«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации

Данная форма работы была разработана для учащихся 1 класса с различными нарушениями интеллектуального развития на основе методики Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Сказкотерапия» и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность обучающихся). Целями использования данной методики являются

- расширение возможностей социальной адаптации детей с ОВЗ через расширение диапазона социальных навыков,

- профилактика школьной дезадаптации,

- снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Шерстобитова Виктория Анатольевна,

учитель – логопед муниципального автономного

образовательного учреждения

«Школа № 54 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г.Перми


ТЕМА: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации


Данная форма работы была разработана для учащихся 1 класса с различными нарушениями интеллектуального развития на основе методики Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Сказкотерапия» и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность обучающихся). Целями использования данной методики являются

- расширение возможностей социальной адаптации детей с ОВЗ через расширение диапазона социальных навыков,

- профилактика школьной дезадаптации,

- снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя систему игровых занятий с использованием метода “Игра в сказку”.

Цель: расширение возможности социальной адаптации детей посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Средства художественно-эстетического воздействия:

  • театральный показ:

    • кукольный театр

    • театр игрушки

  • художественное слово:

    • сказка

    • фольклорные жанры

  • музыкальная деятельность

  • элементарная театрализованная деятельность с участием детей

Обусловленность выбора метода “Игра в сказку”:

  • игра является основным видом деятельности детей данного возраста;

  • игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;

  • игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений различного характера;

  • игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;

  • сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;

  • сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;

  • сказка помогает формировать положительные качества личности;

  • мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;

  • персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для ребёнка более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;

  • игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.

Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

  • принцип доступности обучения;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип связи обучения с жизнью и практикой;

  • принцип педагогической поддержки;

  • принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Условия реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:

  • организация взаимодействия специалистов для определения направленности педагогического процесса, постановки задач, выбора форм и методов воздействия;

  • выбор игрового материала, музыкального репертуара, дидактических пособий, направленных на реализацию поставленных задач;

  • организация специальных игровых занятий в сочетании с другими видами педагогического и психологического воздействия;

  • организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные навыки;

  • создание “ситуации успеха” для каждого ребенка в процессе игровой деятельности.

Выбор сказки обусловлен:

  • наличием проблемной ситуации;

  • особенностями психофизиологического развития детей;

  • индивидуальными и возрастными особенностями детей.

Репертуар:

  • “Сказка о глупом мышонке”;

  • “Заюшкина избушка”;

  • “Петушок и его семья”;

  • “Сказка про медведей”;

  • “Маша и ее друзья”.

Продолжительность работы над одной сказкой - 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.

1 этап - моделирование сказки;

2 этап - игровая драматизация.

Цикл занятий 1 этапа включает в себя:

  • показ кукольного театра;

  • показ театра игрушек;

  • обыгрывание персонажей и сюжетов сказки;

  • моделирование игровых ситуаций с игрушками кукольного театра.

Цикл занятий 2 этапа включает в себя:

  • музыкально-двигательные этюды и упражнения;

  • игры-драматизации;

  • обыгрывание костюмов, атрибутов и декораций;

  • театрализованное представление с участием детей.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;

  • развитие личностных качеств ребенка;

  • преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;

  • успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.

Используемая литература:

  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.

  2. Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее