Нуреева Татьяна Витальевна
учитель математики
1 квалификационной категории
Республика Татарстан
Верхнеуслонский район
МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»
Ситуационные задачи на уроках математики как способ формирования УУД обучающихся
Математика — универсальный школьный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций. Выстраивая вектор своих педагогических действий, помогает детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в готовности обучающегося эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Важнейший ресурс, позволяющий соединить классическое школьное образование и социальный опыт, заложен в ситуационных задачах в курсе математики. Суть ситуационного обучения заключается в том, что школьникам предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует накопленный «багаж» знаний и умений.
Приведем пример ситуационной задачи на тему «Десятичные дроби».
Железный человек
Из телепередачи Олег узнал о важности железа в организме человека. Вот что он узнал:
железо-элемент периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Обозначается символом Fe.
Железо входит в состав гемоглобина — белка, из которого состоят красные кровяные тельца (эритроциты). Именно железо отвечает за захват кислорода, после чего эритроциты переносят его ко всем органам и системам организма. Эти же кровяные тельца (и снова при помощи железа!) подбирают отработанный углекислый газ и транспортируют его в легкие для утилизации. Без железа дыхательные процессы на клеточном уровне были бы просто невозможны.
Железо в организме человека является составной частью многих ферментов и белков, которые необходимы для обменных процессов — разрушения и утилизации токсинов, холестеринового обмена, превращения калорий в энергию. Оно также помогает иммунной системе организма справляться с агрессорами. Нет ничего удивительного в том, что недостаток железа отражается на внешности, здоровье и самочувствии.
Задание 1: используя таблицу, определите, является ли нормой содержание железа( 7,35 мкм/л) в крови у учителя математики Анны Петровны.
Особенностью железа является то, что он плохо усваивается организмом – для поступления суточной нормы железа (10 мг) с пищей необходимо употребить около 20 мг этого минерала. Его дефицит вызывает ломкость ногтей, выпадение волос, бледность, анемию (повышенная утомляемость, слабость, вялость, головокружения).
Задание 2: в пятницу в школьной столовой в меню было предложено на выбор:
Мясо кролика(150гр.)+гречка(200гр.)+банан(100гр.)
Морская капуста(100гр.)+печень телячья(150гр.)+яблоко(100гр.)
Мясо индюшачье(150гр.)+картофель(150гр.)+какао(150гр.)
С помощью таблицы определите, какой вариант блюд более богат железом.
Задание 3: составьте свое меню на обед с необходимым содержанием суточной нормы железа с помощью указанной таблицы.
Задание 4: в составе эритроцитов находится белок гемоглобин, каждая молекула которого обладает четырьмя атомами железа. Они связывают кислород, который проходит кровеносные сосуды легких, и доставляют его в ткани, забирают углекислый газ и несут назад к легким. Эритроциты вместе с железом живут около 4 месяцев, постоянно обновляясь.
Всего у человека около 26 триллионов эритроцитов округлой формы. Радиус каждого составляет примерно 4-5 мкм(1мкм=0,000001м). Какой длины (в м.)получится цепочка, если разложить все эритроциты в 1 ряд? В 4 ряда?
Задание 5: В гемоглобине на 4г в организме человека приходится 2,5 г железа.
С помощью таблицы определите границы нормы содержания железа в крови у мужчины 40 лет.
Ситуационные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности. Эти задачи можно использовать как на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний .
Использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет решить ряд актуальных для современной школы проблем:
- развить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
- актуализировать и интегрировать предметные знания и умения с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
- сформировать универсальные учебные действия;
- вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами;
- осуществить интеграцию школьных и внешкольных знаний. Однако следует понимать, что ситуационная задача не может быть ежедневным, даже еженедельным инструментом обучения.
Список использованной литературы
1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб: КАРО, 2008.
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Современная школа: Опыт модернизации: Кн. для учителя. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3. Первые результаты международной программы PISA-2009. М., 2010
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. – 2004.