Статья:"Школа и ее роль в профилактике правонарущений среди несовершеннолетних ".

статье говориться о девиантном поведении среди несовершеннолетних

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Абдуллабекова А.Э. - заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №59 им. А.Г. Николаева», к.и.н., доцент.


РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.

Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушений, - являются организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В системе субъектов профилактической деятельности с полным основанием особое место занимают общеобразовательные учреждения, осуществляющие предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. В Федеральном законе «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» указано, что важным субъектом формирования правомерного поведения и профилактики противоправного поведения является школа [1]. Одна из центральных задач, стоящих перед образованием, - создание в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих, несмотря на трудности, здоровое физическое и социальное развитие детей [4, с.279].

В Уставе общеобразовательной школы указывается, что главные задачи школы состоят не только в том, чтобы дать учащимся образование, но и в том, чтобы осуществлять нравственное воспитание, формировать у молодого поколения общечеловеческое мировоззрение. Тем самым Устав закрепляет необходимость участия школы в работе по предупреждению антисоциальных поступков и правонарушений среди учащихся. Полное и эффективное использование школами своих воспитательно-профилактических возможностей может внести весомый вклад в предупреждение преступности несовершеннолетних в целом.

При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: как это делать и надо ли вообще об этом говорить? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики – это «напугать раз и навсегда». Но он не всегда имеет положительный результат. Профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям. Профилактика предполагает: формирование адекватного отношения к социальному явлению (например, пьяный или наркоман – это неприятно, опасно для самого человека, так что иногда полезно наглядно показать подростку пьяного человека на улице или уже совершенно больного спившегося алкоголика); тренировку навыков преодоления внешнего давления, умения сказать «нет», быть независимым; развитие у ребёнка определенных личностных качеств: уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить помощи, уверенности в себе и т. д.

Учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определённых правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.

Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследования, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23 – 64 года. Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место – школьного психолога прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист [8, с. 105-106]. Успех во многом определяется готовностью всего педагогического коллектива. В первую очередь психолога и социального педагога, к работе с трудными подростками.

Большинство преступлений подростки совершают не неожиданно, «не вдруг». Этому предшествует процесс нравственной деформации личности: возникновение отдельных, сначала незначительных, искажений во взглядах, интересах подростка. Важно своевременно выявить первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к коллективу, в учебе с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса. Большими возможностями в этой части обладает школа. Именно в школе впервые проявляются утрата интереса к учебе и отчуждение от коллектива, отрицательные привычки и интересы, неуважительное отношение к людям и результатам их труда, сдвиги представлений о предпочтительном и дозволенном поведении, т.е. те искажения в нравственной характеристике личности, которые свойственны « трудным» подросткам и правонарушителям. В связи с этим большое значение приобретают методика изучения индивидуальных особенностей каждого школьника, условия его жизни и воспитания. Как отмечал К. Ушинский, «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [9, с.25].

Изучение особенностей характера, интересов учащихся, среды, в которой они живут, - основа профилактической работы в школе. Процесс воспитательной работы в школе важно строить по известной формуле: «Знание – убеждение – поступок». Для этого необходимо добиться строгого порядка, сознательной учебно-трудовой дисциплины и культуры поведения на уроке каждым учащимся, чтобы все уроки стали воспитывающими.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

  1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

  2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:

―изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

―вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

―изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактиктической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел [2, с.49].

Основное условие успешной работы по предупреждению правонарушений учащихся – это создание здорового коллектива, обеспечение строгого режима и образцового порядка, организация эффективной борьбы с пропусками и нарушениями учебной дисциплины. Высокий уровень дисциплины в школе способствует формированию у обучающихся стереотипа дисциплинированного поведения, что положительно сказывается на поступках подростков и во внеурочное время.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.» подчеркивалась «необходимость усиления роли дисциплин обеспечивающих успешную социализацию учащихся», среди которых называется такой предмет, как право. Это обусловлено тем, что большинство молодых людей или не знают, или неправильно понимают законы государства, а самое главное, не умеют использовать их для защиты своих прав и интересов, не владеют навыками их применения в реальных жизненных ситуациях [6, с.63]. В связи с этим необходимо было бы увеличить объем учебной нагрузки в изучении права в школе, что способствовало бы повышению правового сознания и правовой культуры учащихся. На сегодняшний день по-прежнему уделяется не достаточное внимание правовому просвещению учащихся.

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление способствует расширению числа строгого не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке, к каким – то мероприятиям.

Основное в школьном самоуправлении – поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него « своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе [2, с.56-57].

Практика показывает, что как бы хорошо ни была организована воспитательная работа с «трудными» учащимися, они время от времени подвергаются влиянию отрицательных различных факторов. К сожалению, имеет место случаи, когда учащиеся, несмотря на все принимаемые школой меры, продолжают пропускать занятия, увлекаться алкоголем и наркотическими средствами, совершать правонарушения. Причина агрессивности, применение силовых способов разрешения конфликтов – в неумении подростков общаться, устанавливать межличностные отношения в коллективе [3, с.111]. Руководители школ не сообщают о правонарушениях в органы милиции, боясь бросить тень на авторитет учебного заведения. Такая точка зрения совершенно неверна. Ведь о состоянии работы по предупреждению правонарушений судят не по количеству состоящих на учете в органах МВД, а по числу административных правонарушений и уголовных преступлений со стороны учащихся. Не следует забывать, что постановка на учет в органах МВД позволяет улучшить контроль по месту жительства за поведение «трудного» подростка [4, с.284].

Для эффективного функционирования государственной системы профилактики правонарушений предполагается создание развернутой и стабильной нормативно – правовой базы на всех уровнях профилактики (федеральном, региональном и местном). Одним из направлений государственной функции является совершенствование и повышение социальной эффективности законодательства, которое находится в ведении субъектов Российской Федерации. Эта задача может быть успешно решена посредством обеспечения системного и комплексного подхода к пониманию сущности и содержания современных требований к правовым нормам, принимаемым в установленном порядке региональными органами государственной власти [5].

На сегодняшний день, несмотря на усилия государственных и муниципальных органов управления образованием, профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде является одним из уязвимых мест, серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность мер по преодолению детской преступности, наркомании и других антиобщественных явлений.

В соответствии с Федеральным законом от 24. 06. 99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность:

-оказывать социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

-выявлять несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

-выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

-обеспечивать организацию в образовательных учреждениях спортивных общедоступных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

-осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [1].

В организации профилактической деятельности важную роль играют советы по профилактике правонарушений учащихся. Опыт советов в некоторых школах показывает, что эффективна форма объединения усилий педагогического коллектива, органов полиции, родительской общественности по предупреждению правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ. Руководители школы обеспечивают широкое информирование учащихся и их родителей о принятых советом по профилактике мер воздействия к нарушителям. Советы в школах в основном принимают следующие меры воздействия к правонарушителям: 1) предупреждение и строгое предупреждение; 2) ходатайство о наложении на учащегося дисциплинарного взыскания руководством школы; 3) решение о направлении письма на работу родителей (если они работают); 4) ходатайство о постановке на учет в ОВД подростка и родителей из неблагополучных семей. Одна из важнейших задач совета по профилактике – оказание мер воздействия на учащихся за злостные нарушения дисциплины, прогулы, аморальные проступки, правонарушения, а также на родителей за антипедагогическое поведение и невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

В заключении следует отметить, что именно школа, занимает одно из лидирующих мест в ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Положительный результат этой работы возможен при условии интеграции усилий учебного заведения, семьи, внешкольных досуговых и социальных учреждений и организаций, а также тесного взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения и местного самоуправления. Важную роль в работе с «трудными детьми», занимает не учебный, а социальный аспект. Необходимо своевременно выявлять первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к учебе, школьному коллективу с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06. 99.

  2. Андрияхина Н. В. Миронова Г. И. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников // Практика административной работы в школе. 2005. № 7.

  3. Иванова В. Школьная служба примирения – эффективная форма профилактики отклоняющегося поведения подростков // Воспитательная работа в школе. 2006. № 4.

  4. Зиядова Д.З. Преступность учащихся общеобразовательных учреждений и проблемы её предупреждения. - М., 2005.

  5. Новоселов В. И. Проблема правового статуса граждан в законодательстве субъектов Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конф. / Под ред. В. И. Новосёлова. - Саратов, 1998.

  6. Орсаг Ю. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома //Социальная педагогика. 2008. № 1. С 63.

  7. Тажудинова А. Дагестанская правда. «Как помочь семьям из группы риска». - Махачкала, 2008. 28 июня. № 190 – 191.

  8. Ушакова Е. Антинаркотическая профилактика в школе // Директор в школе. №9. 2007. С. 105 – 106.

  9. Ушинский К. В. Собр. соч. - М., 1959. Т. 8.






9



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее