Итоговая аттестация
«Классное руководство как особый вид педагогической деятельности»
Вариант 1
Кейс
Вы осуществляете педагогическую деятельность классного руководителя в 7 классе. В конце первой учебной четверти в классный коллектив пришел новенький мальчик, семья которого приехала из другого региона.
Педагогическое наблюдение позволило вам установить, что подросток внешне проявляет готовность включиться во взаимодействие с одноклассниками, участвовать в классных мероприятиях, но неформальные лидеры классного сообщества намеренно не проявляют никакого интереса к новенькому.
Предложите по 2 действия (мероприятия) в каждом блоке деятельности классного руководителя, которые будут наиболее эффективными для решения возникшей ситуации. Аргументируйте свои выводы. Зафиксируйте ваши предложения в следующей форме.
Предложения Блоки деятельности классного руководителя | Действия (мероприятия) | Аргументы | ||
1 | 2 | |||
Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе | Используя данные психолога, определить тип характера ученика. Провести беседу с учеником, с целью выявления его интересов
| Наблюдение и анализ ситуаций общения и совместной деятельности учащихся
| Знание типа характера подростка дает возможность увидеть его сильные и слабые стороны. Видение ситуации общения одноклассников в процессе совместной деятельности покажет, какие надо предпринимать действия и с кем | |
Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся осуществляемая с классом как социальной группой | Реализовать модуль «Основы командообразования» интенсивного модульного курса по развитию социальных компетенций у подростков 13-15 лет «Мой социальный успех» для сокращения адаптационного периода для нового члена классного сообщества, включения в совместную деятельность с неформальными лидерами класса, а также знакомства с классными традициями и правилами | Организация обучающихся для разработки и реализации социально-значимых проектов (акций) с использованием методики обучение служением; включение нового члена классного сообщества в проектную группу, в которой есть неформальные лидеры класса | Целенаправленное формирование проектных групп для реализации социальных инициатив является оптимальным механизмом развития классного коллектива и адаптации в нем новых членов | |
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями несовершеннолетних | Разработка и реализация проекта по организации работы с родителями «Вместе» с использованием проектной идеи проекта «Вместе», размещенного на всероссийском портале общественно-активных школ для формирования активной позиции родителей в решении вопросов воспитания и социализации обучающихся класса | Организовать работу с родителями в годичной проблемной лаборатории по решению, в том числе проблем во взаимоотношении подростков класса с использованием методических рекомендаций и практических материалов, размещенные на сайте «Омские родители и дети» | Согласование общих позиций классного руководителя и родителей в своевременной помощи и сопровождении подростков с учетом целей и планируемых результатов воспитательной работы на учебный год, а также с учетом конкретных ситуаций | |
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом | Организация педагогического наблюдения за обучающимися на уроках. Подготовка программы наблюдения по определённому объекту (конкретные дети, особенности их поведения) для целенаправленной работы на уроках по адаптации «новеньких» | Организация совместной деятельности с педагогическим коллективом по воспитанию обучающихся. Проведение совместных межпредметных или социальных акций с участием «новенького» и неформальных лидеров
| Организация педагогического наблюдения позволяет увидеть обучающихся в другой рабочей обстановке, другими педагогами. В ходе мероприятий педагоги имеют возможность увидеть и узнать обучающихся вне своих учебных занятий | |
Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами | Вовлечение учащихся («новенького», лидеров класса) в групповые проекты разной направленности, например проект «Сделаем поселок красивым»
| Привлечь родителей ученика, как соцпартнеров для участия в групповых проектах или организации профессиональных проб
| Опыт участия в совместных мероприятиях учащихся и социальных партнеров сблизит учеников, поможет создать благоприятные психолого-педагогические условия в классном коллективе | |
Ведение и составление документов: журнал, план работы | Включение указанных мероприятий в план работы классного руководителя | Освещение результатов социальной активности обучающихся в школьных СМИ, в сети Интернет (на сайте школы, на страницах в социальных сетях и др.) | Отражение в документации, сбор результатов для организации контроля и подготовки отчетности, мониторинга изменений сформированности у обучающихся класса активной гражданской позиции, социальной активности |