Семинар
на тему: " Проблемы подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку и математике,
пути их решения".
Почему даже у мотивированных учащихся результаты ЕГЭ далеки от ожидаемых?
Почему полученный на ЕГЭ тестовый балл не всегда соответствует реальным знаниям учащихся?
Что же конкретно нужно сделать для успешной сдачи экзамена по русскому языку?
Это вопросы, на которые ищут ответ прежде всего учителя, а уже после - выпускники, еще реже родители.
Основных проблем несколько.
Первая проблема для многих выпускных классов - низкая мотивация к обучению учащихся, незаинтересованность части самих ребят и их родителей в результатах обучения.
Можно, подготовить ребят, которым тяжело даётся материал, но есть желание. Можно подготовить ребят, у которых отсутствует прилежание, но есть способности. И, конечно, самая тяжёлая группа, когда нет ни способностей, ни прилежания.
Пути решения проблемы:
В старших классах всего один, максимум два часа в неделю русского языка, как предмета. Плюс речевое общение. Большую практику имеют элективы, дополнительные занятия, но и их, как правило, ученики посещают нерегулярно. Большой популярностью у выпускников, а точнее у их родителей, пользуются репетиторы.
Для элективных занятий класс целесообразно поделить на две группы: выигрывает качество.
Группа ребят с хорошим прилежанием может воспринять больше материала, они готовы к индивидуальному подходу. С более слабыми ребятами, приходится строить работу, начиная с изучения самых простых вопросов.
Также на элективах необходимо проходить ОНЛАЙН-тестирование, чтобы учащиеся знали сайты, рекомендованные учителем и максимально приближенные к реальному экзамену. Данный вид работы наиболее доступен для тренировки дома – ведь современные дети много времени проводят у компьютера.
Вторая проблема - это учебно–методическое обеспечение, позволяющее организовать качественную подготовку к экзамену и вместе с тем изучение нового материала по программе.
Невозможно сдать ЕГЭ, используя только учебник 10-11 кл.
Пути решения этой проблемы в наши дни просты и доступны практически каждому. На просторах интернета можно найти большое количество контрольно-измерительного материала, всевозможные справочники, решебники и просто подсказки от «бывалых» выпускников.
Все желающие приобрели помимо учебника некоторое количество дополнительной методической литературы.
Наиболее полезными были издания:
Тетрадь на печатной основе ЕГЭ 2020 (типовые экзаменационные варианты) под ред. Цыбулько И.П.
Курс интенсивной подготовки. Сочинения на ЕГЭ под ред. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Под ред. Прокофьевой Л.П.
ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки. Составитель Угроватова Т.Ю.
Типичные ошибки старшеклассников. Практикум по русскому языку для поступающих в ВУЗ. Семенова Г.М.
Виды разбора на уроках русского языка 5-11 класс. Еремина Е.А.
Третья проблема - это недостаточная сформированность речи, мышления, низкое общекультурное развитие обучающихся.
У молодежи XXI века, к сожалению, очень небогатый словарный запас. Максимум, что читают наши дети – лента новостей в социальных сетях, на смену познавательным «АБВГДейке» и «Хочу все знать» давно пришли видеоблоги, поэтому из их лексикона выпадает огромное количество слов. Некоторые ребята, примитивно мысля, гордятся тем, что могут пересказать текст. В результате мы имеем глупейшие сочинения. Дети не понимают разницы между «филантропом» (донатер) и «меценатом» (спонсор), не знают, кто такие «альтруисты» (идиот/красавчик) и «пацифисты» (хиппи), равно как и мы, не понимаем их «изи», «имхо» или «дичь».
Где же выход?
Учитель должен стать «ходячим» толковым словарем: использовать подобные слова в своей речи, объясняя попутно их значение. Давать учащимся задание находить значение неизвестных слов в толковом словаре. Целесообразно не забывать проводить лексическую работу и на уроках литературы. Литературные произведения - неисчерпаемый клад русского языка. Ребята должны давать толкование слов, встречающихся в том или ином произведении.
Многие слова ребята произносят так, как принято в семье, на улице, нисколько не сомневаясь в правильности ошибочного произношения. Поэтому требуется время, чтобы сломать устоявшиеся орфоэпические стереотипы. На ЕГЭ это всего один вопрос. Но хочется надеяться, что это пригодится в жизни.
И ещё одна проблема (четвёртая) в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это две большие разницы.
На уроках в 10 и 11 классах учитель не должен отходить от изучения или повторения синтаксиса. Таким образом, качественную подготовку к экзамену только через урок осуществить невозможно.
Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ на элективах и индивидуальных занятиях должна быть тщательно продумана и строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Ученики должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению.
В основу подготовки к ЕГЭ должны быть положены следующие концептуальные положения: личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. Необходимо индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных». Обязательна органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности — «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ по математике являются следующие:
организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
содержательная подготовка;
мониторинг качества.
Информационная работа
Подготавливаются материалы ЕГЭ: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), график консультативных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.
Содержательная подготовка
Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. На мой взгляд, такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у детей появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. И каждый раз нужно применять соответствующий подход. Естественно, запомнить решения всех заданий невозможно, поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.
Сформулируем принципы построения методической подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип — тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип — логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип — тренировочный. Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Необходимо довести решение задач до автоматизма. На уроках и консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип — индивидуальный. На моих уроках ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип — временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип — контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формируются у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Цель учителя должна состоять в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. Общеизвестно, что даже небольшие пробелы в знаниях ведут к существенным потерям в баллах. Но очень часто выпускники, хорошо успевающие по математике, но совершенно не подготовленные к ЕГЭ психологически, также не получают высоких баллов. Приступая к работе по подготовке к ЕГЭ, учителю, прежде всего, надо сломить сопротивление и неуверенность учащихся. Именно поэтому перед учителями встает задача – определить возможные направления психолого-педагогической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования. А для этого, прежде всего, каждый должен определить степень обученности каждого ученика и класса в целом на данный момент. Здесь же учителя не должны забывать и об обучаемости каждого ученика. Получить необходимую информацию можно с помощью системы тестов, фронтальной работы, устных опросов и т.д..
Преподавание математики в целом, и подготовка к ЕГЭ, в частности, выполнят свое предназначение только в том случае, когда дадут ученику необходимый объем информации и технических навыков, но и помогут ему овладеть культурой математических рассуждений, т.е. научат его самостоятельно пользоваться математическими методами и методами самоорганизации и самоконтроля. А учитель получит удовлетворение только в том случае, если он передаст ученику не просто знания, но и разовьет гибкость его мышления и обеспечит психологическую готовность к различным испытаниям, в том числе и к ЕГЭ.
Психологическая подготовка
следует работать над повышением уровня мотивации в первую очередь;
необходимо работать над такими качествами как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке;
следует приучать учащихся работать самостоятельно;
необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности;
каждый ученик должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить;
быть готовым к длительному самостоятельному занятию предметом, уметь объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, вносить дополнения в свой индивидуальный справочник(блокнот);
обязательно нужно учить стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы, уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.
Экзамены представляют собой нелёгкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на них, уверенные в успехе. У других экзамен и оценки за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе, тревоги. Каждый ребенок по своей природе индивидуален и обладает целым рядом особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Подготовка к ЕГЭ по математике требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в рабочую программу надо включать темы уроков по подготовки к ЕГЭ. Кроме того проводить консультации. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения разделить класс на 2 группы.
1 группа - база.
2 группа - профиль.
Для каждой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.
Учащиеся первой группы должны уверенно выполнить 7-20 заданий. Выпускникам второй группы, необходимо уверенно выполнять №1-12 и ориентирую на выполнение заданий №13,14,15
Также необходимо уделять внимание технике выполнения экзаменационной работы:
обучение постоянному жесткому контролю времени;
обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, конечно, разумному выбору этих заданий;
обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания.
Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к ЕГЭ по математике, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
Проанализировав содержание вариантов по ЕГЭ, можно сделать вывод, что часть 1 содержит порядка 70% материала, который прямо или косвенно формируется в основной школе, а также параметрический и геометрический материал во 2 части. В связи с этим уже в основной школе необходимо начинать подготовку по таким разделам:
а) действительные числа и действия с ними;
б) степенные выражения и их преобразования;
в) свойства арифметического корня;
г) функции и их свойства;
д) уравнения, неравенства и их системы;
е) решение текстовых задач на проценты;
ж) арифметическая и геометрическая прогрессии;
з) решение комплексных задач по геометрии.
Необходимо с 5-го класса внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты.
Как же решить поставленные задачи?
Во-первых, с первых же дней учёбы убеждать детей в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.
Во-вторых, в течение всего учебного года знакомить детей с материалами ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строить только на основе упражнений ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздавать тест ЕГЭ. Просить ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараться выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрывать секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.
В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлить их с особенностями формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
обучать строгому самоконтролю времени;
учить определять трудность заданий;
знакомить с приёмом «прикидки» результата подстановкой;
знакомить с приёмом «спирального движения по тесту».
самопроверке;
разумного выбора ответа;
сравнения, угадывания;
различным «хитростям» быстрых вычислений
Говорить ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут.
Как учить определять трудность заданий? Сначала просить учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.
Обязательно напоминать о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений учитель определяет двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними индивидуально.
Практика показывает, что при выполнении заданий базового и повышенного уровня выпускники допускают много вычислительных ошибок. Для их устранения уже в 5, 6 классах отрабатывать навыки действий с десятичными и обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами, обязательно требовать учить наизусть правила, отрабатывать их и повторять при каждом возможном случае и при устном счёте, которому уделять надо особое внимание.
Ещё одна составляющая – выполнение вариантов ЕГЭ, сгенерированных с помощью специальных программ (генератор вариантов на сайте «Решу ЕГЭ», «alekslarin.net»), демоверсий текущего года, варианта пробного экзамена, работа по сборникам «Варианты ЕГЭ» текущего года.
На уроках математики при подготовке к ЕГЭ очень важно применение ИКТ. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
создание уроков с помощью программы “PowerPoint”
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
Памятка выпускнику.
В день экзамена
Успокойся!
В этом поможет простое дыхательное упражнение: закрой глаза и дыши медленно, глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. При этом не забывай про себя думать: «Я спокоен и уверен в себе!», «Я всё помню!».
Поставь цель!
Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они твои личные.
Сосредоточься!
Забудь об окружающих. Для тебя существуют только задания экзаменационной работы и время, отведенное на выполнение теста.
Распредели своё время!
Запланируй «два круга» для решения заданий и время для проверки. Две трети всего времени отведи легким заданиям. Далее сосредоточься на более сложных заданиях.
Торопись не спеша!
Задания необходимо читать внимательно и до конца. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как оформить ответ в бланке, перечитай вопрос и убедись – правильно ли ты понял задание, что поможет избежать обидных ошибок.
Начни с легкого!
Пробегись глазами по всем заданиям экзаменационной работы. Выбери наиболее легкие и начинай отвечать на них. Таким образом, ты освободишься от нервозности и быстрее вникнешь в более трудные вопросы.
Пропускай!
Специалисты рекомендуют пропускать трудные или непонятные задания. К ним можно вернуться позже.
Думай только о текущем задании!
Создатели контрольных измерительных материалов стараются охватить весь объем школьной программы. Поэтому вопросы в тестах не связаны друг с другом. Принцип решения одной задачи не поможет в ответе на другой.
Исключай! Форма проведения ЕГЭ (тестирование) даёт определённые преимущества. Среди заданий Части А и В есть вопросы с четырьмя вариантами ответов. Среди них один правильный. Следует помнить, что некоторые задания быстрее решить методом исключения.
Угадывай!
Бывают вопросы, в ответах на которые абитуриент не до конца уверен. Отвечай интуитивно! При этом выбирай ответ, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не бойся ошибок!
Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Задания решают разные выпускники, в том числе, учащиеся профильных классов. На практике трудно набрать максимальное количество баллов. Главное, набрать баллы выше минимального порога.
Приложение 2.
Семь заповедей педагога
1) Не пытаться тянуть ученика до уровня, выходящего за пределы его способностей.
Каждый человек имеет определенный резерв возможностей в силу особенностей своего мышления и памяти.
2) Не проводить занятие без подготовки.
Перед занятием я просматриваю учебники, дидактические материалы, изучаю динамику ошибок в тетрадях и составляю индивидуальный комплект упражнений именно для данной учебной ситуации.
3) Не нужно мешать ученику думать.
Если школьник сконцентрирован — это всегда видно. При неумелом владении искусством невмешательства в мыслительный процесс педагог по математике будет только отвлекать ребенка от размышлений над понятиями, формулами и преобразованиями. Помощь должна поступать именно в тот момент, когда ученик в ней нуждается, а не тогда, когда, когда он готов решить задачу самостоятельно.
4) Не «навредить» ученику.
Математика допускает разные пути решения задач, разную их подачу, разные обоснования этих решений и разные оформления. Дезориентировать и запутать ученика проще пареной репы.
5) Не пропускать ни один вопрос ученика
Если ребенок что-то задумал спросить — нужно обязательно дать ему эту возможность (не перебивать его) и помочь сформулировать мысль. Вопрос ученика — сигнал для учителя математики. И тревожный, и позитивный одновременно. Тревожный симптом в том, что ребенок чего-то не понимает.
6) Не повышать голос на ученика и не ругать его.
Криком никто никогда ничего не добивался. К месту будет отметить, что человеческое ухо больше чувствительно к частоте звука, чем к его амплитуде и уровню. Интонация преподавателя, с которой он ведет занятия, вибрации и динамика тона позволяют не только заострять внимание и концентрироваться ученику, но выделять из общего потока слов самые важные.
7) Не выполнять за ученика ту работу, которую он должен сделать самостоятельно.
Иначе ребенок не получит должную умственную нагрузку и не разовьет навыки.