«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Системно-деятельностный подход на уроках математики при переходе из начальной школы в основную.

Из опыта работы. Показана возможность реализации деятельностного подхода в обучении математике при переходе из начальной школы в основную.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Системно-деятельностный подход на уроках математики

при переходе из начальной школы в основную.


«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком»

Л.С. Выготский


Мы живём в 21 веке, прогресс не стоит на месте, идёт семимильными шагами. С каждым годом в нашей жизни происходят радикальные изменения. Общество меняется, меняются взаимоотношения среди людей, меняются сами люди. И требования к подрастающему поколению также претерпевают определённые изменения.  Сегодня человек должен быть более думающим, предприимчивым, умеющим самостоятельно обозначать проблему, искать пути её решения одному и в команде. Именно новые требования к человеку 21 века и способствовали появлению Стандартов второго поколения.

В данных условиях перед учителем ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне, т. е. формирование умения учиться.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, один из которых принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.

Преемственность в обучении состоит в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное, на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Так как речь сегодня не только о системно-деятельностном подходе, но и о преемственности, то не будем забывать, что ФГОС начального общего образования и основного общего образования это две последовательные ступени одной лестницы.

Переход из начальной школы в основную предъявляет особые требования к психологической зрелости ребенка Конкретно это предполагает наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.

Все эти компоненты присутствуют в концепции универсальных учебных действий.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

  • целей и задач;

  • содержания образования;

  • организационных форм;

  • планируемых результатов

Цель начального общего образования - учить ученика учиться.

Цель основного общего образования - учить ученика учиться в общении.

В программе ФГОС ООО предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Технологический аспект преемственности заключается в отборе общих способов обучения, выработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса с учетом специфики возраста ребенка и его ведущей деятельности.

Ориентиры следующие:

- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

- Используются разнообразные технологии, формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Напомню, базовая модель технологии вписывается в любой урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

     Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Мозговая атака» и другие или «Что ты об этом знаешь?», «Отсроченная догадка», «Интеллектуальная разминка», «Слепой тест», «Лови ошибку», «Ряд ассоциаций», «Ролевой сюжет», Проблемный вопрос.

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.

    Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Эссе», Лестница успеха», «Моряки и корабль» и другие.

     Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии.  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

    Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся.

Нравятся детям математические диктанты с взаимопроверкой. К доске вызываются два ученика и пишут математический диктант, затем проверяют друг у друга, выставляют оценки (критерии оценивания учитель заранее пишет на доске), еще раз обращаемся к доске, сверяемся. Такие диктанты хорошо проводить перед контрольной работой, результаты бывают гораздо лучше.

С удовольствием работают в 5 классе в парах: рассказывают друг другу правила, решают предложенные учителем задания. Сами оценивают, оценки учитель может поставить в журнал. Одного - двух учеников опрашиваем у доски, проверяем: совпала оценка, поставленная учителем, с оценкой, поставленной соседом. Такое взаимообучение очень полезно.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым, практико-ориентированным.

Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, развития критического мышления и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении как в начальной школе, так и в основной.

Кроме этого, современный учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы, эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи; специально планирует коммуникативные задачи урока; принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение (даже неправильное), обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.


Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения ими курса математики среднем и старшем звене.


Эти проблемы можно поделить на три большие группы:

 организационно – психологические;

 общеучебные умения и навыки, элементы развития;

 специальные математические знания, умения и навыки.


Остановимся на проблемах, связанных со специальными математическими знаниями, умениями и навыками.

  1. Недостаточно сформированные умения выполнять устные вычисления (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно).

Формирование сознательных и прочных (во многих случаях доведенных до автоматизма) навыков вычислений было и остаётся одной из важнейших задач обучения математике. Одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах - хорошо развитые навыки устного счёта. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность. К тому же, хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления.

От того насколько прочен процесс формирования вычислительных навыков в начальной школе, насколько глубок и разнообразен подход при формировании математических способностей, во многом зависит успех дальнейшего обучения математике.

Возможности разрешения: постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.

  1. Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел.

Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

  1. Слабое знание правил порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

Возможности разрешения: после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий.

  1. Недостаточно сформированные умения решать текстовые задачи на зависимости между величинами.

Возможности разрешения: предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?

  1. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий при решении сложных уравнений;

Возможности разрешения: большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.

  1. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.

Возможности разрешения: учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.

  1. Недостаточное развитие графических умений и геометрических представлений.

  2. Привычка детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашнего задания и творческих работ.

Недостаточные навыки самостоятельности приводят к трудностям при выполнении домашних заданий, при выполнении контрольных и самостоятельных работ в школе (не успевают уложиться в отведенное время).


Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы - это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.


Рекомендации учителям начальных классов
( от учителей математики)

  • Уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроках.

  • Приучить школьников начинать работать на уроке по звонку.

  • Использовать различные формы и методы организации занятий.

  • Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание терминов.

  • Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями.

  • Уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения.

  • Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления.

  • После записи примера в несколько действий, определить порядок выполнения этих действий.

  • При решении задачи предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идёт речь в задаче.

  • Учить записывать краткую запись к задаче.



Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения ребенка.

Наша главная цель – не ЗУНы, а формирование функциально грамотной личности. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем - то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок, а выращиваем в каждом ученике творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем все то, что связано с личностным развитием.



Спасибо за внимание!



4


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее