ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДО: СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПРИРОДОЙ
Гумерова.Н.Н.
воспитатель МАДОУ «д/с№82» г. Стерлитамак
Ключевые слова: экологическое воспитание, общение с природой, положительное отношение к миру
Осознается серьезность экологических проблем и в нашей стране. Президент В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии - в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Создан оргкомитет, разрабатывается план мероприятий. Следует ожидать, что будет уделено внимание и проблеме совершенствования экологического образования населения.
Экологическое образование уже давно является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Это относится и к экологическому образованию дошкольников. Именно в дошкольном возрасте берет начало формирование экологической культуры человека. Не случайно термины «экологическое воспитание», «экологическое образование» стали обычными в лексиконе педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). В некоторых ДОО реализуются парциальные программы (например, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой). Реализуется и в нашем ДОУ.
Экологическое воспитание предполагает формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе. Развитие «эмоционально-ценностного восприятия... мира природы» предусмотрено Стандартом ДО. Кроме того, в требованиях ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы значится, что «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру», а, следовательно, и к миру природы.
Важно отметить, что, как правило, экологическое воспитание осуществляется в единстве с другими направлениями воспитания. В частности, речь идет о развитии не только экологических, но и этических и эстетических чувств, т.е. об отношении к природе нравственном и эстетическом. Присущее детям очеловечивание, олицетворение природы представляет возможность слияния нравственного воспитания с воспитанием экологическим, возможность формирования у детей нравственно-экологического, эмоционально-ценностного отношения к ней. То же можно сказать и об экологическом и эстетическом отношении. Формирование эстетического отношения к объектам и явлениям природы одновременно будет и формированием экологического отношения, поскольку объектом является природа. Во многом одинаковы и воспитательные проблемы в этой области: преодоление у дошкольников негативных нравственного и эстетического отношения детей к природе. В первом случае речь идет о негативном отношении к «злым», «нехорошим» животным, например к волку, во втором - к «безобразным», «гадким» животным, например к жабе.
Можно выделить методы и приемы формирования положительного эстетического отношения к объектам природы. Не секрет, что дети испытывают эстетически негативное отношение к некоторым животным. Чаще всего в список «некрасивых», «безобразных» животных попадают жабы, лягушки, змеи, вараны, крокодилы, тараканы, пауки, сороконожки, мокрицы, осьминоги и др.
Отрицательное (эстетически) отношение к ним выработалось еще на ранних ступенях развития человека как предохранительная реакция и сохранилось до наших дней, став безусловным рефлексом. Наличие такой же реакции и по отношению к безвредным животным объясняется тем, что они очень похожи на опасных, или тем, что их безопасность не была в свое время выявлена опытом.
Преодоление негативного отношения детей к животным может включать следующие элементы:
- обращение внимания на элементы красивого во внешнем виде животных, а они, как правило, есть (при демонстрации, например, жабы можно проанализировать красоту глаз этого животного, имеющих золотистую радужную оболочку и большие черные зрачки);
- раскрытие совершенства форм животного, их гармонии, разъяснение функций тех частей тела, которые эстетически наименее приятны (например, лягушки всегда мокрые и холодные, поскольку выделяют жидкость, которая за счет испарения охлаждает поверхность тела; эта же жидкость дезинфицирует - убивает микробы);
- разъяснение места и роли этих животных в экологических системах, их безопасности и значения для человека;
- раскрытие истоков негативного отношения к животным.
И, конечно же, эффективность работы по преодолению негативного отношения к животным будет зависеть от обеспечения регулярности непосредственного общения детей с «некрасивыми» животными. «Если в детстве без ужаса он (ребенок. - А.М.) глядел на жаб, змей, раков, - писал Ж.-Ж. Руссо, - то и, выросши, он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное. Нет предметов ужасных для того, кто видит их каждый день».
Целесообразно напомнить еще одно направление формирования положительного отношения - проявление самим педагогом соответствующих эмоций и «заражение» ими детей. Это направление формирования экологического отношения можно считать универсальным. Очевидно, что не всякая игра или сухая, сугубо информативная передача природоведческих знаний будет способствовать формированию отношения к изучаемым объектам природы.
Приемы включения педагога в совместную эмоционально насыщенную деятельность известны. Стремясь вызвать у детей удивление, педагог показывает свое удивление. Обращая внимание детей на красоту природы, педагог сам восхищается ее красотами. Педагог совместно с детьми сопереживает тем маленьким трагедиям, которые часто происходят в природе. Квалифицированный педагог ДОО - это артист, играющий совместно с детьми те или иные роли на занятиях, в процессе проведения праздников и т.п.
Принимая во внимание рекомендации М.И. Костюченко, можно выделить следующие приемы обучения детей и стимулирования положительных эмоций при общении с природой:
Здороваться с обитателями уголка природы и растениями, произрастающими на территории детского сада; поднимать руку над головой, расставив пальчики-«антенны», - получать заряд энергии, бодрости и хорошего настроения.
Во время трудовой деятельности использовать музыкальное сопровождение.
Выполнять поручения с любовью, разговаривать с объектом.
Вставать в круг, браться за руки, закрывать глаза, слушать звуки: пение птиц, журчание воды, плеск рыб, шелест листвы и т.д.
Создавать обстановку удивления и восхищения: расцвел цветок, взошел овес, вылупились птенцы (просят есть, жалобно пищат), рыбы уплывают в грот и т.д.
Предлагать детям выбирать в уголке природы место, которое больше всего нравится, постоять, посидеть там.
Знакомить с растениями. Чтобы дети быстрее запоминали названия, растение надо «очеловечить», например: дядя Фикус, тетя Пальма, Принцесса Роза, королева Монстера.
Для того чтобы дети быстрее запомнили места обитания лисы, медведя и других животных, предложить перевоплотиться в них и «занять» их жилье.
Почаще напоминать детям, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей.
Выполнять поисково-исследовательские задания внимательно и ответственно. Например, находить больные растения и помогать им, ставить табличку с зеленым крестиком - «нуждается в лечении».
На экскурсиях и прогулках должен происходить тесный контакт с природой: дети разговаривают с растениями, птицами, насекомыми, любуются и ухаживают за ними.
Организовать заполнение календаря наблюдений, «Жалобной книги природы».
Основные выводы
- Экологическое образование - это единый процесс экологического обучения и экологического воспитания с целью (для дошкольников) формирования положительного отношения детей к природе.
- Экологическое обучение дошкольников федеральным государственным стандартом дошкольного образования не предусмотрено. Согласно этому документу, в ДОО должны закладываться лишь предпосылки для освоения (в начальной и основной школе) экологических знаний и умений. Эти предпосылки реализуются через: а) обучение элементарному естествознанию; б) ознакомление со связями между объектами и явлениями природы, между человеком и природой.
В то же время образовательные программы ДОО могут включать и элементы экологического обучения (без использования понятия «экология» или с использованием этого понятия). В этом случае можно говорить о включении в экологическое образование детей элементов экологического обучения.
- Более заметное место в структуре экологического образования дошкольников занимает экологическое воспитание. Развитие «эмоционально-ценностного восприятия... мира природы» предусмотрено Стандартом ДО. Экологическое воспитание осуществляется различными методами в тесном единстве с другими направлениями воспитания. Формирование эмоционально-ценностного отношения детей к природе может осуществляться и в процессе естествоведческого образования через передачу педагогом своего отношения к изучаемым объектам, через стимулирование эмоционального отношения к ним детей.
Список литературы
Миронов А. Формирование положительных отношений к «злым» животным / А.В. Миронов, Р. Хабибрахманова // Начальная школа. 1995. № 9.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1981.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Миронов А. Экологическое образование в ДОО: экологическое обучение или (и) экологическое воспитание?//Дошкольное воспитание. - 2017. – № 4 - С.36-40