Шерстобитова Виктория Анатольевна,
учитель – логопед муниципального автономного
образовательного учреждения
«Школа № 54 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г.Перми
ТЕМА: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации
Данная форма работы была разработана для учащихся 1 класса с различными нарушениями интеллектуального развития на основе методики Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Сказкотерапия» и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность обучающихся). Целями использования данной методики являются
- расширение возможностей социальной адаптации детей с ОВЗ через расширение диапазона социальных навыков,
- профилактика школьной дезадаптации,
- снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.
Формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя систему игровых занятий с использованием метода “Игра в сказку”.
Цель: расширение возможности социальной адаптации детей посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.
Средства художественно-эстетического воздействия:
театральный показ:
кукольный театр
театр игрушки
художественное слово:
сказка
фольклорные жанры
музыкальная деятельность
элементарная театрализованная деятельность с участием детей
Обусловленность выбора метода “Игра в сказку”:
игра является основным видом деятельности детей данного возраста;
игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;
игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений различного характера;
игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;
сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;
сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;
сказка помогает формировать положительные качества личности;
мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;
персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для ребёнка более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;
игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.
Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности;
принцип связи обучения с жизнью и практикой;
принцип педагогической поддержки;
принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Условия реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:
организация взаимодействия специалистов для определения направленности педагогического процесса, постановки задач, выбора форм и методов воздействия;
выбор игрового материала, музыкального репертуара, дидактических пособий, направленных на реализацию поставленных задач;
организация специальных игровых занятий в сочетании с другими видами педагогического и психологического воздействия;
организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные навыки;
создание “ситуации успеха” для каждого ребенка в процессе игровой деятельности.
Выбор сказки обусловлен:
наличием проблемной ситуации;
особенностями психофизиологического развития детей;
индивидуальными и возрастными особенностями детей.
Репертуар:
“Сказка о глупом мышонке”;
“Заюшкина избушка”;
“Петушок и его семья”;
“Сказка про медведей”;
“Маша и ее друзья”.
Продолжительность работы над одной сказкой - 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.
1 этап - моделирование сказки;
2 этап - игровая драматизация.
Цикл занятий 1 этапа включает в себя:
показ кукольного театра;
показ театра игрушек;
обыгрывание персонажей и сюжетов сказки;
моделирование игровых ситуаций с игрушками кукольного театра.
Цикл занятий 2 этапа включает в себя:
музыкально-двигательные этюды и упражнения;
игры-драматизации;
обыгрывание костюмов, атрибутов и декораций;
театрализованное представление с участием детей.
Ожидаемые результаты:
формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;
развитие личностных качеств ребенка;
преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;
успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.
Используемая литература:
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.
Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.