Слайд № 1
Алматинская область
Жамбылский район
КГУ «Каргалинская средняя школа № 3»
Учитель начальных классов
Карымбаева Мадина Мурзагалиевна
(учитель высшей категории)
Слайд № 2
Предмет: Трудовое обучение
Класс: 3 «Г»
Дата проведения: 21.12.2016г
Тема урока: Зооморфный казахский орнамент
Цель: Активизировать способы для восприятия представлений учащихся о духовных истоках казахского народа
Задачи:
1. Образовательные: формирование знаний учащихся с видами национального казахского орнамента; с использованием искусства орнамента в украшении быта;
2. Развивающее: Развитие мыслительных операций, творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии в процессе изучения материала. Закрепить умения и знания, учащихся по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы;
3. Воспитательные: осуществлять коллаборативное обучение учащихся в атмосфере сотрудничества. Воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа
Тип урока:
Межпредметные связи: познание мира, трудовое обучение
Оборудование и наглядный материал: интерактивная доска, презентация, казахские орнаменты, иллюстрации, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, сюжетная аппликация - «25 лет Независимости Казахстан!»
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие
Слайд № 3
Психологический настрой
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу.
Слайд № 4
Девиз урока:
Урок мы сегодня проведем под девизом:
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи
Слайд № 5
II. Основная часть
1. Вопрос - ответ
- Посмотрите на картинки, что вы видите? (казахские орнаменты)
- Какие встречаются элементы узоров? (цветы, рога, животные, птицы и т д)
- На прошлом уроке мы создавали узор при помощи геометрических орнаментов и растительных орнаментов.
Слайд № 6
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего сегодняшнего урока зооморфный казахский орнамент.
Слайд № 7
И сегодня создадим сюжетную аппликацию к «25 летию Независимости Казахстан!» из зооморфных орнаментов.
Вступительное слово учителя
В этом году нашей Республике Казахстан исполняется
«25 лет Независимости Казахстан!»
2016 год – это год, особый период в жизни каждого казахстанца.
На протяжении 25-ти лет, совершив невероятный рывок в историческом развитии, казахстанцы сообща трудятся над созданием сильного, современного государства под руководством Лидера Нации, Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.
Впереди казахстанцев ждет много новых успехов и свершений на пути к нашей священной и достойной стране
Слайд № 8
Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен.
Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов.
Орнаменты один из видов древнего народного искусства.
Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта.
Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже «говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».
Казахский орнамент очень разнообразен, делится на несколько групп.
Слайд № 9
- Согласно традиционной классификации мотивы казахского орнамента делятся на: (космогонический, растительный, геометрический, зооморфный).
- Мы знакомы с тремя видами орнамента: это-
1.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звезды, луна, полумесяц.
2.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.
3.Геометрический орнамент - геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал.
Слайд № 10
- Немножко глубже познакомимся с зооморфныйм орнаментом
4. Зооморфный орнамент -связанный с дикими и домашними животными, птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных частей их фигур: рог архара, олений рог ……..
Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след…….
Согласно поверьям древних предков птица была символом неба, рыбы – символ воды, дерево – символ земли. Народные мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы. (какие это птицы- ласточки, коршуны, голуби)
V. Практическая работа
1. Проверка готовности рабочего места.
-Давайте мы проверим, всё ли необходимое для уроке лежит на партах.
Слайд № 11
Загадки:
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы).
Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я — липучий, вязкий… (Клей).
Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов... (цветной бумаги)
Слайд № 12
2. Сегодня на уроке мы будем работать с ножницами.
- Повторим ТБ с режущим инструментом (работа с ножницами)
- Правила работы ножницами
Слайд № 13
Ученики (хором)
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Распределение работ по рядам
- К нашей сюжетной аппликации - «25 лет Независимости Казахстан!»
понадобятся следующие узоры:
- Сейчас мы с вами рассмотрим казахские орнаменты, которые нам пригодятся на сегодняшнем уроке. Это:
Слайд № 14
«Кун нұры» — солнечный свет. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом «кун» украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.
«Қошқар мұйіз»- бараний рог- похож на завитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских.
«Құс қанаты»— птичьи крылья. Орнамент, напоминающий птичьи крылья, следует за роговидными элементами или за орнаментом, напоминающим шахматные клетки. Изображение этого орнамента на отдельных изделиях напоминают летящую птицу. В настоящее время орнамент «құсқ анаты» используется вместе с другими орнаментами.
- Сегодня мы свами возьмем птицу голубь. Как известно, голубь –символ мирной жизни. Мы все хотим, чтобы наш Казахстан процветал и жил в мире.
Слайд № 15
4. Планирование работы.
- Ребята, давайте поговорим с чего мы начнём нашу работу, и что за чем будем выполнять.
(на доске предметно-операционная карта- показ по рядам, каждую работу)
1. Подготовь все необходимые материалы и инструменты.
2. Обведи по шаблонам детали на цветную бумагу.
3. Вырежи детали.
Помощь ученикам
Слайд № 16
Учитель:
И в конце сказать хочу:
Лишь окончена работа
Ножницам нужна забота
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
5. Показ готовых работ
1. А теперь покажите свои готовые работы. Молодцы!
2. Совместное выполнение сюжетной аппликации - «25 лет Независимости Казахстан!»- работа у доски
VI. Оценивание работ учащихся
Учитель оценивает каждую работу учеников
VII. Рефлексия
Что запомнилось сегодня на уроке вам?
Чем вам понравился урок?
Слайд № 17
VIII. Дом задание:
- принести 4 вида плотной ткани, (одинаково нарезанной) ножницы, иголка, нитки
7