Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность обязательных требований к образованию, которые устанавливают определённый уровень и содержание образования. Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования и направлены на формирование российской гражданской идентичности обучающихся.
ФГОС включают в себя:
требования к структуре основных образовательных программ;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результаты освоения основных образовательных программ.
В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования:
Начальное общее образование (1–4 классы).
Основное общее образование (5–9 классы).
Среднее общее образование (10–11 классы).
Для каждого уровня образования разработан свой ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по трём группам:
Личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты. К ним относятся освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углублённом уровнях. Предметные результаты ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.
Также ФГОС СОО определяет требования к структуре основной образовательной программы, которая включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 40 % от общего объёма основной образовательной программы.
Основная образовательная программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Он включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
рабочую программу воспитания;
программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, механизмы реализации основной образовательной программы и включает:
учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
план внеурочной деятельности, календарный учебный график;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Кроме того, ФГОС устанавливает требования к условиям реализации основной образовательной программы. К ним относятся:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий:
обеспечивающих достижение целей среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся;
гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся.
Таким образом, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований к уровню подготовки выпускников школ и являются основой для разработки образовательных программ и оценки качества образования.