«Зимний фестиваль знаний 2025»

Статья "Методы преподавания биологии"

В школьном обуче­нии наряду с установлением объема содержания учебного пред­мета и отбором материала для урока громадное значение имеют методы преподавания.

Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Та­кие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Понятие о методах и их классификации

В школьном обуче­нии наряду с установлением объема содержания учебного пред­мета и отбором материала для урока громадное значение имеют методы преподавания.

Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Та­кие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние.

«Метод в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».

Педагогическая теория и практика советской школы рассмат­ривают учебно-воспитательный процесс как двусторонний, со­четающий обучающую деятельность учителя и учебную деятель­ность учащихся. Это вполне соответствует основному принципу советской школы — принципу воспитывающего развивающе­го обучения.

Определение метода применительно к обучению должно вы­текать логически из признания единства деятельности учи­теля и деятельности учащихся в процессе обучения, т. е. содер­жать характеристику деятельности учителя и ученика. То и дру­гое содержится в следующем определении учебного метода.

Учебный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.

Это определение метода выражает понятие о двух его взаимо­связанных сторонах: передающая, воздействующая — учитель и воспринимающая, усваивающая — учащиеся. Характер этого взаимодействия зависит от источника знаний.

Источник знаний определяется содержанием учебного мате­риала, которое является ведущим в процессе обучения.

В практике преподавания биологии сложились различные ме­тоды обучения. Однако их можно сгруппировать по наиболее существенным признакам:

- источники, из которых учащиеся черпают знания;

- характер деятельности учителя;

- характер деятельности учащихся в процессе обучения.

Эти три признака вытекают из понимания обучения и учения как единого процесса, в котором взаимосвязаны и обусловлены деятельность учителя (обучающего) и ученика (обучаемого), а источники знаний находятся в тесной взаимосвязи с деятель­ностью того и другого. Поэтому основой классификаций методов являются все три названных признака, а не один или два из них. Классификация по источникам знаний и единству деятельности учителя и ученика проста и удобна; она позволяет правильно выбрать и применить методы в зависимости от специфики содер­жания учебного материала.

Руководствуясь существенными признаками методов, следует выделить группу методов, применяя которые учитель передает знания учащимся главным образом через посредство слова с иллюстрацией наглядных пособий к излагаемому материалу по мере надобности.

При этом основным источником, из которого ученики черпа­ют новые знания, является слово: рассказ, объяснение, лекция, беседа. Деятельность учащихся выражается преимущественно в слушании, осмысливании и последующих устных и письменных ответах.

При применении другой группы методов основную роль в пе­редаче знаний играет показ, демонстрация учителем предметов и явлений, а слово учителя приобретает иное значение. Учитель направляет ход наблюдений и логику мышления учащихся, уточ­няет правильность их восприятия. Ученики, наблюдая, осмысли­вают факты, делают выводы, получают новые знания, а иногда и новые умения, например, как самостоятельно поставить про­демонстрированный учителем опыт, приготовить микропрепарат и т. п.

Основным источником знаний, приобретаемых учащимися, яв­ляется наблюдение, а не слово учителя, хотя за ним остает­ся руководство всем познавательным процессом.

Деятельность учащихся направлена на зрительное восприя­тие демонстрируемых объектов или опытов. При ответах уча­щиеся рассказывают о том, что они наблюдали, иногда демон­стрируют опыты, растения, животных, показывают по таблицам. Таким образом, деятельность учащихся выражается в наблюде­нии и рассказе о наблюдаемом и значительно меньше в слу­шании и ответах.

Наконец, учитель применяет такие методы, при которых пере­дача знаний происходит преимущественно в процессе практи­ческой работы учащихся. Они по заданию (инструктажу) самостоятельно рассматривают строение семени, плода, вскры­тую лягушку, производят посевы на школьном учебно-опытном участке, работают на животноводческой ферме и т. п. и, рабо­тая, приобретают новые знания, умения, а потом и навыки, т. е, автоматизированные, привычные умения.

Практическая деятельность учащихся связана с применением орудий исследовательского (пинцет, скальпель, лупа, микроскоп и пр.) и производительного (лопата, секатор, опыливатель и пр ) труда.

Слово учителя необходимо и в этих случаях: он инструкти­рует, указывает, какова цель работы, какие теоретические зна­ния важны для ее правильного проведения. Учитель проверяет ход работы, помогает сделать выводы — руководит познаватель­ным процессом. В ряде случаев по указанию учителя в помощь проведению работы и приобретению знаний в процессе ее может служить книга (учебник, справочник и другая литература) как пособие к основному источнику знаний — практической работе, но не как самостоятельный источник знаний.

В деятельности учащихся имеет место слушание и наблюде­ние, но преобладает практическая работа, в ходе которой осо­бенную роль играет самостоятельный мыслительный процесс, позволяющий решить задачу, вопрос, проблему. Результаты та­кой работы являются основным источником знаний.

При ответах учащиеся показывают результаты проделанной работы и рассказывают о ней, делая выводы, записи, по требо­ванию учителя повторяют ее еще раз.

Таким образом, на основании преобладающего характера ис­точников знаний, деятельности учителя и учащихся методы пре­подавания биологии разделяют на три группы или рода: сло­весные, наглядные, практические.

При применении одних методов передача знаний проводится словом, при применении других — показом и третьих в прак­тической работе. Учащиеся же усваивают знания слушая, на­блюдая и работая практически.

Каждая группа охватывает родственные виды методов. На­пример, беседа, рассказ, лекция являются различными видами словесных методов.

В свою очередь демонстрация натуральных объектов, опытов, а также демонстрация изобразительных наглядных средств (кино, таблиц, схем) составляют группу близких видов, отно­сящихся к наглядным методам.

Практические работы учащихся, распознавание и определе­ние объектов (например, расчленение, вскрытие, определение объектов), наблюдения самостоятельно проводимых опытов и постановка эксперимента для решения поставленных учителем вопросов — все это виды практических методов.

Всеми методами предусматривается возможность активного участия в уроке учащихся. При словесных методах учащиеся де­лают сообщение, доклад; при наглядных методах демонстрируют ранее поставленные ими опыты, монтируют схемы, демонстри­руют объекты; при практических — предлагают варианты поста­новки опытов, которые они будут проводить, и обсуждают ре­зультаты работы. Работа с книгой проводится при применении любых методов.

В педагогике и методике долгое время не было единых обще­принятых определений методов обучения и их классификации. В настоящее время уже имеет место общая точка зрения по этим вопросам. Попытки классифицировать методы преподава­ния биологии других авторов по существу сводятся к делению методов на две группы:

1.методы изложения учебного материала учителем;

2.методы самостоятельной работы учащихся.

Такое деление методов отрывает деятельность учителя от деятельности ученика, что приводит к делению методов на пас­сивные (методы изложения материала учителем) и активные (методы самостоятельной работы учащихся). Признание же де­ления методов на активные и пассивные давно считается в педа­гогике устаревшим.

Отрицание источников знания приводит к отделению методов от содержания, в то время как содержание определяет методы и служит решающим фактором при их выборе. Неправомерно выделять проблемный, поисковый, исследовательский «методы», так как все они выражают лишь различную степень самостоя­тельной работы учащихся, которые возможны при любых мето­дах. Выделение особого «репродуктивного» (воспроизводящего)' метода также нецелесообразно, потому что воспроизведение обя­зательно присутствует в каждом методе, если исходить из признания единства деятельности учителя и учащихся.

Применением каждого метода предусматривается степень самостоятельного мышления "учащихся, так как без пробуж­дения их мысли нет и понимания, и сознательного усвоения зна­ний. Применение всех методов связано с развитием мышления учащихся.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее