«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Беседа на тему: "День Конституции РФ"

Знакомство учащихся с основным законом государства – Конституцией России

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа- интернат №1»









Воспитательное занятие:

«День Конституции Российской Федерации»



Подготовила:

воспитатель- Долгополова Л.Н.



















г. Новочеркасск

2022г.

Цель:

Знакомство учащихся с основным законом государства – Конституцией России;

Задачи:

Расширить представления учащихся о родной стране : современной государственной символике

Развить познавательную активность учащихся, интерес к истории России, работать над развитием речи с помощью новых слов

Формировать гуманизм, всесторонне развитую личность;

Воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции

Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам РоссииКонституции - основному закону страны, чувство гордости и патриотизма

Оборудование:

-Текст Конституции Российской Федерации.

Ход занятия:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране Закония. Как вы думаете, почему мы взяли именно эту тему?

(Сегодня, 12 декабря отмечается праздник – День России, день Конституции Российской Федерации, которая является основным законом нашего государства.)

Правильно, сегодня у нас с вами есть замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла слова С. Джонсона

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества.

С. Джонсон

А как вы понимаете эти слова автора? Скажите, а зачем нужны законы?

-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

Воспитатель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.

"Давным– давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законамВ государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда его правители попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

Воспитатель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?

(Жители стали жить по законам.)

А что же является основным законом нашего государства?

В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции(Ответы детей)

Каждый человек имеет право на свободу слова

Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

Каждый человек имеет право на работу

Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.

Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?

- Защита Родины

- Соблюдение законов Государства

- Получение основного общего образования

- Сохранение природы и окружающей среды

- Забота о детях

- Забота о родителях

- Защита исторических памятников и культурного наследия страны

- Уплата государственных налогов

А какие же обязанности у школьника?

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.

История Конституции (сообщения детей)

Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г.

Вторая конституция СССР принята 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.

С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточённая политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году 12 декабря была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Какие символы в нашей стране вы знаете(флаг, гимн, герб)

Российский флаг. Почему его называют триколор? Какие цвета входят в Российский флаг?

Белый цвет - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.

Синий цвет – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ.

Красный цвет ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.

Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

- Государственный герб Российской Федерации (Сообщение ученика)

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.

Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны.

Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".

В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.

В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"

В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"

После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).

Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Мы с вами вспомнили, что такое Конституция, права и обязанности граждан, государственные символы нашей страны. А сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в знаниях.

1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы «Моя родина - Россия»

- Когда отмечается день Конституции(12 дек.)

- Кто является гарантом Конституции РФ(Президент)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

- Какие символы России вы знаете(герб, флаг, гимн).

- Что такое герб? (эмблема государства).

- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

- Что такое гимн? (торжественная песня).

- Назовите автора стихов гимна РФ. (С. В. Михалков).

- Назовите государственный язык нашей страны(Русский).

- Назовите денежную единицу России(Рубль).

- Назовите растение – символ России(Береза).

- Назовите столицу России(Москва).

- Как называется основной закон РФ(Конституция РФ).

- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

2. Конкурс «Самый быстрый».

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. (Президент)

-Форма правления в России(Республика)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции(до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

3. Конкурс «Сказочный»

Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено и в какой сказке?

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка»)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

(«Колобок».)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения

Буратино». Карабас-Барабас).

4. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

перемещение на метле? (Баба Яга.)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай (дед из сказки «Репка»)


Воспитатель:

2. А теперь маленькие задания.

Каждая команда получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался. А потом расскажут нам. (можно записать на листках и зачитать).

1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (у него нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).

5. Лиса (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

6. Красная шапочка (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (три поросенка) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

9. Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения).

12. Капитан Врунгель. (воспользовался правом свободы передвижения).

13. Сеньор помидор. Тыква. (Нарушено право неприкосновенности жилища).

14. Знайка (воспользовался правом на образование).

15. Буратино (воспользовался правом на образование).

16. Герои простоквашино (воспользовались правом на отдых).

17. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).

18. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

19. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).

20. Наф-наф (воспользовался правом на труд).

Конкурс 4

«Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

Право на жизнь

А) Золушка

Б) Колобок

В) Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

А) Сестрица Алёнушка

Б) Три поросёнка

В) Колобок

Право на свободный труд

А) Золушка

Б) Красная Шапочка

В) Балда

Право на свободу вступления в брак

А) Золушка

Б) Дюймовочка

В) Алёнушка

Право на владение личным имуществом

А) Красная Шапочка

Б) Буратино

В) Баба Яга

Конкурс 4

Воспитатель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.

Всякому мила (своя сторона).

Родина-мать, (умей за нее постоять).

Для Родины своей (жизни не жалей).

На чужой стороне и (весна не красна).

Жить -(Родине служить)

Родной свой край (люби и знай, делами прославляй).

Восстановленные пословицы дети наклеивают на лист бумаги, прикрепляют на доску и читают пословицы.

Подведение итогов классного часа.

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Когда в России отмечается день Конституции?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Воспитатель: Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее