"Формирование навыков учебного поведения у обучающихся с РАС "
Авторы: Пизюр А.Ю.
Бойко А.А.
Хрипкова М.В.
Во многих случаях у пришедших в школу детей с РАС оказывается несформированным стереотип учебного поведения. В одних случаях это сочетается с выраженным дезадаптивным поведением, в других –выраженного дезадаптивного поведения не отмечается, но ребенок просто «не знаком» с обучающей ситуацией. В такой ситуации стереотип учебного поведения необходимо сформировать для успешного освоения программы.
Учебное поведение включает в себя навыки, которые помогают ребенку учиться. Это та база, на которой строится все школьное обучение. Дефицит в формировании данных навыков может привести к более длительному периоду адаптации ребенка в школе и к трудностям в усвоении программы.
Содержание коррекционной работы по формированию стереотипа учебного поведения включает несколько направлений, в том числе формирование навыков:
1)социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками;
2) работы в классе (группе.
Школьное обучение включает выполнение различных инструкций педагога. И это не только учебные инструкции: посчитай, напиши, реши, но и более простые: встань, подойди, посмотри, возьми. Если ребенок не выполняет простые инструкции, его обучение в школе будет затруднено. Инструкции не обязательно должны быть исключительно устными. Это могут быть визуальные инструкции, когда необходимое действие будет представлено в виде изображения (фотографии, рисунка, схемы) или жестовых инструкций. Желательно учить ребенка выполнять разные инструкции, потому что в процессе школьного обучения обычно используются все их виды.
Также важно для ребенка уметь выполнять просьбы не только взрослых, но и сверстников. Во время школьного обучения часто возникают ситуации, при которых необходимо ориентироваться на слова одноклассников. Это нужно как во время обучения, так и во время свободной деятельности в игре.
Для формирования этого навыка необходима работа по пониманию речи, обращенной к ребенку. Такую работу следует начать с формирования списка наиболее часто даваемых ребенку указаний, просьб и инструкций. В течение дня инструкции, выполнение которых отрабатывается в данный промежуток времени, даются ребенку как можно чаще.
Если ребенок не выполняет просьбу, ему дается подсказка в виде демонстрации действия.
Многократное повторение одних и тех же просьб в типичных ситуациях приводит к тому, что ребенок выполняет их ситуативно, т.е. ориентируясь на знакомую ситуацию. У многих детей с РАС не возникает проблем с пониманием речевых высказываний, но отсутствует мотивация к выполнению заданий. В таких случаях большое внимание уделяется подкреплению выполняемых просьб, указаний и инструкций (например, при выполнении 30-ти инструкций учителя в течение учебного дня, ученик получает возможность поиграть на планшете).
Формирование навыков работы в классе (группе)
Выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка времени
Формирование данного навыка осуществляется поэтапно: от минимального времени (нескольких минут) до полного урока.
Для формирования данного навыка интенсивно используются сле-дующие приемы:
подбор мотивирующей ребенка деятельности;
использование подкреплений (в виде любимых наклеек, жетонов и т.д.);
использование наглядных расписаний, чтобы ребенок видел задания, которые ему необходимо сделать;
использование таймеров, демонстрирующих, сколько времени
осталось работать;
смена видов деятельности для предотвращения пресыщения;
включение в ход урока коротких перерывов.
Умение следить за учителем
Учитель не всегда специально привлекает внимание учеников перед какой-то инструкцией или действием. Предполагается, что ученики следят за действиями учителя самостоятельно и ориентируются на них и на слова учителя.
Ученикам с РАС может быть очень сложно самостоятельно отслеживать все действия учителя. Он может отвлекаться, не понимать, в какой именно момент нужно смотреть на учителя и т.д. Это навык, который требует дополнительного отдельного обучения.
Умение выполнять фронтальные инструкции
Довольно часто дети могут выполнять только инструкции, обращенные лично к ним. Им сложно бывает реагировать на слова педагога, обращенные сразу ко всем детям в классе. Ребенок может не понимать: должен ли он делать то, что сказал учитель, относится ли эта просьба и к нему в том числе. Многие дети перед школой имеют только опыт индивидуальных занятий и привыкают к личному обращению педагога на уроках. Отсутствие данного навыка может снизить эффективность работы ребенка на уроке в классе, поэтому перед школой рекомендуется обучать правильно реагировать на фронтальные инструкции.
Алгоритм действий учителя может включать следующие шаги:
1. Учитель повторяет инструкцию, подходя к парте ребенка и глядя на него. При этом не называет ученика по имени.
2. Учитель повторяет инструкцию, увеличивая расстояние по отношению к ребенку, но продолжая смотреть на него.
3. Учитель дает инструкцию один раз, стоя у доски и сохраняя зри-
тельный контакт с ребенком.
4. Во время подачи инструкции учитель эпизодически смотрит на
ребенка. Часто невыполнение инструкции связано с ее непониманием. В таких ситуациях необходимо использовать дополнительные подсказки(указывание пальцем, наглядная демонстрация действия, дублирование инструкции в письменном виде).Возможно привлечение тьютора, который помогает направить внимание на учителя и совершить необходимое действие сразу вслед за предоставленной инструкцией.
Использование подкрепления эффективно, если ребенок адекватно реагирует на слова учителя.
Умение ждать
Умение ждать – это важнейший навык, который необходим для повседневной жизни. У детей с РАС этот навык на момент поступления в школу часто не сформирован. Они не могут ждать учителя и других
детей в ходе режимных моментов, по окончании урока, при переходе в столовую и т.д. Неумение ждать в большинстве случаев приводит к дезадаптивному поведению. Также данный навык важен для обучения другим более сложным социальным навыкам: отвечать на вопрос учителя после поднятия руки, при играх с переходом ходов.
Эффективные приемы работы:
пошаговое обучение (постепенное увеличение времени ожидания);
использование таймеров и часов, наглядно демонстрирующих, сколько времени осталось ждать;
поощрение ожидания ребенка, если оно не сопровождается дезадаптивным поведением;
использование интересных для ребенка видов деятельности для облегчения процесса ожидания.
Рекомендации по дальнейшей работе
Отработать (генерализовать) навыки в малой группе, затем организовать поэтапное включение ребенка в класс, сохраняя жетонную систе-му подкрепления.
Если у ребенка с РАС не возникает проблем с организацией собственного поведения в учебной ситуации, то стереотип учебного поведения можно считать сформированным. Тогда дальнейшая работа по закреплению и отработке этих навыков осуществляется уже в рамках классно-урочной системы. Внеурочные часы отводятся на другие направления коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, работа по формированию стереотипа учебного поведения в школе является крайне важной. Она обеспечивает базу для дальнейшего обучения и социализации детей с РАС.


