«Осенний фестиваль знаний 2024»

Словосочетание, 5 класс

Презентация рассчитана для учащихся 5 классов. Тема "Словосочетание" изложена в доступной форме.Использованы материалы из стихотворений А.С. Пушкина.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка  в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.   Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

«Язык неистощим  в соединении слов»  А.С.Пушкин

«Язык неистощим

в соединении слов»

А.С.Пушкин

Темница, царевна, там, в,  тужит, волк, а, служит,  бурый, ей, верно.   - Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно.

- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

В темнице там царевна тужит,  А бурый волк ей верно служит.  (из поэмы «Руслан и Людмила») - Что помогло вам построить предложение?  - Выделите словосочетания.

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит.

(из поэмы «Руслан и Людмила»)

- Что помогло вам построить предложение?

- Выделите словосочетания.

х Тужит в темнице  х Тужит там  х Бурый волк  х  Служит ей  х Служит верно   Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.

х

  • Тужит в темнице

х

  • Тужит там

х

  • Бурый волк

х

  • Служит ей

х

  • Служит верно

Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.

В темнице там царевна тужит,  А бурый волк ей верно служит.     -Измените главное слово.   О волке (Предложный падеж)    - Что стало с зависимым?   бур/ом/ (оно тоже изменилось)     Вывод 2: слова в словосочетании связаны  грамматически.

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. -Измените главное слово. О волке (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.

синтаксис  пунктуация.
  • синтаксис
  • пунктуация.

Виды словосочетаний по строению.   Именные  х Волк бурый  Главное слово выражено именем существительным. Глагольные   х  Служит верно  Главное слово выражено глаголом.

Виды словосочетаний по строению.

Именные

х

Волк бурый

Главное слово выражено именем существительным.

Глагольные

х

Служит верно

Главное слово выражено глаголом.

Задание: выбери нужное
  • Задание: выбери нужное

Глубокая (весна, осень, ночь, день)

Большое ( спасибо, пожалуйста)

Рыбный (суп, хвост)

Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской. Сняли с неба облака И повесили сушить. Да, да, да На провода Их повесили сушить. Утром высохла вода. И остались провода. Облака куда-то дели… Мы во все глаза глядели. И никто еще не видывал Сушеных облаков. Это я сейчас их выдумал Специально для стихов.

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.

Сняли с неба облака

И повесили сушить.

Да, да, да

На провода

Их повесили сушить.

Утром высохла вода.

И остались провода.

Облака куда-то дели…

Мы во все глаза глядели.

И никто еще не видывал

Сушеных облаков.

Это я сейчас их выдумал

Специально для стихов.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета.   О чем пишет поэт? О каком времени года? Какое словосочетание вас удивило?   Какая грусть! Конец аллеи  Опять с утра исчез в тени,  Опять серебряные змеи  Через сугробы поползли.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета.

  • О чем пишет поэт?
  • О каком времени года?
  • Какое словосочетание
  • вас удивило?

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в тени,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького.   - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это?  - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ? «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:  -Напоить его малиной, закутать с головой…  Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»

Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького. - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это? - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?

  • «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:

-Напоить его малиной, закутать с головой…

Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»

Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
  • Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.

Эпитет - образное определение предмета.

Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.

Задание: Найди эпитет и метафору.  Пчела за данью полевой  Летит из кельи восковой.  А.С.Пушкин     Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье…  А.С.Пушкин

Задание: Найди эпитет и метафору.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

А.С.Пушкин

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье…

А.С.Пушкин

Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.  Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.  (Л.З.Прох.Словарь ветров.)

Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.

  • Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.
  • Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.

(Л.З.Прох.Словарь ветров.)

Проверь себя!  По горизонтали 4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам. 5. Сочетание слов. 6;7. Способы грамматической связи.  По вертикали : Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. 2;3. Части словосочетания.

Проверь себя!

По горизонтали

4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.

5. Сочетание слов.

6;7. Способы грамматической связи.

По вертикали :

  • Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
  • Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.

2;3. Части словосочетания.

Литература:
  • Литература:

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. -

Москва:«Просвещение», 2003

Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001

Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.

Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы №2

2006г.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее