«Зимний фестиваль знаний 2025»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Обогащение словарного запаса обучающихся через изучение народного фольклора»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Обогащение словарного запаса обучающихся

через изучение народного фольклора»

Уважаемые коллеги! В рамках методического пособия хочу представить вашему вниманию мою подборку материалов для работы по обогащению словарного запаса обучающихся через изучение народного фольклора.

(СЛАЙД 1).

Сразу может возникнуть логичный вопрос - а для чего это нужно? Ведь эта тема не нова. Ещё великие педагоги прошлых лет, такие как Ушинский, Тихеева отмечали богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития школьников. Современными педагогами уже накоплен огромный теоретический и методический материал по ознакомлению школьников с фольклорными произведениями.(СЛАЙД 2).

Но, работая по программе «Школа России» я обратила внимание, что изучение устного народного творчества (фольклора) является обязательным пунктом в программе по чтению. На протяжении первых четырех лет обучения школьники знакомятся с пословицами, поговорками, считалками, загадками, сказками и т.п. А в других дисциплинах это тема практически не затронута, или затронута поверхностно.

К началу обучения почти у всех ребят моего класса уже были сформированы основные компоненты речи (лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение). Но я обратила внимание на бедность их речи в плане экспрессивной (эмоциональной) лексики. Даже если дети правильно строят фразы, чисто произносят звуки, речь их не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают сравнения, часто не понимают значение образных выражений.

Большую роль здесь играет современный околокомпьютерный сленг. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто не находят времени на «живое» общение с ребёнком. Дети больше времени проводят за компьютером, где и черпают свой словарный запас. Порой, прислушиваясь к разговорам своих первоклашек, я ловлю себя на том, что не понимаю смысла многих слов и выражений, употребляемых ими. А они прекрасно понимают друг друга.

Для примера предлагаю вам некоторые слова из современного сленга детей. Попробуйте определить для себя значение этих слов. (СЛАЙД 3).

А на следующем слайде «расшифровка». (СЛАЙД 4).

Один из ребят на мой вопрос – Что такое глюкнуть? Ответил – Это же когда комп лагает!

Конечно, современные дети не являются первооткрывателями в подмене речи на сленговою, но меня заставило задуматься то, что прекрасно общаясь на «современном» языке ребята не понимают значения многих слов родного русского языка.

Например, прочитав басню «О попе и работнике его Балде», я взяла отрывок из этого произведения и попросила ребят выделить слова, значения которых они не поняли. Вот что получилось. (СЛАЙД 5).

Дети знают считалки, даже предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Очень редко они могут объяснить значение пословиц, досказать отгадку. Ребята практически не знают колыбельных песен, не используют в речи синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и многозначные слова сложны для понимания. Речь их - проста и односложна. Все это говорит о недостаточности работы с фольклором.

Кроме того, я провела опрос родителей. (СЛАЙД 6). В результате выяснилось, что они практически не используют с детьми малые формы фольклора, не знают колыбельных песен. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну - «Сорока – белобока…».

Всё вышеизложенное натолкнуло меня на мысль о необходимости более основательного, межпредметного изучения с детьми народного творчества. И я решила собрать подборку методических разработок по этой теме, адаптируя её ко всем предметам начальной школы и к внеурочной деятельности.

Уже на сегодняшний день подборка моих материалов стала такой объёмной, что рассказать обо всех используемых формах работы не хватит времени. Но я хочу познакомить вас с некоторыми заданиями.

Задание 1 учит проводить аналогии, находить скрытый смысл.(СЛАЙД 7). На слайде слева написаны иностранные пословицы, а справа - аналогичные им русские. Нужно найти сходные по смыслу. (Подобные задания часто встречаются в олимпиадах).

Задание 2. Это задание знакомо многим и очень любимо детьми.

(СЛАЙД 8). В левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. К каждому началу нужно подобрать правильное окончание.

Задание 3. Шуточная викторина «Животные в пословицах и поговорках»(СЛАЙД). Нужно вспомнить подходящую пословицу или поговорку к вопросу.

Ещё с несколькими приёмами ознакомления детей с народным фольклором я продемонстрирую вам позже на Мастер-классе.

Моя работа по сбору и употреблению методик знакомства с фольклорными жанрами началась недавно. Но уже сейчас я могу сделать вывод, что она актуальная и перспективная.

В результате активного использования различных фольклорных форм в работе я наблюдаю, что у детей повысился интерес к народному творчеству, они стали использовать в своей речи поговорки, считалки, потешки. На переменах ребята самостоятельно организовывают народные игры-забавы. Если в процессе чтения встречается незнакомое слово, они не прочитывают его бездумно, а интересуются его значением, осмысляют его.

В работе используются диагностические карты для изучения уровня фольклорной грамотности детей, их интереса к подобной деятельности.

(СЛАЙД 10). Спасибо за внимание

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Обогащение словарного запаса обучающихся через изучение народного фольклора.

Обогащение словарного запаса обучающихся через изучение народного фольклора.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Снижение интереса к чтению книг Незнание традиций родного народа Возрастающий объём речевых штампов, сленговой речи. Незнание русского языка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Снижение интереса к чтению книг

Незнание традиций родного народа

Возрастающий объём речевых штампов, сленговой речи.

Незнание русского языка.

Юзер  Геймер Глюкнуть Лаг Симка  Чайник  Няшка  Чумачечий

Юзер

Геймер

Глюкнуть

Лаг

Симка

Чайник

Няшка

Чумачечий

Юзер – пользователь; Геймер – любитель компьютерных игр; Глюкнуть – неправильно выполнить действие; Лаг – торможение или медленная  работа; Симка – SIM карта; Чайник – малоопытный пользователь; Няшка – что-либо приятное, кто-либо милый; Чумачечий – сумасшедший, безумный...

Юзер – пользователь;

Геймер – любитель компьютерных игр;

Глюкнуть – неправильно выполнить

действие;

Лаг – торможение или медленная работа;

Симка – SIM карта;

Чайник – малоопытный пользователь;

Няшка – что-либо приятное, кто-либо милый;

Чумачечий – сумасшедший, безумный...

Жил-был поп, толоконный лоб.  Пошел поп по базару  Посмотреть кой-какого товару.  Навстречу ему Балда  Идет, сам не зная куда.

Жил-был поп, толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. "Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался ?" Поп ему в ответ: "Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?" Балда говорит: "Буду служить тебе славно , Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу". Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось. Поп говорит Балде: "Ладно. Не будет нам обоим накладно . Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье".

_Язык мой – враг мой. _ Тот не заблудится, кто спрашивает (Итал.)   _Утро вечера мудренее. _У кого болтливый рот, у того тело в синяках (Англ.)    _Находясь среди ворон, нужно каркать как они (Польск.)  _С миру по нитке - голому рубаха. _Один утренний час лучше двух вечерних (Англ.)    _Зёрнышко к зёрнышку – будет мерка (Польск.) _С волками жить – по- волчьи выть.  _Язык до Киева доведёт.

_Язык мой – враг мой.

_ Тот не заблудится, кто спрашивает (Итал.)

_Утро вечера мудренее.

_У кого болтливый рот, у того тело в синяках (Англ.)

_Находясь среди ворон, нужно каркать как они (Польск.)

_С миру по нитке - голому рубаха.

_Один утренний час лучше двух вечерних (Англ.)

_Зёрнышко к зёрнышку – будет мерка (Польск.)

_С волками жить –

по- волчьи выть.

_Язык до Киева доведёт.

_Век живи ,- - - _ Дарёному коню- - - _ Как аукнется - - - _ Не зная броду - - - _ Делу время - - - _ Лучше поздно - - - _В гостях хорошо,- - - _Мели, Емеля, - - - _твоя неделя.  _ а дома лучше. _ чем никогда. _ в зубы не смотрят. _ так и откликнется. _ потехе час. _ не суйся в воду. _ век учись.

_Век живи ,- - -

_ Дарёному коню- - -

_ Как аукнется - - -

_ Не зная броду - - -

_ Делу время - - -

_ Лучше поздно - - -

_В гостях хорошо,- - -

_Мели, Емеля, - - -

_твоя неделя.

_ а дома лучше.

_ чем никогда.

_ в зубы не смотрят.

_ так и откликнется.

_ потехе час.

_ не суйся в воду.

_ век учись.

Недруг для свиньи? Какое животное не знает правил этикета? Разумная альтернатива журавлю? Птица, умеющая писать? Эксперт по новым воротам? «Природный материал» для изготовления слона? Гусь свинье не товарищ. Посади свинью за стол – она и ноги на стол. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Пишет как курица лапой. Смотрит как баран на новые ворота. Сделал из мухи слона.
  • Недруг для свиньи?
  • Какое животное не знает правил этикета?
  • Разумная альтернатива журавлю?
  • Птица, умеющая писать?
  • Эксперт по новым воротам?
  • «Природный материал» для изготовления слона?
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Посади свинью за стол – она и ноги на стол.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Пишет как курица лапой.
  • Смотрит как баран на новые ворота.
  • Сделал из мухи слона.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее