Урок по обществознанию
на тему:
«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Цель урока: объяснить обучающимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, и пути решения этих проблем.
Задачи урока:
максимально актуализировать знания обучающихся по глобальным проблемам современности ;акцентировать внимание обучающихся на важности решения глобальных проблем всем человеческим сообществом ;
развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа обществоведческой информации;
развитие умений группой и дискуссионной работы.
Оборудование :
карта мира
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
Основные понятия:
биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.
ХОД УРОКА
Организационный :
Преподаватель: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Они называются так потому, что в обозримом будущем их решение не предвидется. Продовольствия для недоедающих жителей нашей планеты становится все меньше, и мало кто из богатых государств собирается по-настоящему раскошелится для оказания помощи бедствующим народам. Набирает обороты международный и внутригосударственный терроризм,Страны Европы и Северной Америки стонут от наплыва иммигрантов с юга. Причиной общего кризиса является и снижение уровня рождаемости в европейских странах .100 миллионов европейцев могут просто исчезнуть с лица Земли. Терроризм – преступление против общественной безопасности, заключающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинении значительного имущественного ущерба После террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Россия присоединилась к странам, ведущим активную борьбу с международным терроризмом (пример- Сирия) Образование стало для многих государств Азии, Африки недоступной роскошью. Свыше 1 млрд. человек необразованны,
и это значит, что большая часть этих людей признает ( или стоит на пороге признания) исламской религии..В конце урока вам предстоит ответить на один проблемный вопрос (записан на доске):
-2-
Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
Преподаватель::
. Что такое глобальные проблемы?
Преподаватель: Вплоть до середины XX в. В политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global- всеобщий, от лат. globus – “шаp”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле).
Вопросы обучающимся::
Почему вплоть да середины ХХ в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?
Что их породило? В ходе обсуждений возможно пояснение учителя.
Обучающиеся приходят к мысли, которая записывается ими в тетрадях:
Преподават ель:
Причины появления глобальных проблем:
Обучаемые:
1) глобализация мира;
2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Вопрос обучающимся::
Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?
Ведется обсуждение, одновременно с этим на экране появляется схема, которую учащиеся переносят в тетради.
Вопрос обучающимся:
Что же такое глобальные проблемы?
Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в., угрожающие существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).
. Классификация глобальных проблем.
Преподаватель::
заполнить таблицу.
Предполагаемая таблица:
Классификация глобальных проблем
Истребление лесов.
“Парниковый” эффект (глобальное потепление).
Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
Освоение космоса и мирового океана.
Продовольственная проблема.
Полюса развития: “С-Ю”.
-3-
Проблема пределов экономического роста.
Истощение ресурсов.
Экономический глобализм.
Демографическая проблема.
Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).
Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).
Этнические, конфессиональные конфликты.
Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).
Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).
Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.
Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.
Проверяется выполнение задания.
Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь).
Преподаватель:
Какова роль международных организаций и движений в современном мире.
Выступление обучающихся-аналитиков с опережающим заданием о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы. Используются информационные ресурсы Интернета. Обучающимся раздаются листы с частично заполненной таблицей “Международные организации и движения”.
Вопросы обучающимся:
Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем?
Возможен переход к дискуссии
Преподаватель:: Необходимо обратить внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.
Возможно продолжение дискуссии.
-4-
Преподаватель:
Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?
Вспомните последние российские инициативы.
Обучающиеся приходят к выводу:: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движение (вывод фиксируется в тетради).
Преподаватель :
Можем ли мы помочь планете решить глобальные проблемы?
. Группа делится на 5 подгрупп: с первой по пятую – рабочие подгруппы, специализирующиеся на одной из четырех разновидностей глобальных проблем; 5-я подгруппа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).
Задание для рабочих подгрупп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 6-7 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение “проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Обучающиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.
Преподаватель, .
Вопрос обучающимся:
Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей?
Возможно возникновение дискуссии.
Преподаватель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества.
Обучающиеся подводятся к выводу: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).
Задание обучающимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества. Возможно возникновение дискуссии.
Обучающиеся делают вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях
После выполнения задания происходит оценка и самооценка работы обучающихся.
Домашнее задание::
Подготовить материал для написания реферата по прогнозу развития чело –
вечества в свете существующих глобальных проблем.
Литература:: Боголюбов Л.Н. и др. Учебник по обществознанию для 10-11 кл. Изд. Просвещение.М.,2016.
|