепим их. -А за то что вы сегодня хорошо работали, Чебурашка хочет подарить вам небольшие подарки. -А наше занятие подошло к концу, до свидания. | -Учились красиво и правильно говорить. -Звук [ч].
-на развитие дыхание, силу голоса, мелкую моторику, артикуляционную гимнастику и т.д.
-До свидания. | Словесный метод (беседа). Побудительно-оценочный метод (поощрение). |
Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и словосочетаниях.
Цель: автоматизировать звук [ч ] словах и словосочетаниях.
Задачи:
Автоматизировать звук [ч] в словах и словосочетаниях.
Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую моторику.
Активизировать лексический материал по теме «Животные».
Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
Оборудование: зеркала, игровое пособие для дыхательной гимнастики (чашечки), для мимических упражнений (картинки с сюжетами), для упражнения на развитие силы голоса (ослик), для развития мелкой моторики (шнуровка), изображение профиля артикуляции звука [ч], карточка с характеристикой звука [ч], картинки на тему «Животные».
Самоанализ индивидуального логопедического занятия.
по теме: «Автоматизация звука [ч] в словах и словосочетаниях.
Данное занятие посвящено автоматизации звука [ч]. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая конспект занятия, были учтены речевые заключения детей (ОНР, дизартрия), особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Цель занятия: создать условия для автоматизации звука [ч ] словах и словосочетаниях.
Задачи:
Автоматизировать звук [ч] в словах и словосочетаниях.
Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую моторику.
Активизировать лексический материал по теме «Животные».
Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов ( доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались
Со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка, которая отражала лексическую тематику занятия.
Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Я старалась создавать ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом , как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах –подсказки, наводящие вопросы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованны.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены и цель достигнута.