«Зимний фестиваль знаний 2025»

Собственный ЭОР: Урок по обществознанию на тему «НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

ЗОР: Урок по обществознанию на тему «НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Цель ЗОР - Дать обучаемым представление, рассмотреть основные виды этнических общностей, понять причины межнациональных конфликтов и увидеть подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и понять опасность национализма.Тип урока: комбинированный

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок по обществознанию

на тему

«НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»



Цель урока. Дать обучаемым представление , рассмотреть основные виды этнических общностей, понять причины межнациональных конфликтов и увидеть подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и понять опасность национализма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Компьютер, карта мира .

Литература: Конституция, учебник по обществознанию под ред. Боголю –

бова Л.Н. и др. для 10 кл. ср. школы.

Ход урока

Повторение.

1.Раскрыть на трех примерах многообразие критериев выделения социаль-

ных групп по возрасту, национальной принадлежности, получаемому доходу

2.Что определяет статус человека в обществе?

3.Установить соответствие между видом статуса и отдельным социальным

статусом личности.

4.Дпть определение «нация»-найти в учебнике

5.Беседа.Существуют две тенденции складывания наций –

-из одной народности складываются несколько наций(русская, белорусская, украинская);

-из нескольких народностей складывается одна нация (булгары, ордынцы, бургасы – татарская нация)

Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономиче-

ских связкй, культуры, говорят на одном языке, связаны общенациональ-

ным рынком . На протяжении формирования наций складываются нацио-

нальные отношения, которые всегда при любых режимах, формах правле-

ния были одним из самых острых вопросов общественной и политической

жизни. Нередко эти проблемы перерастали в кровопролитные межнацио-

нальные конфликты. Это зависело от того, оставались противоречия на-

-2-


циональных отношений на бытовом (религиозном) уровне или станови –

лись разменной монетой в серьЁзных политических играх (экономических,

геополитических и т.д.).

Чтобы ослабить сопротивление агрессии не без успеха действовали немец

ко-фашистские захватчики во время П Мировой войны. Их усилия вбить клин между народами иногда приносил результаты. Стоит упомянуть со-

здание ими военных формирований из жителей прибалтийских республик,

Западной Украины, некоторых представителей народов Северного Кавказа

Крыма. Фашистам не удалось организовать взаимное истребление наро –

доов СССР.Коллаборационистами стали лишь самые озлобленные враги со

ветской власти. Остальные же представители вместе со всеми граждана

ми СССР честно и добросовестно исполняли свой долг. Они проявляли геро-

изм за одну страну –бились и умирали, а не за отдельную квартиру в об –

щем доме. Героями Советского Союза стали 11739 человек, полными Кава

леерами Славы -2672. Среди Героев были представители всех народностей

67 национальностей ; это: русские-7998 чел, украинцы-2019, белорусы-274,

татары-161, евреи-153, казахи-98, армяне-91, грузины-90, узбеки-67, морд-

ва-66, башкиры-40, латыши-12, киргизы-12, коми-10, эстонцы-11, аварцы-9,

калмыки-8, адыги-7, крымские татары-6 и др. В соотношении Героев и чис-

лености населения 1-ое место занимают осетины. Войны Советской Ар –

мии чеченской национальности защищали Брестскую крепость.

Однако случилось так, что вину предателей и коллаборационистов вла-

сти перенесли в целом на народы, к которым они принадлежали. В резуль-

тате кавказские и крымские народы были подвергнуты департации. Рас-

сматривая этнические проблемы необходимо помнить, что одним из проявлений принадлежности к тому или иному этносу является нацио –

нальное самосознание (четкое осознание близости к определенному наро-

ду, его культуре). Немногочисленные народы стараются сохранить веру

отцов, всячески пропагандируют национальную культуру, внушают моло-

дому поколению любовь к родному языку, национальному искусству, гор –

дость за свой народ, его войнов, ученых, поэтов, писателей и артистов.

Перестройка и рыночные отношения обострили национальные проблемы

Во всех республиках бывшего Советского Союза, ставших в 1991 году госу-

дарствами.Стал расцвететь национализм, поднялись сепаратисты. Дело

дощло до открытого вооруженного мятежа против центральной власти

-3-


в Чечне.В России внимание общественности приковано прежде всего к военным событиям, фактам роста националистических проявлений у русского населения в Москве, Краснодарском крае. Говорят о засилье кав-

казцев на рынках, в системе торговли вообще.

Эти острые проблемы стоит обсуждать хотя бы потому, что русские составляют большинство населения в Российской Федерации и от того,

как

ак будет развиваться национальное самосознание этого народа.

Подведение итогов урока.

Преподаватель: подведем итоги.

Обучающиеся :Любой народ, живущий на данной территории издавна, за-

интересован в процветании этого государства и стремится исключить

или смягчить национальные конфликты соединяя принципы территории-

альной и персональной автономии.

Преподаватель: Что такое этническое национальное сознание.

Обучающиеся: Это культурно-психологический аспект национального соз-

нания, обусловленный представлением об общности культуры, языка, пси

хических особенностей с другими представителями своего этноса.

Задание на дом :

Ответить письменно в своей рабочей тетради на следующие вопросы:

1.Есть ли опасность возрождения русского национализма?

2.Существует ли связь между ростом национального самосознаниия

русских и появлением русского национализма ?

3.В какой мере социальные проблемы могут стать «бикфордовым шнуром» взрыва националистических чувств?

4.Может ли обострение национальных чувств стать причиной социаль-

ных конфликтов ?

Литература :

1.Конституция Российской Федерации. М., 2018

2.Боголюбов Л. Н. и др. Учебник по обществознанию для 10 кл. Изд. Про-

свещение. М., 2014.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее