Тема: Содержание и современные направления работы с родителями по формированию психологической безопасности детей.
Выступающий: педагог-психолог МАУДО ЦДТ «Радуга» Гринева И.Ф. Дата: 28.08.18.
Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства - один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий - обеспечение психологической безопасности детей и подростков.
В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций (социально-экономическая нестабильность, безработица, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, сложная криминальная обстановка и др.). Наиболее восприимчивыми к принятию негативных ценностных и поведенческих установок оказываются именно дети.
Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время наблюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества.
Актуальные проблемы для родителей по вопросам обеспечения психологической безопасности детей:
1. «Психологический портрет» современных детей и подростков и психологическая безопасность.
2. Интернет-риски в детско-подростковой среде.
3. Суицидальные риски – риски для жизни и здоровья детей и подростков.
4. Риски асоциального поведения в детско-подростковой среде.
5. Полезные ссылки и ресурсы по теме.
Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.
Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации, что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность!
Одним из центральных моментов создания безопасной образовательной организации является понимание роли семьи в школьной успешности, социальном, эмоциональном, психологическом благополучии учащихся. Следовательно, необходимо как можно более полное ее включение в процесс создания безопасной среды в учреждениях образования. Семья может помочь составить как можно более полную картину о ребенке, его прошлом и настоящем, выявить его сильные стороны и интересы, помочь проверить предположения о нуждах ребенка, обеспечить среду успешного раннего вмешательства и помощи ребенку.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Профилактическая работа педагога-психолога по снижению суицидальных рисков: суицидальное поведение у подростков и молодежи может быть понято только как многофакторное явление, в котором необходимо учитывать индивидуальный, семейный, социальный, экономический и культурный контексты. Образовательная организация, где подростки проводят большую часть дня, представляется идеальной средой для проведения программы профилактики суицидального поведения. Должна быть разработана эффективная модель взаимодействия ОО и семьи, а также учреждения и всего сообщества.
Следует исходить из того, что кризис - следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.
Профилактическая работа педагога-психолога по снижению интернет-рисков в детско-подростковой среде ведется в двух направлениях:
1. Обогащение развивающего ресурса образовательной среды за счет повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей через информирование и включение в разработку и реализацию профилактических программ, в совместную с несовершеннолетними активную профилактическую работу.
2. Формирование ресурсов устойчивости к рискам у несовершеннолетних.
Первое направление реализуется по следующему алгоритму:
1. Этап. Информирование педагогов и родителей об интернет-рисках и угрозах, психологических механизмах их распространения, о средствах и способах защиты, о психологических ресурсах устойчивости к воздействию рисков и угроз, задачах по их развитию, условиях и средствах развития;
2. Этап. Привлечение педагогов и родителей к анализу своих возможностей по управлению интернет-рисками, а также созданных в семье и образовательной организации условий для развития устойчивости несовершеннолетних к интернет-рискам и угрозам;
3. Этап. Выработка условий развития ресурсов устойчивости несовершеннолетних к интернет-рискам и угрозам в образовательной организации и семье;
4. Этап. Разработка и реализация совместно с педагогами психолого-педагогических программ развития устойчивости несовершеннолетних к интернет-рискам и угрозам;
5. Этап. Вовлечение педагогов и родителей в активную, совместную с несовершеннолетними профилактическую работу, в создание позитивно ориентированной развивающей интернет-среды, представляющей несовершеннолетним возможности для самореализации;
6. Этап. (Дополнительный). Консультирование по запросу по проблемам защиты несовершеннолетних от интернет-рисков и угроз.
Работу на всех этапах организует педагог-психолог. При этом на 4 и 5 этапах его основными функциями становятся организационная, мотивирующая и консультационная (исполнительская функция переходит непосредственно к педагогам).
7. Этап. Рефлексивно-аналитический: привлечение педагогов и родителей к анализу эффективности профилактической работы.
Содержание работы психолога с родителями несовершеннолетних включает содействие им в построении такого взаимодействия с несовершеннолетними, которое способствует управлению интернет-рисками и развитию у детей и подростков устойчивости к воздействию угроз. Важно, чтобы родители были не просто пассивными участниками образовательного процесса, но получили возможность активного участия в нем, выработки собственной позиции и демонстрации собственного опыта решения проблемы.
В условиях реальной образовательной среды, когда очень заняты родители и имеют реальный дефицит участия в делах школы, выделяют 5 уровней субъектов организации работы с ними:
1. общешкольный уровень;
2. уровень родителей учащихся определенного возраста;
3. уровень родителей учащихся определенного класса;
4. уровень родительского актива;
5. уровень конкретной семьи (группы семей, имеющих сходные потребности в психолого-педагогической помощи);
Такой подход позволяет психологу охватить вниманием максимальное количество родителей обучающихся, вовлечь их в работу, повысив степень ответственности за личный вклад в решение проблемы. Это способствует объединению усилий родителей и педагогов по созданию условий для развития у обучающихся устойчивости к интернет-рискам и угрозам.
Профилактика асоциального поведения в детско-подростковой среде
Работа с семьей должна опираться на гуманизацию отношений к ребенку в семье: перестройка семейных отношений, стиля семейного воспитания. Деятельность психолога должна включать:
семейное консультирование, диагностику стилей семейного воспитания, перестройку семейных отношений;
психологическое просвещение, повышение психолого-педагогической культуры родителей, помощь в создании условий оптимального развития подростков;
разработку совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии;
индивидуальное консультирование (помощь родителям в воспитании);
помощь в решении семейных конфликтов с несовершеннолетними.
Взаимодействие с семьей должно осуществляться посредством индивидуальных и групповых консультации, родительских собраний, родительских тренингов, советов профилактики, организации работы семейных клубов. Для реализации данной работы должны быть разработаны соответствующие программы.
Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка. Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.