Саламатова Ирина Аркадьевна
Зав.отделом народных инструментов,
Преподаватель по классу аккордеон,
МБУ ДО ДМШ п.Восточный
Свердловская обл. п. Восточный
E mail – [email protected]
СОХРАНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА
АННОТАЦИЯ: Падение интереса родителей к художественному образованию; недооценка роли искусства как одного из важнейших средств формирования и развития личности – всё это привело к проблеме набора детей в ДМШ в целом, а в частности, и на отделение народных инструментов. Изменились интересы детей, вкусы и запросы социума, духовные склонности – всё это привело к нежеланию постигать науку инструментального исполнительства.
Данный проект раскрывает пути решения сохранения традиций инструментального исполнительства на народном инструменте аккордеон, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. В проекте показана организация учебно-воспитательной деятельности педагога.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Развитие личности, сохраняя инструментально-исполнительские традиции.
СОХРАНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА
Последнее десятилетие перевернуло не только общественное устройство, но и отменило многие приоритеты и ценности. Образование и культура как таковые, из числа этих ценностей выбыли, уступили место чисто прагматическим ориентирам. Музыкальное образование утратило свою привлекательность и престижность.
Такие явления как: демографический спад; массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера; неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства (весьма скромные музыкальные данные); отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды; падение интереса родителей к художественному образованию; недооценка роли искусства как одного из важнейших средств формирования и развития личности – всё это ведет к проблеме набора детей в ДМШ в целом, а в частности, и на отделение народных инструментов.
Материальные трудности, проблемы, связанные с приобретением инструмента, возложение на себя бремя ответственности, и контроля над ребенком, создание ему определенных условий для занятий, часто отпугивают родителей. Не последнюю роль в выборе инструмента, играет вопрос его веса и способов извлечения звука, многие родители связывают проблемы здоровья ребенка в области позвоночника с постоянным поднятием тяжелого инструмента.
Но, у инструмента аккордеон есть и свои положительные качества: легкая транспортабельность, готово-выборная система левой клавиатуры, система регистров, позволяющая подобрать различные тембровые краски, звук аккордеона мощный и гармоничный и очень певучий. При помощи меха достигается особая выразительность музыки, её непревзойденная динамичность, позволяющая передать настроение исполнителя, внутреннее состояние переживания и радости. Инструмент аккордеон – душа любой компании.
Реалии современного мира меняют вкусы, пристрастия, музыкальный язык, музыкальную атмосферу, в которой живут наши дети. На смену музыкальным инструментам, пластинкам, магнитофонам пришли компьютеры и новейшая техника. Изменились интересы детей, вкусы и запросы социума, духовные склонности – всё это привело к нежеланию постигать науку инструментального исполнительства.
Чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию, необходимо:
- внедрение современных педагогических и информационных технологий в преподавание художественного цикла;
- повышение статуса школ искусств;
- удовлетворение социокультурных потребностей современных школьников при условии сохранения традиций академического художественного образования.
Выявленные противоречия действительности в отношении к народным инструментам и художественному образованию, в целом, раскрывают актуальность этой проблемы, решение которой послужило материалом для проекта «Сохранение инструментально-исполнительских традиций в классе аккордеона».
Цель проекта – сохранение традиций инструментального исполнительства на народном инструменте аккордеон.
Задачи проекта:
- заинтересовать ребенка процессом овладения инструмента, посредством сочетания современных и традиционных видов педагогической деятельности;
- пропагандировать инструментальное исполнительство на аккордеоне через традиционные и инновационные формы деятельности;
- использовать вариативные подходы в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
- дать возможность каждому ребенку самореализоваться через коллективное музицирование;
- убедить родителя в необходимости художественного образования, направленного на всестороннее развитие личности ребенка.
Самая главная задача проекта – воспитать у ребенка устойчивый интерес к обучению, поэтому, наряду с традиционной формой обучения, академическими экзаменами, техническими зачетами, введена новая форма деятельности в виде интегрированных творческих проектов открытых уроков и концертов класса с элементами театрализованных представлений. Практикуются тематические открытые уроки, в которых принимают участие все ученики класса. Кроме педагогических целей они несут в себе элементы игр, соревнований, конкурсов, что вызывает определенный интерес у детей, помогает раскрыть их творческое начало. Такие уроки легко воспринимаются зрителями и несут познавательную информацию.
С целью заинтересовать, побудить к занятиям на инструменте, проводятся различные внутришкольные и внутриклассные конкурсы: «Лучший исполнитель года», «Лучшее исполнение джазовой пьесы», «Лучшее исполнение характерной пьесы», «Исполнение произведения за ширмой». Чтобы расширить музыкальный кругозор, пополнить репертуар, развить музыкальные способности, организован конкурс, который помогает решать проблему развития музыкальной памяти, а также проблему свободной раскрепощенной и уверенной игры на инструменте, не глядя на клавиатуру – «Музыкальный марафон». Победителями становятся те, кто больше сыграет произведений с открытыми глазами и с закрытыми глазами.
Роль родителя и семьи в обучении ребенка – одна из первостепенных. Для возрождения традиций семейного музицирования, для укрепления внутрисемейных связей между детьми и родителями, и в первую очередь, для сохранения интереса общения с музыкой, организован конкурс «Семейного музицирования».
Задача любого педагога – заинтересовать каждого ученика принять участие в таком конкурсе, помочь приготовить семейный номер и проявить творческую фантазию. Поэтому привлечение родителей к такой деятельности в современное время – это своеобразный инновационный элемент, который меняет родительское мировоззрение, пропагандирует музыкальное искусство, благотворно влияет на исполнительскую практику ученика.
В необычной форме сдают экзамен учащиеся класса Саламатовой И.А. – это экзамен-концерт «Мы вместе», в котором принимают участие родители. С большой ответственностью подходят к этому мероприятию и дети и взрослые, волнение заметно у тех и у других, у взрослых оно, наверное, даже сильнее.
На экзамене мы попадаем в музыкальную гостиную. Родители готовят сообщение о композиторах, об интересных фактах их жизни, творчестве, о жанрах исполняемых пьес. Задача детей – ярко и выразительно исполнить выученные произведения. Семейный тандем учитывается и при подведении итогов. Заметим, что почти все ребята, которым помогают родные, сдают экзамен на «отлично». Презентация, подготовленная преподавателем, помогает окунуться в представляемый музыкальный образ и познакомиться с портретами композиторов, произведения которых звучат.
Одним из стимулирующих факторов к занятиям на инструменте являются поездки на конкурсы разных уровней. Они несут в себе положительные моменты. Деятельность педагога и ученика является процессом достижения определенной цели, доведения программы до высокого технического и художественного уровня, оттачивания исполнительского мастерства. Конкурс - это новые творческие впечатления, получаемые от обмена опытом и мастерством участниками из разных городов и поселков, это новые знакомства, общение детей и взрослых.
Желание детей поехать на конкурс удваивается, если им предоставляется возможность интересно провести свободное время и хорошо отдохнуть, посещая развлекательные комплексы, цирк, аквапарк, кинотеатр.
В виду отдаленности поселка от крупных городов и культурных центров, и в связи с материальными трудностями организации поездок, мы стали принимать участие в заочных дистанционных конкурсах.
Приобщение обучающихся к научному поиску – важная задача современной системы образования. Участие ребят в различных проектных конкурсах – важнейший этап исследовательской деятельности. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, человек начинает ориентироваться в мире научных книг, овладевать методикой сложных исследований, учиться классифицировать собранный материал, анализировать его, обобщать и делать выводы. Происходит своеобразная презентация работы, в процессе которой осуществляется общение с аудиторией, защита своей точки зрения.
Подавляющее большинство контингента современной музыкальной школы – дети с весьма скромными музыкальными данными. Преподаватели рады всякому, кто готов у них учиться. На наш взгляд, первостепенная задача музыкального образования воспитать музыканта – любителя с навыками практического музицирования. Выходом из этой проблемной ситуации являются коллективные формы музицирования – ансамбли.
Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах, помогают ощутить результаты своего учебного и творческого труда,
т. е. самореализоваться.
Для популяризации инструментального исполнительства в состав вокально-инструментального ансамбля, где дети занимаются с удовольствием, введен народный инструмент аккордеон. Чтобы придать исполнению произведений на народном инструменте более современные черты, в одну из форм ансамблевого музицирования на уроке специальности был введен синтезатор, в качестве авто-аккомпанимента и участника ансамбля. Появилась возможность более интересно и ярко проводить концерты класса, где звучат произведения в традиционной классической форме и пьесы в современной интерпретации.
Через коллективное музицирование, введение новых инструментов в деятельность народного отделения, мы стараемся привлечь внимание, заинтересовать школьников игрой на аккордеоне. Настоящая действительность требует от нас современных подходов к пропаганде народных инструментов.
Одним из важных звеньев в сохранении традиций инструментального исполнительства является концертно-просветительская деятельность.
Одна из задач педагога по специальности – популяризировать исполнительство учащихся-аккордеонистов, сделать их звездами концертных площадок, любимцами населения поселка и близ лежащих населенных пунктов.
За время существования музыкальной школы сложились добрые концертные традиции к праздничным датам. Ученики класса аккордеон, и в первую очередь их преподаватель - активные участники этих концертов.
Особенными получаются выездные концерты, посвященные дню Победы, которые проходят под открытым небом на уличных площадках. Такие концертные выступления воспитывают в детях смелость, находчивость, уверенность, стрессоустойчивость.
Активная концертно-лекционная работа в общеобразовательных учреждениях, в которой обязательное участие детей аккордеонистов. Уроки музыки, шефская помощь в проведении праздников в начальной общеобразовательной школе проводятся преподавателем-аккордеонистом. Все это является пропагандой этого инструмента.
Одной из форм сближения преподавателя с учениками являются классные часы, заканчивающиеся чаепитием. Знакомство с мастерами-исполнителями по видео-записям, обсуждение волнующих нас вопросов, поздравление именинников с днем рождения, конкурсы, игры, собрание за большим столом - это своеобразная форма свободного общения между детьми, преподавателями и родителями, где создается атмосфера психологического комфорта.
Мы убеждаемся в необходимости сочетания учебно-воспитательной работы и внеклассной. Поэтому педагог должен быть творческой личностью, стремящейся к самообразованию.
Наверное, каждый человек в детстве мечтал стать звездой эстрады – певицей или певцом. Всем детям нравится и хочется выступать на сцене в роли эстрадного артиста. Возможность попробовать себя в такой роли мы даем каждому ученику, желающему принять участие во внутришкольном конкурсе детской песни «Идеал». Детям нравится петь на сцене даже больше, чем играть на инструменте, они не подозревают, что любое красочное шоу, которое они видят по телевизору – это тоже итог огромной работы.
Педагог по специальности должен быть заинтересован, чтобы его ученик проявил свое творчество и в этом виде искусства. Поэтому учитель, в сотрудничестве с педагогом по вокалу, должен осуществить помощь в подборе репертуара, в работе над исполнением и раскрытии образа песни, в постановке инсценировки, подборе костюма и танцевальных движений.
Благоприятная среда школы, где воспитаннику хорошо, где его любят и понимают, способствует поддержке интереса к обучению, сохранению исполнительских традиций на музыкальном инструменте аккордеон и всестороннему развитию личности ребенка.