Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим
перед ними проблемы,
которые надо решить.
Роджер Левин
В настоящее время, время модернизации российского образования, особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.).
Таким образом, целевая направленность современной школы, исходя из Концепции модернизации образования, связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Личность, характеризующая не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, может гармонично строить отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.
В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Через данное понятие определяется структура содержания обучения русскому языку.
Научить русскому языку – значит сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Лингвистическая компетенция – предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи, – ее законов, правил, структуры; умение анализировать и классифицировать языковые явления.
Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Приоритетной компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Согласно нормативным документам, в понятие «коммуникативная компетенция» включаются следующие показатели:
:
осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;
владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями;
способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.
Основная задача педагога, использующего компетентностный подход в преподавании языка, – создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения. А.В. Хуторской считает, что «… в основе уроков русского языка в старшей школе лежит практико-ориентированный подход, …предполагающий создание образовательной ситуации», основными составляющими которой являются: образовательная напряженность, уточнение образовательного объекта, конкретизация задания, решение ситуации, демонстрация образовательной продукции, систематизация полученной продукции, работа с культурно-историческими аналогами, рефлексия.
Поэтому на уроках в старших классах деятельность учащихся направлена на создание готового текста: написание аргументированного эссе, творческой работы, ориентированной на цели и задачи коммуникации (предварительная работа заключается в комплексном лингвистическом анализе текста), что особенно актуально при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ. Задача учащихся – создать собственный текст, прокомментировав то или иное явление, приведя собственные примеры. Таким образом, учащиеся не только работают над комплексным анализом текста, но и создают собственный продукт (форму работы ученик выбирает сам: отзыв, эссе, эпистолярный жанр, статья в лингвистический справочник, серия вопросов, заданий, тестов по данной теме с обязательной защитой своей работы). Таким образом, на данных уроках закладывается и опыт публичного выступления, навыков ведения дискуссии и полемики.
Таким образом, коммуникативная компетенция – выбор и реализация программ речевого общения в зависимости от способностей человека ориентироваться в той или иной речевой ситуации (совокупность конкретных экстралингвистических факторов, вовлекающих людей в языковую коммуникацию, и определяет их речевое поведение): умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, возникающих у учащихся до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации.
Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.
Так как коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности, основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д., умения и навыки анализа текста.
Таким образом, коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Формирование данных навыков возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции. Поэтому на уроках русского языка и литературы (а также во внеучебной деятельности) мною активно используется проектная деятельность, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, развивать коммуникативные навыки. Работая в группе, ребята учатся доказывать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести дискуссию.
Так, к урокам русского языка учащиеся (в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ) индивидуально и в группах готовят презентации об особенностях текстов разных функциональных стилей, о средствах выразительности языка; к урокам литературы ребята готовят уроки-спектакли по поэзии Серебряного века (задания ребята выбирают сами: готовят сообщения о поэтах Серебряного века, сборники, посвященные творчеству выбранного поэта, альманахи стихов, пишут стихи-подражания любимому поэту). К уроку, посвященному творчеству А.А. Ахматовой, группам учащихся было предложено найти материал о ее жизни и творчестве, подготовить выразительное чтение любимых стихов, инсценировать фрагменты поэмы «Реквием». Каждый ученик в составе группы выступил со своим сообщением. Во время работы над проектом урока-спектакля у учащихся, помимо коммуникативных, формировались и информационные компетенции: изучение различных источников информации, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение обрабатывать информацию, использовать ее.
Существенным признаком компетентностно-ориентированного обучения являются и свободные обсуждения учащимися прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны (неподготовленные высказывания учащихся, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему, в случае убедительных аргументов признавать их правоту).
Еще один очень важный фактор, связывающий обучение с жизнью, – чтение с коммуникативной целью (сделать понятным для слушателей незнакомый им текст).
Поэтому важно учить учащихся пересказывать самостоятельно прочитанный текст (например, в ходе групповой работы над деформированным текстом: каждый участник группы прочитал только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов все знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности, как показывает практика, этот вид работы оказывается сложным для учащихся 5-6 классов).
Как же научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи? В этом мне помогают разноуровневые задания на каждом этапе обучения: 5-6 класс – создание сочинений-описаний по картине, сочинений-сказок, сочинений-рассказов; 7-8 класс – изложений, изложений с элементами сочинения, рецензий, аннотаций, отзывов; 9-11 класс – создание проектов, сочинений, рефератов. Таким образом учащиеся вырабатывают навык создания текста от простого к более сложному.
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.
Воспитание компетентного человека – главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования, так как характеризуется формированием таких умений, способностей, личностных характеристик, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт учащихся.