«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Сложение с помощью натурального ряда чисел" математика (1 класс)

Этот урок математики в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова. На этом уроке учащиеся впервые знакомятся с тем, как можно использовать натуральный ряд чисел при сложении.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Тема урока: «Сложение с помощью натурального ряда чисел»

Класс: 1

Программа: Развивающая система обучения Л.В.Занкова

Учебник: И.И.Аргинская. Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина «Математика 1 класс. 1 часть», ИД «Фёдоров», 2012 г.

Тип урока: урок изучения нового материала в 1 классе по теме «Сложение и вычитание»

Форма урока: традиционный урок

Цель урока: формирование представлений о разных способах сложения, среди которых выделяется удобный способ сложения чисел.

Задачи урока:

Обучающие: (лежат в области базовой учебной дисциплины):

  1. Рассмотреть способ сложения чисел с помощью натурального ряда чисел.

  2. Формировать умение выделять информацию из текста и рисунка.

Развивающие:

  1. Развитие пространственного мышления.

  2. Обогащение речи школьника.

  3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные (детерминируются образовательно-воспитательной парадигмой):

  1. Воспитание нравственных качеств.

  2. Привитие интереса к урокам математики.


Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия: интерес к учебному материалу, уважение к мыслям и настроениям другого человека.

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия: строить небольшие математические сообщения в устной форме, строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях, выделять несколько существенных признаков объектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия: принимать участие в работе парами, следить за действиями других участников учебной деятельности, воспринимать различные точки зрения.




Методы контроля:

  • Устный

  • Самоконтроль




Оборудование

  • Учебник «Математика 1 класс. 1 часть» под редакцией И.И.Аргинской, Е.П.Бененсон, Л.С.Итиной, С.Н. Кормишиной ИД «Фёдоров», 2012 г.

  • Мультимедийный проектор


Структура урока

  1. Психологическая установка на урок - 2 минуты

  2. Актуализация знаний - 8 минут

  3. Постановка учебной задачи - 6 минут

  4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений - 5 минут

  5. Динамическая пауза - 2 минуты

  6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний - 13 минут

  7. Итог урока - 2 минуты

  8. Рефлексия – 2 минуты


Этап урока

Ход урока.

Содержание.

Время

Обоснование

1. Психологическая установка на урок

- Прозвенел звонок, начинается урок. Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Память моя крепка.

Я готов к работе.

Я работаю!!!


2

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

На данном этапе я организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

Данный этап включает в себя следующие приемы: в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи; предлагаю детям девиз «С малой удачи начинается большой успех».


2.Актуализация знаний

Рассмотрите внимательно на рисунок. Что на нем изображено?


















































Я вижу «лишнюю» фигуру. Назовите её.





















Молодцы! Вы нашли не одно решения, а несколько. Вы были очень внимательными.

Что вы можете сказать о чертежах в задании № 241? (Полное совпадение по размеру, цвету фигур, закономерности расположения в ряду). В чём вы заметили разницу? (Круг начерчен при помощи кривой линии, а треугольник – с помощью ломаной линии) Сколько клеток составляет высота фигур? Какие карандаши вам нужны для работы?

Перечертите образец из учебника в тетрадь. Раскрасьте первый чертёж так, чтобы треугольник находился за кругом.











Теперь раскрасить надо второй чертёж таким образом, чтобы треугольник находился перед кругом.












Подумайте, и скажите, можно ли расставить фигуры так, чтобы они закрашивались полностью? Попробуйте фигуры расположить таким образом, чтобы у каждой из них закрашивалась только часть фигуры.

8

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.

Задание направлено на развитие умения классифицировать объекты по существенным признакам.

Ученики рассуждают:

- на рисунке изображены фигуры

- геометрические фигуры

- треугольники и квадрат

- они разного цвета и размера.

Рассуждения учеников:

- я думаю, что «лишним» будет квадрат, потому что у этой фигуры четыре угла и четыре стороны, а у остальных только три;

- я думаю, что красный треугольник, потому что остальные зелёного цвета;

- я считаю, что «лишним» будет маленький треугольник, потому что остальные – большие фигуры.




Задание способствует формированию пространственного воображения, развивает внимание, умение анализировать.


На наборное полотно выставляется голубой круг и красный треугольник. Ученик выходит к доске и располагает треугольник так, что часть его прячется за круг. Остальные ученики внимательно рассматривают расположение фигур на наборном полотне, выясняют, с какой фигуры лучше начать раскрашивание, какая из фигур раскрашивается полностью, а в какой только её часть, и выполняют задание.

Повторяется разбор чертежа у доски, выставляется образец, и ученики заканчивают работу самостоятельно.

Ученики не находят такого способа и приходят к такому выводу: обязательно одна фигура должна закрывать другую, чтобы у второй фигуры была видна только её часть.

3.Постановка учебной задачи

Рассмотрите задание № 240.












Незнайка, Кнопочка и Знайка находили значение суммы 5 + 4 разными способами.

Объясни, как нашёл значение суммы Незнайка. А Кнопочка?

Каким способом складываешь ты?
















Знайка сказал: «Я нашёл значение суммы, шагая по натуральному ряду чисел, и сделал это вот так:















































Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Будем складывать, используя натуральный ряд чисел)

Для чего необходимы разные способы сложения чисел? (Чтобы найти для себя удобный способ)

6

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

Задание направлено на актуализацию знаний учащихся по выбору способа нахождения значения сумм, помогает проверить умение детей находить значение суммы с помощью движения по натуральному ряду чисел, формирует умение ориентироваться на числовом луче.

В учебнике предлагается три варианта: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду чисел.

Сначала ученики объясняют способы, которыми воспользовались Незнайка и Кнопочка. Для этого ученики рассматривают картинки и дают пояснения.

Затем предлагается рассмотреть способ сложения Знайки. Очень подробно даётся объяснение в учебнике, которое следует прочитать и разобрать. После этого ученики сравнивают своё объяснение с данным в учебнике. Выбирают наиболее рациональный способ. Составляется алгоритм нахождения значения суммы при помощи натурального ряда чисел.

Алгоритм вычисления

1.Нужно отметить первое слагаемое.

2.Найти второе слагаемое и сделать столько же шагов вправо по натуральному ряду.

3.Число, на котором закончился счёт, и есть значение суммы.


4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Какую запись называют натуральным рядом чисел? Запишите натуральный ряд чисел в тетради.









Рассмотрите задание № 242.



Скажите, как можно назвать данные выражения чисел. Прочитайте первую сумму и запишите её в тетрадь. Назовите первое слагаемое и подчеркните его. Назовите второе слагаемое и обведите его в круг карандашом. Расскажите, как вы будете складывать слагаемые при помощи записанного выше натурального ряда чисел.

5

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

При работе с заданием организуется наблюдение за поэтапным получением результата с помощью натурального ряда чисел.

Ученики рассуждают так: отмечаем первое слагаемое, затем находим второе слагаемое, на натуральном ряду чисел стрелкой делаем столько шагов, которое обозначает второе слагаемое. Получаем значение суммы.

Аналогично разбирают остальные суммы.


5.Динамическая пауза

Мы устали чуточку, отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись!


2

Цель: отдых детей, настрой на следующий этап работы.

Применяю здоровьесберегающие технологии

6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний

А) Послушайте внимательно следующее задание:






























Сколько детей собирали пирамидки? Назовите их имена. Сколько девочек и мальчиков играли? Кого больше? Где чья пирамидка?





Чем отличаются пирамидки у детей? У кого в пирамидке больше всего разных цветов? Назовите эти цвета. Сколько колец в пирамидке у Даши? А у мальчиков? У кого из детей самая узкая пирамидка?




Как изменить пирамидки мальчиков, чтобы они сравнялись по высоте с пирамидкой Даши?



Сколько колец добавим Ване? Какого цвета будут следующие три кольца, чтобы закономерность в цвете не изменилась? Как вы рассуждали? Какое выражение можно записать? Найдите значение суммы, используя натуральный ряд чисел.



Сравните два равенства. Что вы можете о них сказать?

5 + 3 = 8 6 + 2 = 8




Как изменить пирамидки Даши и Вани, чтобы они стали равными по высоте с пирамидкой Миши?





Какие два способа уравнивания количества колец в разных пирамидах мы с вами нашли? Чем эти способы отличаются друг от друга?

Можно ли с числами выполнять другие действия, кроме сложения? Можете ли вы их назвать?

7

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении данного этапа используется парная форма работы. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.


Задание способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи в работе парами.

Ученики внимательно рассматривают рисунки, парами обсуждают решение задачи. Дальше проводится коллективное обсуждение рисунка.

Ученики рассуждают так: если Даша собирала самую высокую пирамидку, а у Маши была самая узкая, то получается, что у Вани была самая низкая пирамидка, на рисунке она первая.

Нужно добавить недостающее число колец каждому мальчику.


Ученики рассуждают: Ване надо добавить 3 кольца – красное, белое, красное. Можно записать следующее выражение: 5 + 3.

Аналогично выясняется количество колец, которые нужно добавить Мише, обсуждается цвет колец, составляется сумма чисел.


Ученики приходят к выводу: Ване надо добавить одно кольцо, а у Даши убрать два.







Б)


Посмотрите на рисунок в задании № 243. Кого изобразил художник? А кто спрятался в камышах? Составьте по рисунку разные математические рассказы.





Что мы можем узнать?

Какой математический знак поможет нам узнать, сколько стало утят? Как называется выражение, в котором между числами стоит знак сложения?

Составьте по этому рассказу сумму чисел.








Составьте ещё один рассказ.

Что мы можем узнать из рассказа? Составьте новую сумму чисел.








Сравните записанные равенства и сделайте вывод.

6

Задание направлено на закрепление знаний, умений и навыков правильно и быстро выполнять действия с числами первого десятка, развитие математической речи, закрепление правила о зависимости суммы от перестановки слагаемых.



Первый рассказ: На озере в камышах было 4 утёнка. К ним пришли ещё 3 утёнка.

Ученики рассуждают: если утята объединились, то можем узнать, сколько их стало.


Сумма чисел 4 + 3 составляется с помощью карточек на наборном полотне и записывается в тетрадь. Находится значение суммы по натуральному ряду чисел.

Второй рассказ: Три утёнка пришли на озеро купаться, а там уже в камышах было 4 их товарища.

Ученики составляют сумму 3 + 4, записывают её в тетрадь и находят значение по натуральному ряду чисел.

Ученики рассуждают: в равенствах слагаемые поменялись местами, но значение суммы осталось неизменным. Здесь применили правило: от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.

7.Итог урока

  • Какую задачу ставили?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Какие получили результаты?

  • Где можно применить новое знание?

  • Что на уроке у вас хорошо получалось?

  • Над чем еще надо поработать?

2

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


8.Рефлексия

2

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее