«Театрализованная деятельность, как средство развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников»
Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:
Принцип интегративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).
Разнообразие тематики и методов работы.
Максимальная активность детей.
Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).
Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).
Принцип игровой подачи материала.
Взаимодействие взрослого с детьми предусматривает соблюдение определенных психолого-
педагогических условий.
1 Задания, которые даются ребенку, должны быть интересными, увлекательными, посильными, т.е.
соответствовать индивидуальным и возрастным возможностям ребенка.
2 Каждый сценарий общения должен иметь логическое завершение, а ребенок видеть конечный
результат своего труда (выученное стихотворение, завершенный диалог либо прощание с
персонажем и т.д.)
3 Необходимым условием является создание ситуации успеха для каждого ребенка. Ощущение
успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость,
неуверенность, страх, затруднения прикладывая к этому усилия.
4 Основой взаимодействия должны стать партнерские отношения педагога и детей. При этом
помощь, которую оказывает педагог, должна быть незаметна для ребенка, носить опосредованный
организующий характер через третье лицо (куклу, картинку, персонаж).
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано – в процессе
разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок
взрослыми.
В повседневной жизни используют разнообразные виды театров, а также обычные игрушки
для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они
проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при
инсценировании сказки «Репка», малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба»
изображают, плачь деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё.
Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными
персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему,
малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в
которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само
желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей
показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.
Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших
человеческих качествах.
Так как в основном дети раннего возраста плохо владеют речью, начинать знакомство с
театральной игрой нужно через игру имитацию:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-
потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека
(выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши,
запрыгали на месте) .
Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей
основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать;
зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь
идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и
падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки», «Танец снежинок») .
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые
рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с
семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине»,; В. Чарушин «Утка с утятами») .
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе
ребенка:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого, к самостоятельной игровой
деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом», к игре в группе из трех-пяти сверстников,
исполняющих роли;
от имитации действий фольклорных и литературных персонажей, к имитации действий в
сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли.
Работая с малышами, мы обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам
героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности
переодеться, а значит измениться. Постепенно стали формировать интерес детей к театрализованным
играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание
знакомых потешек, стихов и сказок.
формирование социально - коммуникативной компетентности у детей в процессе
театрализованной деятельности предусматривает решение ряда задач:
Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации
театрализованной деятельности.
Формирование мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности со взрослыми
и сверстниками.
Разработка комплекса сценариев взаимодействия взрослого с детьми в процессе
театрализованной деятельности.
Совместная деятельность с родителями:
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,
изготовление и подбор атрибутов к праздникам, изготовление кукол и игрушек, костюмов.
пополнение дидактическим материалом и художественной литературой.