«Зимний фестиваль знаний 2025»

Синтаксические средства межфразовых связей.

Занятие поможет ученикам научиться определять способ связи предложений в тексте, находить смысл межфразовых связей.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Синтаксические средства межфразовых связей

Цели: формировать умения определять способ связи предложений в тексте,
находить смысл межфразовых связей; формировать навыки речевого самоконтроля.

Ход урока

I. Оргмомент. Постановка учебной задачи.

II. Работа по теме урока. 1.Слово учителя.

Ребята, мы уже знаем о средствах выражения межфразовых связей в тексте. Назовите лексические (повтор, однокор. слова, синонимы, антонимы, обращения), морфологические (употребление глаголов одного вида и одного времени, местоименная замена, использование союзов, частиц, вводных слов, наречия со значением времени и пространства), синтаксические средства (инверсия, анафора, эпифора, ритор, вопрос, синт. параллелизм).

2. Сообщение учителя, беседа(о лексических средствах, о морфологических, о синтаксических).

3. Работа с текстом.

а) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. Их шум напоминал мне плеск морских волн. И этот плеск волн возвращал меня в детство.

  • Прочитайте текст, озаглавьте его.

  • Определимте основную мысль.

  • Укажите сцепляющие слова.

  • Определите способ связи предложений в тексте.

- Можно озаглавить «Возвращение в детство». Основная мысль – связь человека и природы, шум сосен напоминает плеск волны, и этот звук напоминает детство.

- Сцепляющие слова: леса – в лесах, соснами – сосны, шумели – шум, плеск волн – плеск волн. Средства связи – лексический повтор.

б) Предложения в тексте могут сцепляться при помощи антонимов. Какие слова называют антонимами?

Задание . Соедините предложения при помощи антонимов.

У природы много друзей, ... у нее значительно меньше. Хорошее, доброе долго помнится, ... , к счастью, забывается.(Учащиеся дополняют в 1 предложении слово - недругов, во 2 - слово злое).

Задание. Прочитайте текст вслух. Для чего в нем повторяется местоимение он?

А сейчас я слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. Он смеется. Он знает, что прекрасной поляне нужны достойные песни. И поет их. (В. Бочарников) (Местоимение он выступает в роли сцепляющего слова).

IV. Тренировочные упражнения.

а) Работа с текстом. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

На дюнах

Я живу в маленьком доме на дюнах.

Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой. Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

б) Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

в) Прочитайте предложения, определите, что является подлежащим, а что прямым дополнением, исправьте ошибки.

1) Идти было тяжело, руки оттягивали чемоданы. 2) Джипы тянули минометы, горные пушки – бронетранспортеры. 3) Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4) Его воображение поразило высказывание математика Германа Вейля. 5) Мари Дюпон ей порекомендовала ее старшая сестра Роза. 6) Отличительный признак припева составляет повторность неизменной группы слов.

V. Практическая работа «Синтаксические средства межфразовых связей»

Подведение итогов урока.

Д/задание

1. В лингвистике межфразовая связь определяется как синтаксическая и семантическая связь между предложениями, ССЦ, абзацами, главами и другими частями текста, организующая его смысловое и структурное единство.

Как указано выше, между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами речевой коммуникации, т. е. смысловая связь. Эта связь обеспечивается соответствующими лексико-грамматическими средствами. Как не всякие слова можно объединить в одно предложение, так и не всякие предложения можно соединить в один связный текст. Например, предложения Витя пошел купаться. Силикатный клей очень прочно склеивает листы бумаги. Имена собственные существительные пишутся с большой буквы невозможно объединить в текст. Они настолько разнородны по своей семантике, что не могут быть объединены смысловыми отношениями.

В связном развернутом высказывании между собой сочетаются не только соседние предложения, но и разделенные другими. Связь между смежными (рядом стоящими) предложениями называется контактной, а между несмежными – дистантной. Первый вид связи «создает» текст с последовательной, «цепной» связью предложений, второй – является обязательным для текстов с параллельной связью его сегментов (предложений и ССЦ). В текстах «смешанного» типа всегда присутствуют оба вида связи. Приведем пример.

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа па копеечную пряничную лошадку. (А.П. Чехов)

В данном фрагменте текста пять предложений, соединенных контактной и дистантной связью при помощи личных и притяжательною местоимений, синонимов, лексических повторов. Второе предложение контактно связано с первым (Иона Потапов – он, третье контактно со вторым (он – на него) и дистантно с первым (Иона Потапов – он); четвертое предложение контактно связано с третьим (он — его лошаденка) и дистантно со вторым (он не шевельнется — его лошаденка тоже неподвижна), это же четвертое предложение связано дистантно с первым (Иона Потапов бел — его лошаденка тоже бела).

2. Знакомство с терминами.

Параллелизм - это прием речи, в котором сопоставляются два или более явления или предмета с помощью их параллельного изображения. Это сопоставление позволяет подчеркнуть различия или сходства сравниваемых явлений/предметов.


Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока.

Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие: звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;

  • морфемная - повторение частей слова или морфем;

  • лексическая - повторение одних и тех же слов;

  • синтаксическая - повторение синтаксических конструкций;

  • строфическая - повторение строф стихотворения и схемы их построения;

строфико-синтаксическая - объединение строфической и синтаксической анафор; ритмическая анафора - основана на повторении ритма, используется редко.

Эпифора представляет собой повторение в конце стиха или строфы.

Эпифора имеет несколько разновидностей. Она может быть следующих видов:

1. Грамматическая. Когда на конце одинаковых отрезков повторяются одни и те же звуки, например, дружили – жили и т. д., то мы имеем дело с грамматической эпифорой.

2. Лексическая. В поэзии иногда в конце каждой из строф может повторяться одно и то же слово. Это и является лексической эпифорой. Данную стилистическую фигуру можно встретить в стихотворении А. С. Пушкина "Храни меня, мой талисман". Здесь в конце каждого из куплетов повторяется слово "талисман".

3. Семантическая эпифора. Этот вид стилистических фигур отличается тем, что повторяются не слова и сочетание звуков, а синонимичные слова.

4. Риторическая. Этот стилистический прием часто употребляется в фольклорных произведениях, например, в песенке про гусей – "…один белый, другой серый – два веселых гуся".


Инверсия - это нарушение обычного порядка слов в предложении. От латинского языка inversio - перестановка, переворачивание. Этот стилистический прием заключается в нарушении прямого порядка слов в предложении:

определение - подлежащее - сказуемое - обстоятельство или дополнение.



Приложение

1. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?


На дюнах

Я живу в маленьком доме на дюнах.

Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой. Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма.

(Ю. В. Бондарев)



2. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.


3. Прочитайте предложения, определите, что является подлежащим, а что прямым дополнением, исправьте ошибки.

1) Идти было тяжело, руки оттягивали чемоданы. 2) Джипы тянули минометы, горные пушки – бронетранспортеры. 3) Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4) Его воображение поразило высказывание математика Германа Вейля. 5) Мари Дюпон ей порекомендовала ее старшая сестра Роза. 6) Отличительный признак припева составляет повторность неизменной группы слов.




Определите синтаксические средства связи

(анафора, эпифора, инверсия, параллелизм)

1.


2. Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

3. Лес не тот! Куст не тот!

Дрозд не тот!


4. Блёкнут травы, дремлют хаты.. .
По незримому канату протянулись журавли..

5. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.


6. Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

7. Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины...

8.

9. Этот синий свод,

Этот крик и вереница,

Эти стаи, эти птицы,

Это говор вод.

10. Вот на берег вышли гости, князь Гвидон зовёт их в гости...







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее