МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Обогащение словарного запаса обучающихся
через изучение народного фольклора»
Уважаемые коллеги! В рамках методического пособия хочу представить вашему вниманию мою подборку материалов для работы по обогащению словарного запаса обучающихся через изучение народного фольклора.
(СЛАЙД 1).
Сразу может возникнуть логичный вопрос - а для чего это нужно? Ведь эта тема не нова. Ещё великие педагоги прошлых лет, такие как Ушинский, Тихеева отмечали богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития школьников. Современными педагогами уже накоплен огромный теоретический и методический материал по ознакомлению школьников с фольклорными произведениями.(СЛАЙД 2).
Но, работая по программе «Школа России» я обратила внимание, что изучение устного народного творчества (фольклора) является обязательным пунктом в программе по чтению. На протяжении первых четырех лет обучения школьники знакомятся с пословицами, поговорками, считалками, загадками, сказками и т.п. А в других дисциплинах это тема практически не затронута, или затронута поверхностно.
К началу обучения почти у всех ребят моего класса уже были сформированы основные компоненты речи (лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение). Но я обратила внимание на бедность их речи в плане экспрессивной (эмоциональной) лексики. Даже если дети правильно строят фразы, чисто произносят звуки, речь их не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают сравнения, часто не понимают значение образных выражений.
Большую роль здесь играет современный околокомпьютерный сленг. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто не находят времени на «живое» общение с ребёнком. Дети больше времени проводят за компьютером, где и черпают свой словарный запас. Порой, прислушиваясь к разговорам своих первоклашек, я ловлю себя на том, что не понимаю смысла многих слов и выражений, употребляемых ими. А они прекрасно понимают друг друга.
Для примера предлагаю вам некоторые слова из современного сленга детей. Попробуйте определить для себя значение этих слов. (СЛАЙД 3).
А на следующем слайде «расшифровка». (СЛАЙД 4).
Один из ребят на мой вопрос – Что такое глюкнуть? Ответил – Это же когда комп лагает!
Конечно, современные дети не являются первооткрывателями в подмене речи на сленговою, но меня заставило задуматься то, что прекрасно общаясь на «современном» языке ребята не понимают значения многих слов родного русского языка.
Например, прочитав басню «О попе и работнике его Балде», я взяла отрывок из этого произведения и попросила ребят выделить слова, значения которых они не поняли. Вот что получилось. (СЛАЙД 5).
Дети знают считалки, даже предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Очень редко они могут объяснить значение пословиц, досказать отгадку. Ребята практически не знают колыбельных песен, не используют в речи синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и многозначные слова сложны для понимания. Речь их - проста и односложна. Все это говорит о недостаточности работы с фольклором.
Кроме того, я провела опрос родителей. (СЛАЙД 6). В результате выяснилось, что они практически не используют с детьми малые формы фольклора, не знают колыбельных песен. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну - «Сорока – белобока…».
Всё вышеизложенное натолкнуло меня на мысль о необходимости более основательного, межпредметного изучения с детьми народного творчества. И я решила собрать подборку методических разработок по этой теме, адаптируя её ко всем предметам начальной школы и к внеурочной деятельности.
Уже на сегодняшний день подборка моих материалов стала такой объёмной, что рассказать обо всех используемых формах работы не хватит времени. Но я хочу познакомить вас с некоторыми заданиями.
Задание 1 учит проводить аналогии, находить скрытый смысл.(СЛАЙД 7). На слайде слева написаны иностранные пословицы, а справа - аналогичные им русские. Нужно найти сходные по смыслу. (Подобные задания часто встречаются в олимпиадах).
Задание 2. Это задание знакомо многим и очень любимо детьми.
(СЛАЙД 8). В левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. К каждому началу нужно подобрать правильное окончание.
Задание 3. Шуточная викторина «Животные в пословицах и поговорках»(СЛАЙД). Нужно вспомнить подходящую пословицу или поговорку к вопросу.
Ещё с несколькими приёмами ознакомления детей с народным фольклором я продемонстрирую вам позже на Мастер-классе.
Моя работа по сбору и употреблению методик знакомства с фольклорными жанрами началась недавно. Но уже сейчас я могу сделать вывод, что она актуальная и перспективная.
В результате активного использования различных фольклорных форм в работе я наблюдаю, что у детей повысился интерес к народному творчеству, они стали использовать в своей речи поговорки, считалки, потешки. На переменах ребята самостоятельно организовывают народные игры-забавы. Если в процессе чтения встречается незнакомое слово, они не прочитывают его бездумно, а интересуются его значением, осмысляют его.
В работе используются диагностические карты для изучения уровня фольклорной грамотности детей, их интереса к подобной деятельности.
(СЛАЙД 10). Спасибо за внимание