Формирование навыка совместного внимания у детей с РАС
Автор: Сантос Майорга Л.С., учитель-дефектолог ГКОУ специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Полтавской Краснодарского края
Совместное внимание – это один из важнейших навыков, закладывающих основу для дальнейшей социализации ребенка.
В литературе можно встретить следующие определения совместного внимания:
- два человека активно совместно обращают внимание на объект; они следят за тем, чтобы партнёр также обращал внимание не этот объект (Isaksen & Holth,2009);
- совпадение ментального фокуса двух людей (Baldwin,1995);
- синхронное внимание двух или большего количества людей по отношению к объекту или событию (Holth,2016).
В онтогенезе совместное внимание – это один из самых ранних навыков. Можно проследить этапы формирования навыка совместного внимания:
-0-6 месяцев: реакция на лицо взрослого, фокусирование на нем;
- 6-9 месяцев: слежение за перемещением другого;
- 9-12 месяцев: перемещение взгляда от объекта к объекту, ориентировка тела/головы на звук, ориентировка тела/головы на имя;
- 12-18 месяцев: перемещение взгляда между объектом и знакомым человеком комбинируется с жестами в направлении объекта;
- 18 месяцев и позже: перемещение взгляда между объектом и знакомым человеком комбинируется с жестами в направлении объекта, звуками, зрительным контактом, показом объекта собеседнику (родителю).
У детей с аутизмом наблюдаются значительные трудности в развитии совместного внимания, что ограничивает их возможности в коммуникативной сфере.
Поэтому развитие совместного внимания является основой для дальнейших коммуникативных и социальных навыков для детей с аутизмом.
Этот навык можно сформировать даже у неговорящего ребенка, который не пользуется никакими видами альтернативной коммуникации.
Чтобы начать работать над формированием совместного внимания, нужно определить текущий уровень развития ребенка в этой сфере.
Оценке будут подлежать следующие параметры:
- наблюдение (как ребенок взаимодействует с окружающими, следит ли он за действиями других);
- коммуникация (способен ли ребенок поддерживать зрительный контакт, использует ли он собственные звуки или жесты для привлечения внимания другого);
- социальная игра (интересуется ли ребенок играми, в которых требуется совместное внимание, берет ли предметы, чтобы поделиться ими с другим).
План обучения совместному вниманию может быть построен следующим образом:
Формирование предварительных навыков
Формирование зрительного контакта за столом и в натуральной среде во время просьбы;
Формирование реакции на социальное одобрение.
Формирование предварительных навыков
Предварительные навыки формируются с помощью специальных упражнений.
Упражнение 1: педагог берет мотивационную игрушку, помещает ее в поле зрения ребенка.
Поведение ребенка: переводит глаза на игрушку и начинает с ней играть.
Это упражнение необходимо для того, чтобы научить ребенка реагировать на взаимодействие со взрослым.
Возможна ситуация, когда трудно подобрать мотивационную игрушку, тогда следует сделать выбор в пользу пищевого поощрения.
Упражнение 2: педагог стучит по игрушке так, что слышен звук; игрушка находится вне поля зрения ребенка.
Поведение ребенка: разворачивает голову, переводит взгляд на игрушку, берет её у взрослого и начинает играть.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы научить ребенка реагировать на звук: поворачивать тело/голову, переводить взгляд на игрушку и брать её.
Упражнение 3: педагог толкает игрушку так, чтобы она попала в поле зрения ребенка.
Поведение ребенка: следит за движением игрушки, затем берет её и начинает играть.
Возможна ситуация, когда ребенок не следит за игрушкой. Тогда педагог может использовать физические подсказки: например, поворот головы или указательный жест.
Также можно использовать модификацию этого упражнения и следить не за игрушкой, а за солнечным зайчиком.
Упражнение «Солнечный зайчик»: педагог направляет свет от фонарика в поле зрения ребенка.
Поведение ребенка: следит за движением солнечного зайчика и пытается его поймать.
Когда эти упражнения проведены, необходимо оценить промежуточный итог. Может ли ребенок:
Переводить взгляд на игрушку.
Смотреть на поощрение
Реагировать на звук
Следить за перемещающимся предметом
Если эти навыки сформированы, можно переходить к следующему этапу.
Формирование зрительного контакта за столом и в натуральной среде во время просьбы
Для формирования зрительного контакта понадобится следующее упражнение.
Упражнение 4: педагог контролирует игрушку, находящуюся в поле зрения ребенка. От ребенка требуется посмотреть на взрослого, чтобы ее получить.
Поведение ребенка: смотрит на взрослого и берет игрушку.
Чтобы установить зрительный контакт, потребуется самые разнообразные подсказки, в соответствии с возможностями ребенка
Взрослый должен продуцировать начальный зрительный контакт, используя все виды помощи: «залезть» в глаза ребенка, присесть на его уровень, поднять игрушку до уровня глаз, чтобы он, смотря на предмет, имел хотя бы мимолетный зрительный контакт с педагогом. Используется максимальное количество помощи, чтобы сформировать реакцию «посмотрел в глаза – получил желаемое». Затем помощь постепенно убирается и навык становится самостоятельным.
При формировании зрительного контакта необходимо двигаться от более простой реакции к сложной:
- ребенок демонстрирует мимолетный зрительный контакт;
- продолжительность зрительного контакта 1 сек;
- продолжительность зрительного контакта 2 сек;
- продолжительность зрительного контакта 3 сек.
Затем начинается освоение второго блока этапа 1.
Формирование реакции на социальное одобрение
Цель этапа – сформировать у ребенка поведение: «беру стимул со стола по кивку и улыбке взрослого»
Для формирования этого навыка нужна следующая поведенческая цепочка: на столе лежит объект – ребенок тянется и смотрит в глаза – педагог кивает и улыбается – ребенок берет объект.
На начальном этапе главная задача педагога – поймать мимолетный зрительный контакт, кивнуть и улыбнуться. Постепенно время между зрительным контактом и кивком с улыбкой увеличивается до 3 секунд.
Указанные упражнения следует выполнять именно в том порядке, в котором они представлены, действуя по принципу: от простого к сложному. Не рекомендуется переходить к выполнению последующего упражнения, если не освоено предыдущее.
Литература:
Сахьянова С.В. Развитие коммуникации у детей с РАС. Методические рекомендации / С.В. Сахьянова –Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2021
Котюсов А.И., Малых С.Б. Роль совместного внимания в раннем развитии социального познания// Теоретическая и экспериментальная психология. - 2021. - Т. 14 №2
https://autismjournal.help/articles/razdelennoe-sovmestnoe-vnimanie-i-autizm-u-rebenka
https://aba-class.com


