Статья на тему «Личностно- ориентированное обучение математике как одно из средств качественной подготовки к итоговой аттестации»
Курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть ученики, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и ученики, для которых математика – вечная проблема. Перед учителем всегда стоит и стоял вопрос о повышении качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Как сделать так, чтобы каждый ученик развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Передо мной эта проблема встала довольно остро, по итогам 2015- 16 учебного года трое учащихся нашей школы прошли итоговую аттестацию успешно, но только со второй попытки, а в прошлом учебном году таковым стал один ученик.
Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Невозможно добиться усвоения материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Ориентировка на "среднего" ученика приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера (потери интереса к математике, нежелании учиться и др.). Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования обуславливает необходимость осуществления индивидуального подхода к учащимся. Такой подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых, но и для развития способностей сильных учеников. Развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует стремление учиться по своему внутреннему убеждению. Таким образом, традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа направлена в основном на «среднего» ученика. Современная ситуация предполагает разноуровневый подход к обучению математике, который ориентирован на степень обученности каждого учащегося с учетом его личностных качеств. Этот подход реализуется через теорию развивающего обучения, которое еще было описано в трудах Д. Эльконина и В. Давыдова. Дифференциация приемов и методов обучения математики является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Как всем известно, учет индивидуальных особенностей является один из ведущих принципов дидактики. На которое основано обучение в условиях поэтапного введения ФГОС в ОУ и определено как личностно- ориентированное обучение.
Поэтому на своих уроках стараюсь придерживаться следующих принципов:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности в себе;
осуществление сотрудничества учителя и ученика;
создание для ученика ситуаций, в которых он имеет возможность выбора уровня сложности контрольного задания;
учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
применение зачетной формы контроля при подготовки к итоговой аттестации с учетом уровня сложности;
гарантирование ученику права на повышение оценки (уровня сложности) и его поощрения;
соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
При изучении или повторении тем школьного курса математики при подготовке к итоговой аттестации в 12 классе материал преподносится с учетом индивидуальных способностей конкретного ученика по уровням сложности (с базового уровня до повышенной сложности). Условно делю уровни сложности на три группы. Ученик имеет возможность, освоив материал на базовом I уровне, перейти на более высокую ступень, это возможно осуществить в урочное время. Понятно, что более продвинутый III уровень сложности требует знаний и умений выходящих за рамки базового уровня обучения. Мною это реализуется на индивидуально- групповых занятиях в рамках элективного курса по теме «Избранные вопросы математики».
Использование технологии личностно- ориентированного обучения дает возможность:
обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении заданий;
достичь уровня обязательных результатов обучения всеми учащимися;
способствует более прочному и глубокому усвоению знаний;
развить индивидуальные способности, самостоятельное творческое мышление, не потерять интереса к математике;
способствует повышению результативности через возможность увеличения плотности урока;
позволяет каждому ученику получить успешное развитие, реализоваться сильным учащимся;
снижать психо- эмоциональное напряжение на уроках.
Таким образом, результативность прохождения итоговой аттестации во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями учащихся. При контроле овладения ЗУН применяю индивидуальные карты, составленные на каждого учащегося с учетом уровня сложности (приложение 1), для примера разместила во 2 приложении задания для зачетной работы для одной из тем по уровням сложности. Задания для таких работ беру из рекомендованного сайта ФИПИ http://www.fipi.ru – открытого банка заданий ЕГЭ и сборника тренировочных материалов того же сайта.
Надеюсь, что моя работа повысит уровень подготовки к итоговой аттестации и решит проблему повышения качества образования.
Литература:
https://ru.wikipedia.org/ - теория развивающего обучения Д. Эльконина и В. Давыдова.
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: История и практика.- М.: КСП, 2003. http://i.booksee.org
http://www.fipi.ru/trensborniki - сборник тренировочных материалов для подготовки к государственной итоговой аттестации по МАТЕМАТИКЕ 2018 г по образовательным программам СРЕДНЕГО общего образования.
http://www.fipi.ru/85.142.162.119 - открытый банк данных заданий ЕГЭ 2018 математика (базовый и профильный уровень).
Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Математика. Методика подготовки: базовый уровень (профильный уровень).- М.: Просвещение, 2017.