«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Бойко Галина Ивановна,
Воспитатель, руководитель творческого объединения «Умелые ручки»
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира - Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания школьников в современной общеобразовательной школе.
Определение теоретических основ патриотического воспитания становится возможным на основе ретроспективного анализа как гражданско-патриотического, так и эстетического воспитания, поскольку в современной педагогике эти направления воспитательной работы рассматриваются как относительно самостоятельные. Определяя патриотизм как одно из ведущих духовно-нравственных качеств, которое включает в себя, в том числе, общечеловеческие ценности, необходимо переосмыслить его содержание в новых социально-экономических условиях, при этом проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на традиционных ценностях отечественной культуры остается по-прежнему актуальной. Более того, на современном этапе развития общества, в век многочисленных открытий целесообразно помнить, что нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания красоты окружающего мира. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства представляет собой процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогически целесообразной продуктивной деятельности, которая предполагает формирование в единстве художественно-эстетических образов патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной изобразительной творческой созидательной деятельности учащихся. Анализ научно-методической литературы позволил нам рассматривать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как относительно самостоятельное направление педагогической деятельности. Сущность данного процесса заключается в формировании у учащихся патриотических чувств, осознания чувства Родины. В педагогическом процессе реализация данного направления возможна при использовании самых разнообразных методов изобразительного искусства и форм: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура. К группе изобразительных методов мы отнесли те, которые способны воздействовать посредством: искусства линии, искусства объема, искусства света, искусства пространства. Собственно, сами методы изобразительного искусства в патриотическом воспитании учащихся уже несут большую педагогическую нагрузку. Она заключена в том, что, отражая целостные свойства сознания, методы служат преобразованию каждого его компонента, а вместе с тем преобразованию человека изнутри, а также способствуют проявлению сущностных сил человека, развитию образного, творческого мышления, созидательно-творческой деятельности. Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Говорят, нас ведет по жизни незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидение собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Если в процессе поиска этого пути мы встречаем истинных единомышленников, наступает «удачи момент». Идти становится легче, жить – интереснее.