«Осенний фестиваль знаний 2024»

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) —

совместный запрос, результатом которого является то, что обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, производя новое знание и новый опыт деятельности вместо потребления информации, которую передаёт им в готовом виде педагог или другой источник информации.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Обучение  в сотрудничестве Кагукина Т. В., учитель английского языка

Обучение в сотрудничестве

Кагукина Т. В.,

учитель английского языка

Обучение  в сотрудничестве (cooperative learning) — совместный запрос, результатом которого является то,  что обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, производя новое знание и новый опыт деятельности вместо потребления информации, которую передаёт им в готовом виде педагог или другой источник информации.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) —

совместный запрос, результатом которого является то, что обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, производя новое знание и новый опыт деятельности вместо потребления информации, которую передаёт им в готовом виде педагог или другой источник информации.

Обучение в сотрудничестве — групповая работа учащихся, которые работают вместе над решением какой-либо существующей проблемы или незнакомого вопроса. Главные черты:

Обучение в сотрудничестве —

групповая работа учащихся, которые работают вместе над решением какой-либо существующей проблемы или незнакомого вопроса.

Главные черты:

  • Участие.
  • Рефлексия.
  • Социализация.
  • Сотрудничество с другими для саморазвития.
  • Дискуссия.
Преимущества обучения в сотрудничестве: 1 Учащиеся получают возможность самореализации. Учащиеся получают возможность совершенствовать свои навыки коммуникации. 2 Учащиеся демонстрируют умение самооценки  и объективной оценки деятельности партнёров, умение объективно и доброжелательно обосновывать свою позицию. 3 Учащиеся учатся оказывать психологическую поддержку партнёрам по малой группе. 4

Преимущества обучения в сотрудничестве:

1

Учащиеся получают возможность самореализации.

Учащиеся получают возможность совершенствовать свои навыки коммуникации.

2

Учащиеся демонстрируют умение самооценки и объективной оценки деятельности партнёров, умение объективно и доброжелательно обосновывать свою позицию.

3

Учащиеся учатся оказывать психологическую поддержку партнёрам по малой группе.

4

Основные принципы обучения  в сотрудничестве: 1 4 Оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия учащихся. Группы учащихся формируются учителем до урока. Учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы. 2 5 3 Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1

4

Оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия учащихся.

Группы учащихся формируются учителем до урока.

Учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

Группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы.

2

5

3

Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.

Особенности формирования групп: 1 3 В каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый. Идеальное число членов малой группы — четыре человека. Постарайтесь сделать так, чтобы в группе было как минимум два человека, чем-либо отличающихся от других. 2 4 Постарайтесь сделать так, чтобы в них входило не больше семи человек.

Особенности формирования групп:

1

3

В каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый.

Идеальное число членов малой группы — четыре человека.

Постарайтесь сделать так, чтобы в группе было как минимум два человека, чем-либо отличающихся от других.

2

4

Постарайтесь сделать так, чтобы в них входило не больше семи человек.

Распределение организационных ролей в группах

Распределение организационных ролей в группах

  • Организатор работы.
  • Наблюдатель («хранитель правил»).
  • Протоколист.
  • «Хранитель материалов».
  • Контролёр.
  • «Хранитель времени».
  • Связист («хранитель связей»).
  • Оратор (докладчик).
Типы взаимозависимости участников совместного обучения: От единой цели, единой задачи, которая осознаётся учащимися  и которой они могут достичь только благодаря совместным усилиям. От одного на всех комплекта оборудования, необходимого  для выполнения общего задания. 4 1 2 От источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации  или источника информации, необходимой для решения поставленной общей задачи. 5 От единого для всей группы поощрения – либо все члены команды поощряются одинаково,  либо не поощряются никак. 3 От единого для всех учебного материала (упражнение, серия задач, один текст, один эксперимент  или лабораторная работа и пр.).

Типы взаимозависимости участников совместного обучения:

От единой цели, единой задачи, которая осознаётся учащимися и которой они могут достичь только благодаря совместным усилиям.

От одного на всех комплекта оборудования, необходимого для выполнения общего задания.

4

1

2

От источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, необходимой для решения поставленной общей задачи.

5

От единого для всей группы поощрения – либо все члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

3

От единого для всех учебного материала (упражнение, серия задач, один текст, один эксперимент или лабораторная работа и пр.).

Подготовка к работе в малых группах 1 5 Выбор темы для работы в малых группах. Определение времени, отведённого  на групповую работу. 6 2 Определение места работы в группах в ходе всего урока. Подготовка материалов для работы групп. 3 7 Определение с количественным  и «качественным» составом групп. Подготовка помещения для работы групп. Определение ролей в будущих группах и функций, каждой роли. Подготовка карточек с описаниями ролей. 4

Подготовка к работе в малых группах

1

5

Выбор темы для работы в малых группах.

Определение времени, отведённого на групповую работу.

6

2

Определение места работы в группах в ходе всего урока.

Подготовка материалов для работы групп.

3

7

Определение с количественным и «качественным» составом групп.

Подготовка помещения для работы групп.

Определение ролей в будущих группах и функций, каждой роли. Подготовка карточек с описаниями ролей.

4

Варианты обучения в сотрудничестве 5 1 «Пила — 2» (Jigsaw — 2) . Обучение в команде  (STL, Student Team Learning) . Индивидуально-групповая работа (Student-Teams-Achievement Divisions — STAD) . 6 2 Учимся вместе (Learning Together) . 3 7 «Письменный круглый стол». Командно-игровая работа (Teams-Games-Tournament — TGT) . 4 «Пила» (Jigsaw) .

Варианты обучения в сотрудничестве

5

1

«Пила — 2»

(Jigsaw — 2) .

Обучение в команде (STL, Student Team Learning) .

Индивидуально-групповая работа (Student-Teams-Achievement Divisions — STAD) .

6

2

Учимся вместе

(Learning Together) .

3

7

«Письменный круглый стол».

Командно-игровая работа

(Teams-Games-Tournament — TGT) .

4

«Пила»

(Jigsaw) .

Обучение в команде  (STL, Student Team Learning) 2 1 Каждый участник команды должен овладеть необходимыми знаниями;  вся команда должна знать, чего достиг каждый. Принципы обучения в команде: «Награды». • • «Индивидуальная» ответственность каждого ученика за успех команды. Каждый учащийся приносит  очки своей группе. •

Обучение в команде (STL, Student Team Learning)

2

1

Каждый участник команды должен овладеть необходимыми знаниями; вся команда должна знать, чего достиг каждый.

Принципы обучения в команде:

«Награды».

«Индивидуальная» ответственность каждого ученика за успех команды.

Каждый учащийся приносит очки своей группе.

Индивидуально-групповая работа  (Student-Teams-Achievement Divisions — STAD)

Индивидуально-групповая работа (Student-Teams-Achievement Divisions — STAD)

  • Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека в каждой.
  • После выполнения заданий всеми группами учитель даёт тест.
  • Учитель объясняет новый материал, затем предлагает ученикам в группах его закрепить, понять все детали.
  • Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы.
  • Задание выполняется по частям.
  • Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.
Командно-игровая работа (Teams-Games-Tournament — TGT)

Командно-игровая работа

(Teams-Games-Tournament — TGT)

  • Учитель объясняет новый материал.
  • Вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.
  • Организуются «турнирные столы»: по 3 ученика за каждым столом, равные по уровню обученности.
  • Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.
«Пила» (Jigsaw)

«Пила» (Jigsaw)

  • Учащиеся организуются в группы по 4–6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
  • Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.
  • Учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
  • Каждый член группы находит материал по своей части.
  • Учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.
  • Вопросы задаёт не только учитель, но и члены других групп.
  • Далее они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  • Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
«Пила — 2» (Jigsaw — 2)

«Пила — 2» (Jigsaw — 2)

  • Работа учащихся группами по 4–5 человек.
  • Вся команда работает над одним и тем же материалом.
  • Каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает тщательно и становится в ней экспертом.
  • Встречи экспертов из разных групп.
  • Все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез.
  • Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
Учимся вместе (Learning Together)

Учимся вместе

(Learning Together)

  • Класс разбивается на однородные по уровню обученности группы (по 3–4 человека в каждой).
  • По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы.
  • Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы, над которой работает весь класс.
  • Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.
  • В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
«Письменный круглый стол»

«Письменный круглый стол»

  • Аудитория делится на группы по 5 человек. Перед каждым участником группы лежит чистый лист бумаги.
  • Третий участник делает уклон на практическое применение описанного ранее.
  • Участники выбирают один из изучаемых аспектов темы. Каждый записывает на своём листе название выбранного аспекта.
  • Четвёртый участник продолжает писать, делая уклон на плюсы выбранного аспекта.
  • Затем каждый участник на своём листе записывает 1–2 предложения, в которых излагает свои мысли по поводу сути выбранного аспекта. Написав предложения, он передаёт лист по часовой стрелке другому участнику группы.
  • Пятый участник делает уклон на минусы данного аспекта.
  • Второй участник читает написанное до него и продолжает писать текст, делая уклон на технологическую сторону аспекта.
  • На заключительном этапе получившиеся странички зачитываются перед всей аудиторией, которая может порекомендовать что-то добавить в описание. Все странички собираются в книжку, которая оставляется группе.
4 основных элемента совместного обучения 1 3 Учитель объясняет Организуются «турнирные столы»: по 3 ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. новый материал. 2 4 Вместо индивидуального  тестирования предлагает каждую  неделю соревновательные турниры  между командами. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.

4 основных элемента совместного обучения

1

3

Учитель объясняет

Организуются «турнирные столы»: по 3 ученика за каждым столом, равные по уровню обученности.

новый материал.

2

4

Вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.

Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.

Рекомендации по организации обучения в сотрудничестве 1 3 В группах учащиеся смогут выполнить за отведённое вами время меньше заданий,  чем при индивидуальной работе. Если задание предполагает ответы  на вопросы, попробуйте сформулировать  по два-три вопроса каждому ученику группы, причём наиболее сложные адресуйте сильному ученику, пусть он ответит первым. Один из двух оставшихся учеников найдёт подтверждение  (или опровержение) ответам первого ученика  в тексте (учебника, справочного материала и т. д.),  а третий ученик должен, например, эти ответы зафиксировать (записать), найти в тексте  или придумать примеры, подтверждающие высказанную мысль или, напротив, опровергающие её. Далее ученики по кругу меняются ролями. 2 Предоставьте ученикам возможность самим  определить функцию каждого  при выполнении задания.

Рекомендации по организации

обучения в сотрудничестве

1

3

В группах учащиеся смогут выполнить за отведённое вами время меньше заданий, чем при индивидуальной работе.

Если задание предполагает ответы на вопросы, попробуйте сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы, причём наиболее сложные адресуйте сильному ученику, пусть он ответит первым. Один из двух оставшихся учеников найдёт подтверждение (или опровержение) ответам первого ученика в тексте (учебника, справочного материала и т. д.), а третий ученик должен, например, эти ответы зафиксировать (записать), найти в тексте или придумать примеры, подтверждающие высказанную мысль или, напротив, опровергающие её. Далее ученики по кругу меняются ролями.

2

Предоставьте ученикам возможность самим определить функцию каждого при выполнении задания.

Обратите внимание 1 2 Если учащимся даётся упражнение или задача, то можно либо предложить всем ученикам индивидуально решить её и представить  на обсуждение группы свой вариант  с соответствующими пояснениями, либо сначала попросить слабого ученика решить эту задачу, также объясняя каждое своё действие, либо выполнять действия, задания упражнения «по вертушке». В результате группа должна представить один вариант решения задачи, выполнения упражнения, задания от лица любого из учеников,  на которого вы укажете. Заранее наметьте, кто из трёх-четырёх учеников будет докладчиком. Учащиеся  из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это очень важно, так как также стимулирует группу к более серьёзному отношению к совместной деятельности.

Обратите внимание

1

2

Если учащимся даётся упражнение или задача, то можно либо предложить всем ученикам индивидуально решить её и представить на обсуждение группы свой вариант с соответствующими пояснениями, либо сначала попросить слабого ученика решить эту задачу, также объясняя каждое своё действие, либо выполнять действия, задания упражнения «по вертушке». В результате группа должна представить один вариант решения задачи, выполнения упражнения, задания от лица любого из учеников, на которого вы укажете.

Заранее наметьте, кто из трёх-четырёх учеников будет докладчиком. Учащиеся из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это очень важно, так как также стимулирует группу к более серьёзному отношению к совместной деятельности.

Необходимо помнить 1 3 Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому – 4). Чтобы избежать неудобных разговоров  о подборе групп, постарайтесь объяснить ученикам, что в течение года каждый из них будет иметь возможность поработать  в различных группах практически со всеми учениками. 2 Спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие  в работе, как партнёры помогали друг другу.

Необходимо помнить

1

3

Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому – 4).

Чтобы избежать неудобных разговоров о подборе групп, постарайтесь объяснить ученикам, что в течение года каждый из них будет иметь возможность поработать в различных группах практически со всеми учениками.

2

Спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнёры помогали друг другу.

Не забудьте 1 2 3 Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, сказать,  что вы надеетесь на их ответственность за каждого из партнёров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только  в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл. Интегрировать работу  в группах в свой обычный урок самыми разнообразными способами. Задача учителя состоит  в том, чтобы научить,  а не уличить ученика  в незнании и неумении.

Не забудьте

1

2

3

Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, сказать, что вы надеетесь на их ответственность за каждого из партнёров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл.

Интегрировать работу в группах в свой обычный урок самыми разнообразными способами.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить, а не уличить ученика в незнании и неумении.

Также важно 1 Чётко сообщить в начале урока  и перед работой в группах цель. 2 На протяжении всей работы следить  за активностью учащихся и помогать  любой группе, если потребуется.

Также важно

1

Чётко сообщить в начале урока и перед работой в группах цель.

2

На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее