«Зимний фестиваль знаний 2026»

Формирование навыка совместного внимания у детей с РАС

В статье рассматриваются этапы развития навыка совместного внимания в онтогенезе, его значение для детей с аутизмом и методы его формирования.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Формирование навыка совместного внимания у детей с РАС


Автор: Сантос Майорга Л.С., учитель-дефектолог ГКОУ специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Полтавской Краснодарского края


Совместное внимание – это один из важнейших навыков, закладывающих основу для дальнейшей социализации ребенка.

В литературе можно встретить следующие определения совместного внимания:

- два человека активно совместно обращают внимание на объект; они следят за тем, чтобы партнёр также обращал внимание не этот объект (Isaksen & Holth,2009);

- совпадение ментального фокуса двух людей (Baldwin,1995);

- синхронное внимание двух или большего количества людей по отношению к объекту или событию (Holth,2016).

В онтогенезе совместное внимание – это один из самых ранних навыков. Можно проследить этапы формирования навыка совместного внимания:

-0-6 месяцев: реакция на лицо взрослого, фокусирование на нем;

- 6-9 месяцев: слежение за перемещением другого;

- 9-12 месяцев: перемещение взгляда от объекта к объекту, ориентировка тела/головы на звук, ориентировка тела/головы на имя;

- 12-18 месяцев: перемещение взгляда между объектом и знакомым человеком комбинируется с жестами в направлении объекта;

- 18 месяцев и позже: перемещение взгляда между объектом и знакомым человеком комбинируется с жестами в направлении объекта, звуками, зрительным контактом, показом объекта собеседнику (родителю).

У детей с аутизмом наблюдаются значительные трудности в развитии совместного внимания, что ограничивает их возможности в коммуникативной сфере.

Поэтому развитие совместного внимания является основой для дальнейших коммуникативных и социальных навыков для детей с аутизмом.

Этот навык можно сформировать даже у неговорящего ребенка, который не пользуется никакими видами альтернативной коммуникации.

Чтобы начать работать над формированием совместного внимания, нужно определить текущий уровень развития ребенка в этой сфере.

Оценке будут подлежать следующие параметры:

- наблюдение (как ребенок взаимодействует с окружающими, следит ли он за действиями других);

- коммуникация (способен ли ребенок поддерживать зрительный контакт, использует ли он собственные звуки или жесты для привлечения внимания другого);

- социальная игра (интересуется ли ребенок играми, в которых требуется совместное внимание, берет ли предметы, чтобы поделиться ими с другим).

План обучения совместному вниманию может быть построен следующим образом:

  • Формирование предварительных навыков

  • Формирование зрительного контакта за столом и в натуральной среде во время просьбы;

  • Формирование реакции на социальное одобрение.

Формирование предварительных навыков

Предварительные навыки формируются с помощью специальных упражнений.

Упражнение 1: педагог берет мотивационную игрушку, помещает ее в поле зрения ребенка.

Поведение ребенка: переводит глаза на игрушку и начинает с ней играть.

Это упражнение необходимо для того, чтобы научить ребенка реагировать на взаимодействие со взрослым.

Возможна ситуация, когда трудно подобрать мотивационную игрушку, тогда следует сделать выбор в пользу пищевого поощрения.

Упражнение 2: педагог стучит по игрушке так, что слышен звук; игрушка находится вне поля зрения ребенка.

Поведение ребенка: разворачивает голову, переводит взгляд на игрушку, берет её у взрослого и начинает играть.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы научить ребенка реагировать на звук: поворачивать тело/голову, переводить взгляд на игрушку и брать её.

Упражнение 3: педагог толкает игрушку так, чтобы она попала в поле зрения ребенка.

Поведение ребенка: следит за движением игрушки, затем берет её и начинает играть.

Возможна ситуация, когда ребенок не следит за игрушкой. Тогда педагог может использовать физические подсказки: например, поворот головы или указательный жест.

Также можно использовать модификацию этого упражнения и следить не за игрушкой, а за солнечным зайчиком.

Упражнение «Солнечный зайчик»: педагог направляет свет от фонарика в поле зрения ребенка.

Поведение ребенка: следит за движением солнечного зайчика и пытается его поймать.

Когда эти упражнения проведены, необходимо оценить промежуточный итог. Может ли ребенок:

  1. Переводить взгляд на игрушку.

  2. Смотреть на поощрение

  3. Реагировать на звук

  4. Следить за перемещающимся предметом

Если эти навыки сформированы, можно переходить к следующему этапу.

Формирование зрительного контакта за столом и в натуральной среде во время просьбы

Для формирования зрительного контакта понадобится следующее упражнение.

Упражнение 4: педагог контролирует игрушку, находящуюся в поле зрения ребенка. От ребенка требуется посмотреть на взрослого, чтобы ее получить.

Поведение ребенка: смотрит на взрослого и берет игрушку.

Чтобы установить зрительный контакт, потребуется самые разнообразные подсказки, в соответствии с возможностями ребенка

Взрослый должен продуцировать начальный зрительный контакт, используя все виды помощи: «залезть» в глаза ребенка, присесть на его уровень, поднять игрушку до уровня глаз, чтобы он, смотря на предмет, имел хотя бы мимолетный зрительный контакт с педагогом. Используется максимальное количество помощи, чтобы сформировать реакцию «посмотрел в глаза – получил желаемое». Затем помощь постепенно убирается и навык становится самостоятельным.

При формировании зрительного контакта необходимо двигаться от более простой реакции к сложной:

- ребенок демонстрирует мимолетный зрительный контакт;

- продолжительность зрительного контакта 1 сек;

- продолжительность зрительного контакта 2 сек;

- продолжительность зрительного контакта 3 сек.

Затем начинается освоение второго блока этапа 1.

Формирование реакции на социальное одобрение

Цель этапа – сформировать у ребенка поведение: «беру стимул со стола по кивку и улыбке взрослого»

Для формирования этого навыка нужна следующая поведенческая цепочка: на столе лежит объект – ребенок тянется и смотрит в глаза – педагог кивает и улыбается – ребенок берет объект.

На начальном этапе главная задача педагога – поймать мимолетный зрительный контакт, кивнуть и улыбнуться. Постепенно время между зрительным контактом и кивком с улыбкой увеличивается до 3 секунд.

Указанные упражнения следует выполнять именно в том порядке, в котором они представлены, действуя по принципу: от простого к сложному. Не рекомендуется переходить к выполнению последующего упражнения, если не освоено предыдущее.


Литература:

  1. Сахьянова С.В. Развитие коммуникации у детей с РАС. Методические рекомендации / С.В. Сахьянова –Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2021

  2. Котюсов А.И., Малых С.Б. Роль совместного внимания в раннем развитии социального познания// Теоретическая и экспериментальная психология. - 2021. - Т. 14 №2

  3. https://autismjournal.help/articles/razdelennoe-sovmestnoe-vnimanie-i-autizm-u-rebenka

  4. https://aba-class.com





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее