«Зимний фестиваль знаний 2025»

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность и качество образования

Приемы совершенствования методики математики.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки






Учитель математики Габунова Н.И.


Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность и качество образования



"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому
                                                    и я научусь".
Конфуций

 
     По результатам Международных исследований 2010 г. среди выпускников начальной школы и обучающихся в 9 классах, проведенных в 65 странах мира, Россия заняла 37 место по оценке качества математического образования. Каковы причины таких низких результатов? У 70-80% обучающихся отсутствовали умения самостоятельной работы; 60% - не умели выделять существенные признаки, понятия, приводить примеры; 70% - заучивали материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний, вследствие чего выпускники проявили низкий уровень учебной мотивации. Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников явилось противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

“Когда я снова стану маленьким…” Конечно, так не бывает. Это просто литературный прием, использованный Янушем Корчаком. Но представим себе, что какое-нибудь волшебство возвращает кого-либо из нас в школьный возраст и он снова садится за парту как самый обыкновенный школьник, но при этом ведет дневник. Вот что в нем может быть написано.

“Первый урок – География. Учительница вызывает Володю Семенова. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нам всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это нужно для закрепления материала. Но как слушать человека, который плохо знает и плохо говорит? А таких в классе много. И спрашивают их чаще, чем хороших. Наши учителя больше всего занимаются слабыми учениками. А я средний, и мне внимания меньше, а им больше. Обидно.

Второй урок – литература. Сначала три человека подряд отвечают наизусть стихотворение “Смерть поэта”. Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу, а тут три раза подряд! Я не могу, а каково учительнице? Одна мамина знакомая учительница рассказывала, что запрещает своим домашним читать вслух стихи из школьной программы: боится попасть в сумасшедший дом. Потом до конца урока нам объясняли основные мотивы лирики Лермонтова, но я уже плохо слушал: устал.

Третий урок – математика. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы “на соображение”. Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что-то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь Николай Иванович не будет ждать долго! Он посмотрел на них, спросил: “Кто еще?” Я так хотел, чтобы он подождал немного, но он уже вызвал хорошего ученика. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Иванов решал задачу на доске, а мы все – в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.

На истории меня вызвали. Я знал урок, и мне ужасно хотелось ответить получше. Я не люблю рассказывать словами из учебника, мне нравится говорить по-своему, но это труднее, кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, Нина Петровна досказывала за меня. В общем-то, она поставила мне четверку, но все таки обидно: не удалось все рассказать самому.

По дороге домой я думал, почему я так устал в школе: ведь на уроках почти ничего не делал. Может быть все-таки лучше снова стать взрослым? Взрослые думают и все делают сами.

Каждый для себя ответьте на вопросы:

Почему ученик устал?

Что надо изменить в преподавании?

Какие условия надо создать для учителя, чтобы он мог работать по-новому?



Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества ;

организация условий здоровьесбережения;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;



Говорят, у хорошего музыканта всегда есть рояль в кустах, а у хорошего учителя блюдо с изюмом! Это только в кино да в “Ералаше” урок начинается словами “Сидоров к доске”, и заканчивается звонком, прерывающим монотонный ответ скучающего у доски ученика. На настоящем уроке все должно быть по– другому. Важно только найти свою изюминку! Но где набраться “изюма” почти на тысячу уроков в год?

Рассмотрим фрагмент урока .

5 класс. Учебник И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Параграф 11.

Тема урока не объявляется, урок начинается с чтения сказки.

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются, и углы один на другой точь- в - точь наложатся. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Красивее меня нет фигуры на свете!

-Как же зовут тебя, брат? - спрашивали встречные.

Ребята, как вы думаете, как зовут фигуру?

Дети называют фигуру

Квадрат отправился в дальнее путешествие. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.

-Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.

Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что- то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.

Спросил он тогда:

- Как зовут тебя, приятель?

Ребята, как вы думаете, как зовут приятеля?

- А мы не родственники ли с тобой? - продолжал спрашивать Квадрат.

- Я бы тоже рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники.

Дети ищут общие признаки.

- Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоем жить- поживать, вместе трудиться, вместе веселиться и вместе по белому свету шагать.

- О родственнике квадрата пойдет речь сегодня на уроке. Значит, ребята, какая тема сегодняшнего урока?

Ответ учащихся: прямоугольник.

Учитель: Вот мы и узнали тему нашего сегодняшнего урока. (Дети записывают тему). Но в сказке было сказано, что эти фигура часто встречаются в жизни. Что же вокруг нас имеет форму прямоугольника? (Дети отвечают) Итак, мы с вами вспомнили многое, что знали об этой фигуре. Но нам нужно все наши знания "разложить по полочкам" и еще вспомнить формулы для вычисления площади и периметра прямоугольника.





Реализация технологии смешанного обучения на уроках математики

Технология смешанного обучения используется в западном образовательном пространстве несколько десятилетий. Это обусловлено наличием высокого уровня информационно-коммуникационных технологий и компьютерной грамотности населения. В России же достигли подобного уровня только в последние годы, поэтому внедрение этой технологии здесь началось несколько лет назад, да и то, в основном, в высшей школе. Хотя имеются предпосылки использования смешанного обучения и в среднем образовании.

 Смешанная модель обучения представляет собой комплекс очного и электронного обучения. Под электронным обучением подразумевается использование различных электронных образовательных ресурсов: дистанционных, аудио и видео записей, презентаций и других. Такая форма образования даёт учащимся новые возможности по изучению школьных предметов – можно не только просмотреть необходимый учебный материал, но и пройти тестирование по данному материалу, ознакомиться с дополнительными источниками информации по теме, задать вопросы одноклассникам на форуме и получить ответы, не дожидаясь очного общения на уроке.

ФГОС второго поколения ориентируют учащихся на самостоятельность. Внедрению новых стандартов может способствовать применение технологии смешанного обучения.

Одной из моделей этой технологии является «Перевёрнутый класс». Суть её заключается в том, что меняются местами содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо письменного выполнения домашней работы (когда многие учащиеся заходят в интернет и просто бездумно переписывают из решебника), ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам, с которыми учитель специально организует учебную деятельность учащихся. Как правило, домашняя работа заключается в знакомстве с теоретическим материалом темы и дальнейшей его отработке с помощью электронных тестов. На уроке же осуществляется работа по закреплению изученного в домашних условиях материала. Каждая домашняя работа должна сопровождаться конкретным заданием с четкими учебными целями и поэтапной инструкцией, кроме этого желательно ведение при этом какого-нибудь конспекта.

Приведу пример реализации данной модели:

Формулировка домашнего задания: «Прочитать теоретический материал по заданной теме в электронном образовательном ресурсе. Дополнительно указывается параграф из учебника Ответить на вопросы по прочитанному(Устно либо письменно, какие-то вопросы выучить- в зависимости от материала).

Несколько вариантов закрепления на уроке изученного дома материала

  • В составе группы из 2-х человек выполнить задание: составить тест из 10 вопросов, которые носят теоретический характер, отражающий все основные понятия и формулы заданной темы, к каждому из которых предлагается 4 варианта ответов, один из них верный. Представить ответы к тесту.

  • Составить и описать алгоритм решения задач, уравнений, неравенств определённого вида. Привести примеры использования алгоритма.

  • Заполнить таблицу, в которой прописаны вопросы различного характера, отражающие все основные понятия и формулы заданной темы, но не заполнены ячейки с ответами на эти вопросы.

Домашние задания по дальнейшему закреплению изученного материала можно давать индивидуально каждому ученику с учётом его психологических особенностей, приоритетов в образовательных областях.

Таким образом, можно выделить основные компоненты модели «Перевёрнутый класс»:

  • традиционное прямое личное взаимодействие учителя и учащихся на уроке;

  • интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, опосредованное компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными ресурсами;

  • самообразование учеников.

Преимущества использования технологии смешанного обучения:

  • Эффективное формирование УУД.

Познавательные:
- умение выводить следствия из свойств и определения понятия;
- овладение приёмами анализа и синтеза;
- умение приводить примеры и контрпримеры.

Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли;
- функциональное владение современными средствами коммуникации;
- владение навыками работы в группе.

Личностные:
- формирование ценностных ориентаций;

- умение выстраивать свою личную образовательную траекторию;

- формирование активной жизненной позиции.

Регулятивные:
- владение приёмами контроля и самоконтроля;
- умение планировать и регулировать свое учебное время.

  • Экономия учебного времени на уроке.

  • Повышение уровня учебной мотивации.

  • Учет индивидуальных особенностей восприятия учащимися информации.

  • Снижение нагрузки на учителя.

  • Внесение разнообразия форм организации обучения.

  • Обеспечение эффективными инструментами управления обучением.

Все эти факторы в комплексе влияют на улучшение качества обучения.

Эффективное применение межпредметных связей позволяет сформировать и развивать у учащихся общекультурные, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции, которые являются  результатом ФГОС ООО.

Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом трудно. Чаще всего приходится мириться с тем, что математическое задание оказывается искусственным добавлением к беседе по поводу каких-то гуманитарных аспектов нашей жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности очень хорошо детьми воспринимается и оказывает на ребят серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильней, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока.



Экспресс-анкета (ответы “да” или “нет”)

1.Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

2.Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

3.Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

4.Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

5.Когда учащиеся говорят не по теме, я стараюсь поставить их на место.

6. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов “да”, то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела»





.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее