«Осенний фестиваль знаний 2024»

Собственный ЭОР: Урок по обществознанию на тему: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Собственный ЭОР: Урок по обществознанию на тему: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Основные понятия:

биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок по обществознанию

на тему:

«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»


Цель урока: объяснить обучающимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, и пути решения этих проблем.


Задачи урока:

максимально актуализировать знания обучающихся по глобальным проблемам современности ;акцентировать внимание обучающихся на важности решения глобальных проблем всем человеческим сообществом ;

развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа обществоведческой информации;

развитие умений группой и дискуссионной работы.


Оборудование :

карта мира


Тип урока: урок изучения нового материала.


Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.


Основные понятия:

биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.


ХОД УРОКА

Организационный :

ПреподавательВ современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Они называются так потому, что в обозримом будущем их решение не предвидется. Продовольствия для недоедающих жителей нашей планеты становится все меньше, и мало кто из богатых государств собирается по-настоящему раскошелится для оказания помощи бедствующим народам. Набирает обороты международный и внутригосударственный терроризм,Страны Европы и Северной Америки стонут от наплыва иммигрантов с юга. Причиной общего кризиса является и снижение уровня рождаемости в европейских странах .100 миллионов европейцев могут просто исчезнуть с лица Земли. Терроризм – преступление против общественной безопасности, заключающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинении значительного имущественного ущерба После террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Россия присоединилась к странам, ведущим активную борьбу с международным терроризмом (пример- Сирия) Образование стало для многих государств Азии, Африки недоступной роскошью. Свыше 1 млрд. человек необразованны,

и это значит, что большая часть этих людей признает ( или стоит на пороге признания) исламской религии..В конце урока вам предстоит ответить на один проблемный вопрос (записан на доске):

-2-


Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Преподаватель::

. Что такое глобальные проблемы?


Преподаватель: Вплоть до середины XX в. В политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global- всеобщий, от лат. globus – “шаp”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле).


Вопросы обучающимся::

Почему вплоть да середины ХХ в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

Что их породило? В ходе обсуждений возможно пояснение учителя.

Обучающиеся приходят к мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Преподават ель:


Причины появления глобальных проблем:

Обучаемые:

1) глобализация мира;

2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.


Вопрос обучающимся::

Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?

Ведется обсуждение, одновременно с этим на экране появляется схема, которую учащиеся переносят в тетради.


Вопрос обучающимся:

Что же такое глобальные проблемы?

Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.


Вывод: Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в., угрожающие существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).


. Классификация глобальных проблем.


Преподаватель::

заполнить таблицу.

Предполагаемая таблица:

Классификация глобальных проблем

Истребление лесов.

Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

-3-


Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

 

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

 

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.


Проверяется выполнение задания.


Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь).

Преподаватель:

Какова роль международных организаций и движений в современном мире.


Выступление обучающихся-аналитиков с опережающим заданием о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы. Используются информационные ресурсы Интернета. Обучающимся раздаются листы с частично заполненной таблицей “Международные организации и движения”.


Вопросы обучающимся:

Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем?

Возможен переход к дискуссии


Преподаватель:: Необходимо обратить внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.


Возможно продолжение дискуссии.



-4-

Преподаватель:


Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?

Вспомните последние российские инициативы.


Обучающиеся приходят к выводу:: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движение (вывод фиксируется в тетради).

Преподаватель :

Можем ли мы помочь планете решить глобальные проблемы?


. Группа делится на 5 подгрупп: с первой по пятую – рабочие подгруппы, специализирующиеся на одной из четырех разновидностей глобальных проблем; 5-я подгруппа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).


Задание для рабочих подгрупп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 6-7 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение “проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Обучающиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Преподаватель, .

Вопрос обучающимся:

Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей?

Возможно возникновение дискуссии.

Преподаватель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества.

Обучающиеся подводятся к выводу: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).


Задание обучающимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества. Возможно возникновение дискуссии.


Обучающиеся делают вывод:  Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях


После выполнения задания происходит оценка и самооценка работы обучающихся.

Домашнее задание::

Подготовить материал для написания реферата по прогнозу развития чело –

вечества в свете существующих глобальных проблем.

Литература:: Боголюбов Л.Н. и др. Учебник по обществознанию для 10-11 кл. Изд. Просвещение.М.,2016.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее