«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Современные дети. Какие они?"

Коспект выступления на общешкольном родительском собрании по теме "Современные дети. Какие они?"

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Современные дети. Какие они?»


СЛАЙД 1.

Сравнивая  мир социальных взаимоотношений, мир познания, мир культуры и истории детей прошлого 20 века и современных детей напрашивается вывод о том, что дети изменились. Они не стали лучше или хуже. Они стали другими.  Какие же они современные дети?  Каковы их психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений? Об этом я сегодня хочу с вами поговорить.

СЛАЙД 2.

Современных детей называют по- разному. Например, «дети нового тысячелетия» ; «дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного; во Франции их называют «тефлоновые дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения. А еще, согласно теории поколений, детей, родившихся в 2000 годах называют Поколением Z. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»).

5 главных отличий ребенка XXI века: версии ученых

Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребенок нашего времени.

СЛАЙД 3.

По мнению кандидата психологических наук Александра Снегурова, сегодняшний ребенок — это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно.  Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, — и это норма. Однажды с учениками 9–10-летнего возраста пошли в музей, где были представлены артефакты прошлой эпохи. В частности, там находился телефон 1930-х годов, на диске которого были изображены не только цифры, но и буквы. Экскурсовод рассказывал, что раньше телефоны были стационарными, что нельзя было звонить с улицы. А один мальчик, указав на нарисованные буквы, заметил: «Но SMS'ки они уже отправляли». Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи. 

СЛАЙД 4.

Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого, считает историк Никита Соколов. Для них новый мир — единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание. Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.  Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой — ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми. 

СЛАЙД 5.

По мнению психиатра Натальи Кириллиной, с первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях — уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет. 

СЛАЙД 6

Социолог Дарья Халтурина считает, что современный ребенок — независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10–20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с этим. Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком станет все очевиднее.

Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу. 


СЛАЙД 7

Доктор медицинских наук Игорь Конь отмечает слабое здоровье современных детей. В последние 30–40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой — большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания. С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребенка. Другой негативный фактор — отсутствие достаточных физических нагрузок. Даже оставляя компьютеры и выходя на улицу, дети редко играют в энергозатратные игры, а в большинстве случаев увлечены теми же телефонами или планшетами. Отсюда рост количества детей с плохим зрением и проблемами с позвоночником. Ребенок XXI века слабо развит физически и подвержен большому количеству заболеваний.

СЛАЙД 8

В отличие от детей прошлого века у детей нынешних с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивным путем возникают в правом полушарии мозга. Вышеупомянутая острая потребность в получении информации заставляет их искать новые возможности ее удовлетворения. Если они не получают необходимой порции информационной энергии, то начинают проявлять недовольство и агрессию. Почти у всех современных детей объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной памяти выше, что позволяет им воспринимать и перерабатывать большее количество информации за весьма короткий промежуток времени. Эта способность дана им для того, чтобы в веке высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. На вопрос родителей современных детей «почему их дети часто становятся капризными и агрессивными» можно с уверенностью ответить, что дело именно в повышенной потребности ребенка к восприятию информации. Недаром, почти все дети любят смотреть телевизор, в котором их особенно привлекает реклама, отличающаяся динамичностью и сжатостью. На этом же принципе построены все компьютерные игры, приложения и прочие приманки для детей.

«Динамичность, яркость, информация и сжатость. Усвоить максимум за короткий срок» — вот лозунг современных детей. Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. «Клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, фрагментарность информационного потока, алогичность, полная разнородность поступающей информации, высокая скорость переключения между частями, фрагментами информации, отсутствие целостной картины восприятия окружающего мира. В связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих людей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Человек привыкает к постоянному мельтешению, сменам картинок и образов и уже не может воспринимать классические ленты, музыку, литературу — все, что требует сосредоточенности и умения делать выводы. Клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда. С другой стороны, клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность,  дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Клиповое сознание вошло в наших детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так и во всех жизненных аспектах.

Каков выход из этой ситуации?

На мой взгляд он очевиден. Первично изменилось само общество, следовательно должны измениться и методики подачи внутренней информации.

Сейчас ребенок уверенно выступает не «младшим» по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и в совместной деятельности. От данного пункта никак нельзя отмахиваться. «Каждый сверчок — знай свой шесток» оставьте, пожалуйста, в веке минувшем.

Ведь только при условиях равноправия, у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. А значит, нам с вами уже сейчас под силу создать общество успешных и уверенных в себе людей. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Как же это сделать, спросите вы? Начните с самих себя в первую очередь. Дети часто используют метод психологического «давления на кнопки». Если они замечают скрытый мотив в ваших попытках заставить их сделать что-то, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если вы не выполняете своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить вам вызов.

Дети – прекрасные знатоки «кнопок»: они работают с нами, взрослыми, чтобы помочь нам узнать, как мы манипулируем другими людьми. Поэтому, если вы постоянно сталкиваетесь с сопротивлением со стороны  детей, первым делом проверьте себя. Возможно, они держат перед вами зеркало или в своей непримиримой манере просят вас помочь им в установлении новых границ, проявлении их способностей или в подъеме на новый уровень развития.

Современным детям нужна помощь, но для роста не менее необходимы и трудности, проблемы, от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.

СЛАЙД

Три главных кита современного воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль.

Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда детям следует позволять самостоятельно устанавливать границы, чтобы они учились проявлять инициативу.

Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.

С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.

Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.

Не общайтесь свысока или с позиции сильного.

Уважайте ребёнка так же, как любого другого члена семьи, знакомого и просто человека, ведь он тоже таковым является.

Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребёнок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.

Общаться с ребенком тяжело, но в то же время общение является привилегией. Дети замечают хитрость и ложь, поэтому не стоит применять их: дети намного умнее, чем кажутся.

Наблюдайте за общением детей: они многому могут научить!

Итак, современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка. Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию. Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни. Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Удачи, Вам, дорогие родители, здоровых, благодарных детей и радости родительского общения!































3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее