Урок русского языка в 5 классе
Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно.
- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит.
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
- Что помогло вам построить предложение?
- Выделите словосочетания.
х
- Тужит в темнице
х
- Тужит там
х
- Бурый волк
х
- Служит ей
х
- Служит верно
Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. -Измените главное слово. О волке (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
- синтаксис
- пунктуация.
Виды словосочетаний по строению.
Именные
х
Волк бурый
Главное слово выражено именем существительным.
Глагольные
х
Служит верно
Главное слово выражено глаголом.
- Задание: выбери нужное
Глубокая (весна, осень, ночь, день)
Большое ( спасибо, пожалуйста)
Рыбный (суп, хвост)
Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.
Сняли с неба облака
И повесили сушить.
Да, да, да
На провода
Их повесили сушить.
Утром высохла вода.
И остались провода.
Облака куда-то дели…
Мы во все глаза глядели.
И никто еще не видывал
Сушеных облаков.
Это я сейчас их выдумал
Специально для стихов.
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
- О чем пишет поэт?
- О каком времени года?
- Какое словосочетание
- вас удивило?
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в тени,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького. - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это? - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?
- «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:
-Напоить его малиной, закутать с головой…
Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»
- Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
Эпитет - образное определение предмета.
Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
Задание: Найди эпитет и метафору.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье…
А.С.Пушкин
Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.
- Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.
- Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.
(Л.З.Прох.Словарь ветров.)
Проверь себя!
По горизонтали
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.
5. Сочетание слов.
6;7. Способы грамматической связи.
По вертикали :
- Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
- Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
2;3. Части словосочетания.
- Литература:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. -
Москва:«Просвещение», 2003
Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001
Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.
Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы №2
2006г.