Тема урока: «Синтаксис и пунктуация»
Ход урока
Сообщение темы и цели урока.
Мы закончили изучение темы: «Синтаксис и пунктуация». Сегодняшний урок – обобщающий. Проведем его в форме игры. Вам будет предложено несколько конкурсов: «Четвертый лишний», «Угадай по значению», где будут проверяться теоретические знания по изученным орфограммам, темам; «Установите соответствия», «Найди меня», «Карта сокровищ», где увидим ваши навыки разбора словосочетания, предложения, постановки знаков препинания. На каждый вид работы я приготовила отдельный листок, где вы и будете выполнять предложенные задания (приложение № 1,2,3,4,5). Итак, начнем.
Разминка. (Работа в микрогруппе по 3 человека)
Игра «Четвертый лишний»
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, найти отличия по разным признакам (устно).
1. Об..явление, с..емка, с..экономить, под..ём.
2. Ч…чело, ч..до, ж…ри, ч..дище.
3. Печ.., туч..., реч.., мыш…
4. Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой, х..лодный.
Первый конкурс «Угадай по значению»
Тестовый контроль.
1.Раздел науки о языке, где изучаются словосочетания и предложения.
а) синтаксис; в) пунктуация; с) морфология
2.Знак препинания, соединяющий однородные члены предложения.
а) точка с запятой; в) запятая; с) тире
3.Слово или сочетание слов, обозначающее того, к кому обращаются с речью.
а) объявление; в) объяснение; с) обращение
4. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительным в именительном падеже.
а) двоеточие; в) запятая; с) тире
5.Раздел науки о языке, где изучается постановка знаков препинания.
а) фонетика; в) пунктуация; с) лексика
6. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
а) кривая речь; в) косвенная речь; с) прямая речь
7. Разговор двух или нескольких лиц называется
а) диалог; в) монолог; с) беседа
Второй конкурс «Установите соответствие» (выборочный диктант)
1) Люблю тебя а) прил. + сущ (главное слово);
2) мой край б) наречие (главное слово)+ сущ с пр..
3) завывание ветра в) мест. + сущ. (главное слово);
4) бескрайняя тундра г) сущ. с предлогом + глагол(главное слово)
5) в округе проживают д) сущ. (главное слово)+сущ.;
Физкультминутка
Третий конкурс «Найди меня»
Задание: Какое словосочетание является грамматической основой в данном предложении?
Летом, коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени-траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.
1) Сутки предстает;
2) кочуют стада;
3) предстает в зелени;
4) предстает тундра.
Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Весна(1) мчится по тундре(2) несет с собой теплое дыхание - вот(3) вот развернет(4) и раскинет зеленый платок(5) закружится в зеленых кисах на оттаявшей земле.
1) 1, 3,4,5 2)2,3,5 3)1,3,4,5 4)1,3,5
Четвертый конкурс «Карта сокровищ». Комментированное письмо.
Задание: запишите предложения, проставив необходимые знаки препинания.
Наша земля богата пушным зверем рыбой ягодами грибами. (Однородные члены предложения).
Здравствуй, тундра бескрайняя! (Обращение).
В ЯНАО входит семь районов Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский. (Обобщение при однородных членах предложения).
Салехард город на Полярном круге. (Тире между подлежащим и сказуемым).
В нашем округе проживают коми, ненцы, селькупы, ханты коренные жители Ямала. (Обобщение при однородных членах предложения).
Процветай земля родная. (Обращение).
Мой край богат газом нефтью. (Однородные члены предложения).
Рефлексия
– Вот и закончился урок. Мы с вами вспомнили многое.
На столе у каждого из вас есть карточка с нарисованной мордочкой. Подрисуйте ему рот, который соответствует твоему настроению после урока. На этих же листочках поставьте себе оценку.
Домашнее задание
Повышенный уровень. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя предложения, соответствующие данным ниже схемам и запишите в тетрадь.
Базовый уровень. Составьте предложения на свободную тему по данным ниже схемам и запишите в тетрадь.
Схемы:
[ подлежащее и три однородных сказуемых].
[подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].
[ ,о,] !
[ ], и [ ].
[О, О, О- О].
А: «П!»