Статья по теме:
«Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС»
Киосева Е.Н., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ульяновская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Процесс обучения в школе – главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. В процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.
Необходимо так организовать учебный процесс в школе, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и ключ к познанию - способность к самостоятельной умственной деятельности, умение и потребность самостоятельно учиться. Важно не только вооружать учащихся современными знаниями и умениями, но формировать у них навыки самостоятельной работы, потребность в непрерывном самообразовании. Идеи развития самостоятельности в работе входит в понятие гуманизации учебно - воспитательного процесса школы.
Актуальность проблемы самостоятельной работы видят и учителя, и родители. Хронометраж времени, проведённый на некоторых уроках показал, что отдельные учащиеся на каждом уроке в течение 5, 10 и даже 15 минут не были заняты работой. Это результат того, что при подготовке к уроку учителя не только не точно планировали время, необходимое для выполнения заданий, но и не учитывали важного обстоятельства: разные ученики на выполнение одного и того же задания затрачивают разное количество времени. Одним из средств активизации умственной деятельности учащихся на уроках русского языка является выполнение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время. Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению сознательного и прочного овладения знаниями.
Самостоятельная работа включает два этапа: подготовительный и исполнительный. На первом этапе ученики знакомятся с заданием, осмысливают его, выделяют, что нужно сделать, какие потребуются для этого задания и действия, составляют план выполнения задания.
Второй этап заключается в том. что ученики, поняв задание и составив план действий, выполняют и проверяют его.
В процессе самостоятельной работы детей очень важно наблюдать за её выполнением, держа под особым контролем тех учеников. Которые испытывают затруднения.
Большое значение имеют и навыки самопроверки и самопроверки. Каждая самостоятельная работа должна быть тщательно проверена учителем, или самими учащимся по предложенному образцу.
Различают следующие виды самостоятельной работы:
1. Самостоятельная работа, которая направлена на подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение новых знаний; закрепление, расширение и совершенствование умений и навыков.
К самостоятельной работе учеников следует готовить. Нужно учить детей самостоятельно прочитать задание в учебнике, на доске или на карточке, разобраться в последовательности предстоящей работы, выполнять её и сделать нужный вывод.
По мере овладения необходимыми умениями следует предоставлять больше самостоятельности в выполнении заданий, в планировании работы.
2.Самостоятельные работы различаются по материалу, над которым работают учащиеся:
Работа с книгой
Работа с дидактическим материалом
Умение работать с учебником- одно из важнейших умений учиться. Без овладения умением рационально работать с учебной книгой невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценное усвоение знаний, так как такие важные структурные компоненты процесса усвоения , как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с учебником. Неумение работать с книгой приводит к тому, что учебный труд становится мучением для ученика.
Работа с дидактическим материалом открывает большие возможности для формирования моторного чувства.
Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащихся:
-по заданному образцу. т.е.работа, которая основана на подражании.
На уроках русского языка это могут быть упражнения в каллиграфии, письмо элементов букв и самих букв по образцу.
-по правилу или целой системе правил
-конструктивные, требующие творческого подхода
Большое место на уроке отвожу упражнениям, развивающим орфографическую зоркость. Предлагаю некоторые виды работ, которые можно использовать для развития УУД учащихся.
Выписать из текста учебника или с доски только словарные слова; слова, правописание которых основано на знании изученных правил.
Задание 1. Записать в тетрадь только словарные слова.
Лагерь, пальто, парта, улица, книга, рассказ, карандаш, ручка, учебник, ученик. Учитель, линейка, школа, тетрадь. клей, русский.
Задание 2. Записать слова с проверяемой безударной гласной в корне .
Цветы , моряк, листок, пальто, больной, птенцы, волна, ребята, глаза, зовут, коньки, гора, каток. деньки, страна, Москва, река, ручка, повар, сапоги, варенье.
Задание 3.Определить количество орфограмм в одном или нескольких предложениях.
Буквы на изученное правило дибо подчёркиваются, либо ученики цифрой указывают количество орфограмм.
Задание 4.Вписать в слова пропущенную букву.
На уроках русского языка провожу упражнения «За чистоту языка». Ученики списывают с доски слова типа; звонит , начался, щавель, километр, повторим, торты, порты, банты и другие. Задание: поставьте в словах знак ударения. Проверяют правильность определения ударения в словах по образцу на доске или по словарю; исправляют ошибки, упражняются в произношении слов и употреблении их в речи , устной и письменной. При проверке данного задания использую самопроверку или взаимопроверку.
Способствуют развитию орфографической зоркости такие задания как:
-в слове каток подчеркните букву, которую следует проверить. Докажите правописание.
По способу организации различают следующие виды самостоятельной работы:
-общеклассная (фронтальная), когда все ученики класса выполняют одну и ту же работу
-групповая, когда группы учащихся работают над заданием. Этот вид самостоятельной работы использую на обобщающих уроках по темам «Состав слова». « Части речи», «Склонение имён существительных», «Падежные окончания существительных трёх склонений», «Спряжения глаголов» и других. Ученики работают в группах переменного состава: отвечают на предложенные вопросы, выполняют практические задания.
-индивидуальная, когда каждый ученик работает по особому заданию.
Такой может быть самостоятельная работа на восполнение пробелов в знаниях учащихся, работа над ошибками в диктанте и др.
Подготавливая любое задание для самостоятельной работы на уроке, стараюсь точно представить, за сколько минут оно может быть выполнено большинством учащихся класса.
Разные ученики на выполнение одного и того же задания затрачивают разное количество времени. Для сильных учеников готовлю дополнительные задания. Например: ученикам первой группы (сильные) даю задание: списать предложение , дописать пропущенные буквы в словах, указать части речи, разобрать по членам предложения.
Даю ученикам и разноуровневые задания, при этом каждый ученик имеет возможность выбрать посильные задания .Например:
Задание первого уровня. На доске записаны слова: но, гри-ки, шала-, зу-ки, ша-ка, шу-ка, моро-, тра-ка, гла-ки, сне-ки, сколь-кий.
Руководство умственной деятельностью учащихся.
1.Прочитайте слова.
2.Спишите их, дописывая пропущенные буквы.
3.Напишите ещё пять слов на это же правило.
4.Проверьте свою работу.
Задание второго уровня.
1.Прочитайте слова.
2.Спишите их , дописывая пропущенные буквы.
3.Проверьте свою работу.
Задание третьего уровня.
Эти ученики получают карточки с уже написанными словами. Им нужно прочитать слова и дописать пропущенные буквы на карточке.
При выполнении самостоятельной работы необходимо держать под особым контролем тех учащихся, которые испытывают затруднения.
Часто на уроках русского языка учащиеся выполняют несколько видов самостоятельных работ, каждый вид работы обязательно проверяю. В своей работе использую различные формы проверки: самопроверка. Взаимопроверка, сверка с интерактивной доской, проверка с помощью сигнальных, буквенных, цифровых карточек. Буквенные карточки использую при изучении тем: «Безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные в корне слова», « Непроизносимые согласные», «Падежные окончания имён существительных», «Падежные окончания имён прилагательных», «Окончания глаголов». Работа с буквенными карточками даёт возможность экономить время на уроке.
При изучении темы «Род имён существительных» использую карточки , на которых сокращённо записано название рода. На уроке диктую существительные , а ученики определяют род этих существительных и показывают нужную карточку. У слабых учеников с обратной стороны карточки записаны слова- помощники: он мой, она моя, оно моё.
При изучении темы «Склонение имён существительных» использую цифровые карточки, которые учащиеся сделали на уроках технологии.
Навык самостоятельной работы прививаю своим ученикам с первых дней обучения в школе.
Самостоятельная работа может успешно осуществляться только тогда. Когда ученик ясно осознаёт цель работы и у него есть стремление к достижению этой цели.
Кроме того. Успех самостоятельной работы обуславливается наличием уже сформировавшихся в процессе обучения умений и навыков. Как практических, так и умственных ,которые необходимы для достижения поставленной цели.
Целенаправленность делает самостоятельную работу учащихся сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней.
Необходимо, чтобы задания, которые предлагает учитель учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определённой системе. Основой этой системы должно быть постепенное нарастание самостоятельности детей, которое осуществляется путём усложнения материала и путём изменения роли и руководства учителя. Большое значение имеет инструктаж, который проводит учитель перед началом самостоятельной работы в устной, письменной наглядной форме.
Самостоятельная работа достигает наибольшего успеха тогда, когда ученики знают о результатах своей работы и тех ошибках. Которые были допущены ими в ходе работы.
Самостоятельные работы можно проводить на уроках русского языка ежедневно. Увидеть результаты работы помогают тематические самостоятельные работы.