«Зимний фестиваль знаний 2025»

Русский язык. Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку предназначены для проверки сформированных общих компетенций, а также приобретенных знаний, умений, практического опыта в ходе изучения дисциплины студентами 1, 2 курсов педагогических специальностей СПО

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ГОУ СПО «БЕЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

















КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В соответствии с рекомендациями, представленными в Методическом письме «О проведении государственного выпускного экзамена», в образовательных учреждениях СПО с 2011–2012 учебного года экзамен по русскому языку проводится в одной из двух форм: тестирования (письменного) или изложения с творческим заданием. Выбор формы сдачи экзамена предоставляется образовательному учреждению.

При разработке экзаменационных работ используются:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Основная профессиональная образовательная программа СПО по русскому языку.

  • Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

  • Требования к уровню подготовки обучающихся в результате освоения учебной дисциплины «русский язык» на базовом уровне

  • Примерный перечень элементов содержания по русскому языку для составления экзаменационных работ письменного итогового экзамена в образовательных учреждениях СПО.

  • Примерный перечень требований к уровню подготовки обучающихся по русскому языку для составления экзаменационных работ письменного итогового экзамена в образовательных учреждениях СПО.

Умения, проверяемые на итоговом экзамене:

1. Различные виды анализа

  • проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов

2. Чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации

  • владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста

3. Письмо

  • создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

При оценке результатов экзамена по русскому языку используется пятибалльная система. Результаты экзамена признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся при сдаче экзамена по русскому языку получил отметку не ниже удовлетворительной (три балла). Результат экзамена признается как результат итогового контроля по русскому языку образовательными учреждениями СПО, в которых реализуется федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО. В то же время результат экзамена по русскому языку не признается в качестве результата вступительных испытаний по русскому языку образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку дается 4 астрономических часа (240 минут).




ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ


В письменную экзаменационную работу включаются задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у обучающихся навыков владения русским языком, необходимых человеку в современном обществе. Эти задания проверяют базовую орфографическую и пунктуационную грамотность, навыки и умение в использовании основных видов речевой деятельности (слушания и чтения, письма и говорения), умение понимать текст, отвечать на вопросы по заданному тексту.

Экзаменационная работа состоит из 2-х частей. Обязательная часть (16 заданий) содержит задания минимально обязательного уровня, а дополнительная часть (4 задания) – более сложные задания. Правильное выполнение экзаменационных заданий оценивается баллами (от 1 до 10), которые указаны в скобках около номера задания. Если обучающийся приводит неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Критерии оценки выполнения работы

Оценка

Число баллов, необходимое для получения

«3» (удовлетворительно)

10–14

«4» (хорошо)

15–24

(не менее 1 задания из дополнительной части)

«5» (отлично)

25–35

Правильно выполненное задание № 20 оценивается в 10 баллов, при этом 0-1 ошибка – 10 баллов; до 6 ошибок включительно – 6 баллов; 7-10 ошибок включительно – 3 балла; более 10 ошибок оцениваются 0 баллов.

То есть, для получения удовлетворительной оценки не обязательно выполнять все задания обязательной части. Предполагается, что верное выполнение не менее 10-14 заданий письменной экзаменационной работы отвечает минимально обязательному уровню подготовки по русскому языку, подтверждающему удовлетворительное освоение обучающимся программы по русскому языку, как составной части программы среднего (полного) общего образования (базового уровня), реализуемой в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО.

На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку дается 4 астрономических часа (240 минут).













Вариант 1

Обязательная часть

Каждое из правильно выполненных заданий этой части оценивается в 1 балл

  1. Выделите слово, в котором одинаковое количество букв и звуков.

якут щадить кристалл ничьи

2. Подчеркните слово, в котором верно выделено ударение.

создалАсь дОлжностей изогнУтый звОнит

3. Подчеркните сочетания слов, употребленных в переносном значении.

стальные нервы стальные нити низкий рост низкий поступок

4. Какое слово состоит из приставки, корня одного суффикса и окончания?

управление средство приготовлю издалека

5. ПРИ- или ПРЕ-? Вставьте пропущенные буквы в словах.

пр.вычный ответ сердечный пр.вет пр.успеть в бизнесе

пр.пятствовать встречам пр.дирчиво осмотреть пр.дел всему

6. Н или НН? Вставьте пропущенные буквы.

кипяче..ая вода письме..ый стол устла..ая снегом

тума..ая дымка особе..о знаменитая хорошая гости.ица

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

давайте попробоваем около тысячи пятисот человек

менее быстрый много яблок

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  • Выдвижение кандидатуры Иванова на должность директора было поддержано большинством голосов.

  • Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью.

  • Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

  • В газете были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.

9. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом И.

  • При свете молнии стали видны дома и сараи.

  • Мы смели веником снег с ботинок и вошли в дом.

  • Клест взмахнул клювом и зернышко разлетелось на две половинки.

  • Я сижу над обрывом и глажу добрейшую собаку.

10. Из четырёх вариантов продолжения предложения выберите грамматически правильный.

Адресуя свою книгу детям,

  • автором описываются сложные явления простым языком.

  • она написана доступным и образным языком.

  • ученый сумел занимательно рассказать о сложных явлениях.

  • главной целью ученого было воспитать думающее поколение.

11. Выделите предложение, в котором вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ.

  • Долгими осенними вечерами хозяин сидел в комнате с вечною трубкою в зубах.

  • Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами.

  • Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

  • В районах вечной мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

12. Определите, в каком предложении нужно поставить тире.

  • Поэты правы жизнь полна неожиданностей.

  • Все элементы природы составляют одно целое.

  • Тяжело в учении легко в бою.

  • Правила как известно создаются для определенной ситуации

13. Укажите правильное утверждение о данном предложении:

В саду около своего дома астроном установил им же самим изготовленный телескоп и затем занялся исследованием звезд.

  • Предложение сложное, перед союзом И запятая не ставится.

  • Предложение простое, перед союзом И запятая не ставится.

  • Предложение сложное, перед союзом И запятая ставится.

  • Предложение простое, перед союзом И запятая ставится.

Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 14-16.

(1)…(2) Известно, что ястребы были помощниками древних мореходов. (3) Их брали с собой скандинавы, плавая в Исландию, использовали их и кельты, и другие европейцы. (4) …эти птицы, выпущенные корабля в Атлантике, держались в океане строго определенного направления и летели в сторону Азорских островов. (5) Именно поэтому указанным островам дали название «ястребиные».

14. Какое из приведенных предложений должно быть первым в этом тексте?

  • Название «Азорские» острова ошибочно переводят на русский язык как «ястребиные».

  • Название «Азорские» острова можно перевести на русский язык как «ястребиные».

  • Название «Азорские» острова, вероятно, скандинавского происхождения.

  • Происхождение названия «Азорские» острова остается неясным.

15. Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 4?

  • Однако

  • Кроме того

  • Дело в том, что

  • Таким образом

16. Определите, какие из приведенных ниже слова являются грамматической основой в предложении 5.

  • островам дали

  • островам дали название

  • дали название ястребиные

  • островам дали такое название

Дополнительная часть

Следующие задания при условии их верного выполнения оцениваются в 3 балла

17. В каком предложении употреблена только частица НЕ (НИ)? Выделите это предложение, правильный вариант написания. Укажите, слитно или раздельно следует написать НЕ-НИ со словами.

  • Лиза (не, ни) мечтала сниматься в кино (не, ни) когда была школьницей, (не, ни) когда училась в театральном училище.

  • Этому (не, ни)годяю для общения с местными жителями (не, ни) нужны были (не, ни) какие особенные премудрости.

  • Перспектива ждать (не, ни)сколько часов в душном зале аэровокзала (не, ни)мало нас (не, ни)прельщала.

  • (Не, ни)эффектная внешность, (не, ни)поставленный голос, (не, ни)наличие диплома делают актера актером.

18. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, предложенном в 14 задании?

  • Азорские острова называют «ястребиными», так как выпущенные с корабля древними мореходами ястребы держались в Атлантике строго определенного направления.

  • Европейцы в плавание по Атлантике в качестве помощников брали с собой ястребов.

  • Скандинавы, кельты и другие европейцы назвали Азорские острова ястребиными, так как на них обитало множество этих птиц.

  • Ястребиные острова названы так потому, что именно к этим островам слетались все птицы.

19. Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений слова.

  • Страсть к чтению у Ивана была ненасытная, способность работать – громадная, ПРИ(ТОМ) пищей для его ума были КАК(БУДТО) все предметы.

  • Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с многими интересными людьми.

  • Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК(ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО(ЭТОМУ) являются основой работы суда.

  • Мы долго раздумывали, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЕМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша.

Правильное выполнение данного задания даст Вам 10 баллов.

20. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Была своя прелесть в топ.левом пуху к.тавш.мся по улицам лё.кими сер.бристо(серыми) рулонами в играющих на задворках пискливых облезлых к.тятах в ст.рухах как(бы) вырезан.ых из к.ричн.вого м.рщинистого дерева в настурц.и буйствующ.й своими круглыми соч.ными листьями и красными к.пюш.нами цветов даже в вороб.ях п.ющих воду из (не)высыхающих луж. около вод.разборных к.лонок в засиж.н.ой мухами олеографи. «(П, п)оц.луйный обря.» за открытым окном темной комн.ты в клетк. с п.писк.вающей от скуки кан.рейкой в фикусах и разбитом и криво скле.н.ом рыж.м фарфоровом сервизе в с.еден.ом молью чуч.ле иволги и (на) конец в самоварном дыму струивш.мся среди двора прямо к белесому небу (не)смотря на то что самовар был кос.бокий.




















Вариант 2

Обязательная часть

Каждое из правильно выполненных заданий этой части оценивается в 1 балл

1. В каком слове букв столько же, сколько и звуков?

ярус союз бязь бульон

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

отмечаем столетие подписать все договоры

к Первому мая без комментарий

3. Укажите верную характеристику приведённого ниже предложения.

Вбежал я в дом, бросился к тетрадкам, схватил их и чувствую: секунды больше оставаться нельзя.

  • простое

  • сложносочинённое

  • сложное бессоюзное

  • сложноподчинённое

  • 4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ы?

  • небез..нтересный, об..ндеветь, спорт..нвентарь

  • без..сходный. с..здавна, сверх..нтересно

  • с..гранность, мед..нститут, меж..здательский

  • пред..юльский, под..тоженный, воз..меть

  • 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется приставка при-?

  • пр…права, пр..нудительный. пр..менить

  • пр..глашение, пр..дирчивый, пр..следовать

  • пр..бой, пр..вередливый, пр..успевающий

  • пр..готовить, пр..тягательный, пр..вратный

  • 6. В каком ряду во всех сл ова на месте пропуска пишется ь?

  • б..ющий, ключ.., любимая вещ.., глубоких луж…, распростиш…ся с людьми

  • стало невмоч.., голос певуч…, громкий плащ…, оденеш..ся потеплее

  • промаж… клеем, удивительный товарищ…, грозовых туч…, печ…рулет

  • разреж…те лист, достучиш..ся до соседа, бежать вскач…, помощ… преподавателя

  • 7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  • (пол)Петербурга, (кому)как, (по)турецки, (один)одинёшенек,(особо)ценный, пройдёт(ли)

  • (военно)обязанный, (давным)давно, там(же), (белым)бело, пройдёт(ли)

  • (по)вьетнамски, откуда(то), (русско)французский, (кое)чем, (по)житейски, (опытно)экспериментальный,

  • (по)молдавски, где(же), (розовато)сиреневый, (по)казахски, (в)лево, (режиссёр)постановщик

  • 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква одна н?

  • Имени(1) ик беше(2)о вопил, исступлен(3) размахивая над головой рва(4)ым башмаком.

  • 1,2,3,4

  • 2,3,4

  • 3,4

  • 2,4

  • 9. В каком ряду на месте пропуска пишется буква и?

  • езд…т, движ…мое

  • бре…т, вылепл…нный

  • обид…т, промасл…нный

  • чу…т, вид…мый

  • 10. В каком ряду предложений все выделенные слова пишутся слитно?

  • Я на дожде (на)сквозь промок, шагая налегке, мой подмосковный городок отсель (не)вдалеке. Каштанка бегала (в)зад и (в)перёд и не находила хозяина.

  • (В)продолжение ночи перед поединком я не спал (ни)минуты, но она (ни)о чём (не) думала и только сидела не в силах подняться со стула.

  • Это озеро (по)тому и прелестно, что на его берегах нет (ни)одного заводика, (в)дали морской так и (не)вспыхнул веер лучей восхода солнца.

  • Иду (на)конец скошенного поля, (по)видимому ещё следу телеги. (В)начале я (не) заметил, как вокруг меня стало смеркаться.

  • 11. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется и?

  • Как н(1) хорошо мне жилось в дедушкином доме, но я н(2) мог н(3) ощущать потерь, лишившись на всё лето общества сестры.

  • 1,2

  • 1,2,3

  • 1,3

  • 1

  • 12. В каком ряду во всех словах не пишется слитно?

  • ужасное (не)счастье, (не)простая логика, крайне (не)обдуманное решение, (не)опубликованное произведение

  • отнюдь(не)ясное решение, (не)замеченные отпечатки, (не)досмотреть за ребёнком, ничуть (не)интересный

  • (не)дооценить соперника, (не)брежно написать, явная (не)удача, (не)выдуманная рассказчиком история

  • постоянно (не)доедает, (не)человеческие страдания, нисколько (не)способен, вовсе (не)нужное лекарство

  • 13. В каком предложении что(бы ,б) пишется раздельно?

  • Я рождён, что(б) целый мир был зритель торжества иль гибели моей целый мир

  • Мне хотелось самому догадаться, что(бы) посоветовали родители в такой ситуации.

  • Я очень прошу, что(бы) вы посоветовали мне, как поступить в этой ситуации.

  • Чувствуя тяжесть во всём теле, Евгений напрягал силы, что(бы) отогнать от себя дурные мысли.

  • 14. В каком предложении не нужно ставить тире?

  • Чтение вот лучшее учение.

  • Гений это терпение

  • Его жизнь как легенда

  • Молчание знак согласия.

  • 15. Между частями какого сложного предложения нужно поставить тире? (знаки препинания не расставлены).

  • Странно этот тихий жалобный голосок пробудил и во мне мистическое предчувствие пробуждающегося страха.

  • Смилуйся государыня рыбка ей старик с поклоном отвечает

  • Лес рубят щепки летят.

  • Пословица не простое изречение…

  • 16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

  • 1,2,3

  • 1,3

  • 2,3,4

  • 1,2,4

  • Дополнительная часть

  • Следующие задания при условии их верного выполнения оцениваются в 3 балла

  • 17. Какое предложение осложнено обособленным определением? (знаки препинания не расставлены).

  • Проснувшись рано утром он вспомнил сразу же вчерашний разговор с другом.

  • И звёзды слушают меня лучами радостно играя.

  • Наклонивший голову мальчик старательно переписывал текст стихотворения.

  • Не жаль мне лет растраченных напрасно.

  • 18. В каком предложении нет вводных конструкций? (знаки препинания не расставлены)

  • Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации прежде чем прийти к такому пониманию счастья.

  • Людмила Герасимовна вероятно к нам больше не придёт чему я очень рад.

  • Земля казалось во много раз увеличивала силу своего притяжения.

  • С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.

  • 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

  • 1,2,3

  • 1,3

  • 2,3,4

  • 1,2,4

  • Правильное выполнение данного задания принесет Вам 10 баллов.

  • 20. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

  • П.сатель ж.вёт ради них своих читателей и зрителей. В р.манах, п.вестях, ра..казах автор (н.)пр.ме(нн,н)о порою даже (н.)произвольно делит.ся своим жизне(нн,н)ым опытом своими р.змышлениями стр.даниями и надеждами.

  • Позже письма могут донести до автора мнение тех ради кого все его (н.)усыпные думы см.тения его бе.ащитная открове.ость его тру.. Один из читателей в своем письме вспомина.т как однажды в (Д,д)оме литераторов он услышал от меня строки стихотворения автора которого я сейчас с увере(нн,н)остью назвать (н.)могу А люди ищут счастье как буд(то) оно есть… Многие читатели задают вопрос о моем пон.мании счастья. Я считаю что быть .бсолютно счастливым (н.)возможно. Представьте что вы ощуща.те бе.граничное бездумное и бе.печное счастье….Это бе.нравстве(нн,н)о и грешно!

  • Вариант 3

  • Обязательная часть

  • Каждое из правильно выполненных заданий этой части оценивается в 1 балл

  • 1. Определите, в каком слове, верно, выделена буква, обозначающая ударный гласный звук, и подчеркните его.

  • кухОнный, докУмент, обОстрить, нАчав.

  • 2. Вставьте пропущенные буквы ыи после ц в словах:

  • дисц...плина, ц…рк, делегац…я, мотоц…клист, ц…фра

  • 3. Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении, подчеркните их:

  • золотые руки золотые украшения серебряное кольцо серебряный голос

  • 4. Вставьте пропущенные буквы в словах.

  • пр…красные отношения, пр…дорожное кафе, пр…морский бульвар, пр…шить пуговицу, сделать пр…вивку, пр…бывание на природе.

  • 5. Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн.

  • земля…ой, кожа…ое, бли…ая, серебря…ый, стекля…ый, песча…ый.

  • 6. Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

  • пара ботинок двое ножниц

  • ящик помидор пять апельсин

  • 7. Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и поставьте около него знак «+».

  • Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

  • «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

  • М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.

  • Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

  • 8. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и.

  • Светит веселое солнце и природа пробуждается ото сна;

  • Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице;

  • Клесты взмахули крыльями и поднялись над деревьями;

  • Радостно летают птицы и наполняют воздух своим гомоном.

  • 9. Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и подчеркните его.

  • Возражая против отдельных положений доклада,

  • большую роль играет культура спора.

  • присутствующие в целом согласились с докладчиком.

  • документ был оформлен неверно.

  • выступление в целом произвело хорошее впечатление.

  • 10. В четырех следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте и определите предложение, в котором нужно поставить одну запятую, вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».

  • Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.

  • Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

  • Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

  • Анютка мечтала прямо с утра побежать на деревенскую речку и окунуться в прохладную воду.

  • 11. Определите, в каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ и отметьте его знаком «+».

  • Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

  • Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.

  • ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

  • Черный кожаный ДИПЛОМАТ был тяжелым, но Роман старался не показать виду.

  • 12. Определите, в каких предложениях нужно поставить тире. Вставьте тире и подчеркните эти предложения

  • Цапля птица беззащитная.

  • Жизнь прекрасна и удивительна.

  • Наша задача выбрать достойное дело в жизни.

  • Цыплят по осени считают.

  • 13. Укажите правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:

  • Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный.

  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  • Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 14-16

  • (1)... (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)... компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

  • 14. В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+».

  • Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

  • Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

  • Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

  • Современная жизнь немыслима без использования компьютеров.

  • 15. Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.

  • Однако

  • Кроме того

  • Иными словами

  • Потому что

  • 16. Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической основой во втором (2) предложении приведенного выше текста.

  • информация должна

  • информация должна быть преобразована

  • информация преобразована

  • должна быть преобразована

  • Дополнительная часть

  • Следующие задания при условии их верного выполнения оцениваются в 3 балла

  • 17. Прочитайте внимательно ниже приведенный текст. Из приведенных в скобках паронимов выберите нужные, подчеркните их.

  • 1. В моей жизни это было самое (памятливое, памятное) событие. 2. Этот молодой депутат сумел (сыскать, снискать) доверие у горожан. 3. (Генеральское, генеральное) сражение было проиграно. 4. Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 5. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 6. В конце соревнования (авторитарному, авторитетному) жюри предстоит назвать победителя. 7. (Голодовка, голодание) поможет нашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нём из-за плохого питания. 8. (Одел, надел) пальто и вышел вон. 9. (Абонемент, абонент) на связи, говорите. 10. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

  • 18. Прочитайте текст. Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте и отметьте его знаком «+».

  • Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

  • Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

  • Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

  • В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

  • В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

  • 19. Определите, слитно или отдельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те, которые пишутся отдельно.

  • Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

  • Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

  • (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

  • НЕ(СМОТРЯ) на проделки сына, мы долго думали, ЧТО(БЫ) ему подарить.

  • Правильное выполнение данного задания принесет Вам 10 баллов.

  • 20. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

  • Мне х...телось д...брат...ся до Болдино путем Пушкина через Владимир Муром Арзамас... До Мурома д...брались быстро. Утром з...стряли часа на два у п...р..правы через Оку так как панто(н,нн)ый мост был ра...веден чтобы пр...пустить груз...вые пар...ходы. Время пр...шло (не)заметно пр...ятно было смотреть как гр...мадные суда пр...скальзывают в у...кую щель. По шо...е ехать было (н...)в...зможно спл...шные ямы к...лдобины и ч...рные глубокие лужи.

  • А как чу...ствовал себя Пушкин в своем возке п...р...валивающ...мся (с)боку(на)бок. Пушкин любил ездить и если жалов...лся в стихах на скуку глуш(?) да снег то это была чисто п...этическая жал...ба (н...)имеющ...я отн...шения к тому живому уд....вольствию с каким он пускался в путь... (От)туда п...лтора ст...летия наза... пр...мчался Пушкин чтобы ...существить пр...дначертанье рока д...быть денег для жени...ьбы на первой красавице Рос...ии и п...дставить гру...ь под пули.

  • Вариант 4

  • Обязательная часть

  • Каждое из правильно выполненных заданий этой части оценивается в 1 балл

    1. Выделите слово, в котором четыре звука.

  • шьешь лён поют ядро

  • 2. Подчеркните слово, в котором верно выделено ударение.

  • намерЕние мОлодежь тОрты созвОнимся

  • 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «сделанный грубо, безвкусно»?

  • дилетантский аляповатый асимметричный непрофессиональный

  • 4. В каком из слов есть суффикс -оват- со значением неполноты проявления признака?

  • виноватый тесновато основательный продолговатый

  • 5. ПРИ- или ПРЕ-? Вставьте пропущенные буквы в словах.

  • пр.вычка, пр.вет, пр.бежать (к финишу), пр.пятствие, пр.дираться, пр.колоть (брошку)

  • 6. Н или НН? Вставьте пропущенные буквы.

  • туше..ое мясо, письме..ый стол, особе..о красив, варе.ая курица, устла..ая снегом, тума..ая даль

  • 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • давайте попробуем около семисот человек

  • бежите быстрее ящик помидоров

  • 8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  • Первое время ребята очень скучали по городу, но скоро оценили все прелести деревенской жизни.

  • Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

  • У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.

  • В лагере не хватает спортивного оборудовании, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.

  • 9. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом И.

  • Лесного пожара испугались птицы и звери.

  • Мы поздоровались с хозяином и вошли в дом.

  • Птенец взмахнул клювом и зернышко разлетелось на две половинки.

  • Я заговорил и посмотрел на девушку.

  • 10. Из четырёх вариантов продолжения предложения выберите грамматически правильный.

  • Рассматривая рисунок,

  • обратите внимание на штриховку.

  • мне вспомнилось лето.

  • неожиданно погас свет.

  • создаётся впечатление, что птица живая.

  • 11. Выделите предложение, в котором вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ.

  • Каменный век – период первобытной культуры, в который человек еще не овладел умением обрабатывать металл.

  • Недалеко от города на высокой горе стоит удивительный по красоте каменный храм.

  • Мы осторожно пробирались по каменному дну небольшой речонки, переходя ее вброд.

  • Сергей медленно пробуждался от своего каменного оцепенения.

  • 12. Определите, в каком предложении нужно поставить тире.

  • Поэты правы жизнь полна неожиданностей.

  • Все элементы природы составляют одно целое.

  • Тяжело в учении легко в бою.

  • Правила как известно создаются для определенной ситуации

  • 13. Укажите правильное утверждение о данном предложении:

  • Остальную часть вечера я провел возле Веры и досыта наговорился о старине.

  • Предложение сложное, перед союзом И запятая не ставится.

  • Предложение простое, перед союзом И запятая не ставится.

  • Предложение сложное, перед союзом И запятая ставится.

  • Предложение простое, перед союзом И запятая ставится.

  • Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 14-16.

  • (1)…(2) В этот период к Марсу совершили полёт семь автоматических станций «Марс», первыми проложивших путь к этой планете. (3) В 1973 году впервые на межпланетной трассе совершили полет четыре станции «Марс» (4) В 1977 году спускаемый аппарат впервые осуществил мягкую посадку на поверхность планеты. (5) В результате этих полетов были получены ценные сведения о температурных условиях, о содержании паров воды в атмосфере красной планеты. (6) … ни одна из станций не передала на Землю никаких данных, касающихся наличия жизни на планете.

  • 14. Какое из приведенных предложений должно быть первым в этом тексте?

  • На высоте 1,5 км был отброшен парашют, выдвинуты три опоры спускаемого аппарата и включены тормозные двигатели.

  • Космические станции «Викинг» совершили посадку на Марс в 1976 году.

  • Американские спускаемые аппараты «Викинг» работали на Марсе продолжительное время.

  • В 60-70-х годах 20 столетия была запущена серия советских межпланетных автоматических станций «Марс».

  • 15. Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 6?

  • Однако

  • Поэтому

  • Ведь

  • Именно

  • 16. Какое слово или сочетание слов не является подлежащим в одном из предложений текста?

  • полет (предложение 2)

  • четыре станции (предложение 3)

  • сведения (предложение 5)

  • полет (предложение 4)

  • Дополнительная часть

  • Следующие задания при условии их верного выполнения оцениваются в 3 балла

  • 17. В каком предложении частица НЕ со словом пишется раздельно?

  • Случилось так, что мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.

  • Сначала все промолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке.

  • Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

  • Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне все вам скучно.

  • 18. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, предложенном в 14 задании?

  • В результате полетов межпланетных автоматических станций в 60-70-е годы 20 века были получены ценные сведения о свойствах Марса, однако данных о наличии жизни на этой планете нет.

  • В результате полетов межпланетных автоматических станций были получены ценные сведения о свойствах Марса, однако данных о наличии жизни на этой планете нет.

  • В результате полетов межпланетных автоматических станций были получены ценные сведения о свойствах Марса.

  • В результате полетов межпланетных автоматических станций в 60-70-е годы 20 века были получены ценные сведения о наличии жизни на этой планете.

  • 19. Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений слова.

  • Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

  • Очень хотелось, ЧТО(БЫ) всё шло по плану, (ПО)ТОМУ что от этого зависело многое.

  • Мы устали (ДО)ТОГО, что уже (СО)ВСЕМ не могли идти.

  • Артем был согласен (СО)ВСЕМ, что говорил отец, Костя, (НА)ПРОТИВ, никогда с ним не соглашался.

  • Правильное выполнение данного задания добавит Вам 10 баллов.

  • 20. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

  • Ковалев выступил (по)ближе высунул воротнич.к поправил в.севшие на з.л.той ц.поч.ке ч.сы и улыбаясь по сто.р.нам обратил внимание на легонькую даму которая как весе(нн,н)ий цв.точек сл..ка накл.нялась и подносила ко лбу свою беленькую руч.ку с (полу)прозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздв.нулась далее когда он увиде.л (из)под шляпки ее кругленький яркой б.лизны подбородок и часть щеки освеще(нн,н)ой светом первой весе(нн,н)ей грозы. Но вдруг он отск.чил как(будто) бы обжегшись. Он вспомнил что у него вместо носа соверше(нн,н)о (н.)чего нет и слезы выд.вились из глаз его. Он оборотился с тем что(бы) (на)прямик сказать господину в мундире что он только пр.кинулся статским советником что он плут и п.длец и что он больше (н.)чего как только его собстве(нн,н)ый нос.

  • ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ

  • На экзамене по русскому языку, который проводится в форме изложения с творческим заданием, проверяется умение понимать текст, создавать собственное письменное аргументированное высказывание на заданную тему, а также проверяется и оценивается общая орфографическая и пунктуационная грамотность экзаменуемых.

  • Обучающимся пре­дос­тавля­ет­ся пра­во пи­сать как под­робное, так и сжа­тое из­ло­жение.

  • За­дачей под­робно­го из­ло­жения яв­ля­ет­ся мак­си­маль­но пол­но­е восп­ро­из­ве­дение со­дер­жа­ния ис­ходно­го текс­та с сох­ра­нени­ем ав­торс­ко­го сти­ля.

  • Сжа­тое из­ло­жение тре­бу­ет на­выков от­бо­ра су­щест­вен­ной ин­форма­ции, выч­ле­нения в текс­те ос­новных мик­ро­тем, обоб­ще­ния со­дер­жа­ния ис­ходно­го текс­та. Из­ла­гая текст сжа­то, обучающиеся п­ро­яв­ля­ют ком­му­ника­тив­ные спо­соб­ности, свя­зан­ные с уме­ни­ем пе­рера­баты­вать ин­форма­цию: иск­лю­чать под­робнос­ти и обоб­щать од­но­род­ные яв­ле­ния, сох­ра­няя при этом ос­новные мик­ро­темы. При на­писа­нии сжа­того из­ло­жения не ста­вит­ся за­дача сох­ра­нения ав­торс­ко­го сти­ля, од­на­ко обучающийся дол­же­н ис­поль­зо­вать ав­торс­кие клю­чевые сло­ва и сло­восо­чета­ния. Сжатое изложение проверяет умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; письменно передавать обработанную информацию.

  • Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной. Определите значение непонятных слов. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения: передача только основной информации текста; краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей). Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы1, так и всего текста в целом. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Отредактируйте черновик, обращая внимание на точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста; соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания; соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста; соблюдение лексических и грамматических норм; орфографическое и пунктуационное оформление текста. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Объём изложения – не менее 90 слов. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

  • Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

  • разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

  • свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

  • К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием; фрагмента предложения синонимичным выражением; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым.

  • исключение повторов; фрагмента предложения; одного или нескольких из синонимов.

  • слияние нескольких предложений в одно.

  • Критерии оценки сжатого изложения:

  • адекватность и полнота передачи основного содержания прослушанного текста (умение правильно выделить всю главную информацию исходного текста); максимально 2 балла

  • наличие сжатия прослушанного текста в изложении (умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста); максимально 3 балла

  • смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, отсутствие логических ошибок; максимально 2 балла

  • Под­пи­сывая ра­боту, обучающийся дол­жен ука­зать, ка­кой вид из­ло­жения (под­робно­е или сжа­тое) он изб­рал.

  • Комплект экзаменационного материала содержит два варианта текста – художественный и публицистический. Ху­дожественный текст представляет собой фрагмент художественного произ­ведения, названного в государственном образовательном стандарте, публи­цистический текст – фрагмент (или законченный текст) статьи, очерка, рассказа, связанный с философской, социальной, нравственной проблематикой. К каждо­му тексту, объемом 350-460 слов, прилагается два творческих задания. Обучающемуся дается право выбрать одно из них.

  • Твор­ческие за­дания к двум ти­пам текс­та раз­личны по сво­ей струк­ту­ре и со­дер­жа­нию. Оба за­дания к ху­дожест­вен­но­му текс­ту сфор­му­лиро­ваны в ви­де воп­ро­сов. Пер­вое за­дание в боль­шей сте­пени, чем вто­рое, свя­зано с со­дер­жа­ни­ем текс­та и на­цели­ва­ет на его ана­лиз. Вто­рое твор­ческое за­дание пред­по­лага­ет боль­шую не­зави­симость от пред­ло­жен­но­го текс­та (он расс­мат­ри­ва­ет­ся как сти­мул для соз­да­ния собс­твен­но­го ар­гу­мен­ти­рован­но­го выс­ка­зыва­ния на близ­кую к проб­ле­мати­ке текс­та те­му). Пер­вое за­дание к пуб­ли­цис­ти­чес­ко­му текс­ту фор­му­лиру­ет­ся в ви­де воп­ро­са и пред­ла­га­ет обучающимся са­мос­то­ятель­но по­раз­мышлять над под­ня­той в текс­те проб­ле­мой (или об­щей те­мой), т.е. текст расс­мат­ри­ва­ет­ся как сти­мул для соз­да­ния собс­твен­но­го выс­ка­зыва­ния. Вто­рое за­дание в боль­шей сте­пени с­вя­зано с со­дер­жа­ни­ем текс­та и на­цели­ва­ет на ком­мента­рий од­но­го из ут­верж­де­ний ав­то­ра и ар­гу­мен­та­цию собс­твен­ной по­зиции.

  • Алгоритм написания сочинения-рассуждения:

  • Абзац 1. Тезис (тема рассуждения - главная мысль текста).

  • Абзац 2. Аргумент 1. Во-первых,… // Например, об этом свидетельствует предложение 1 текста…, в котором говорится, что…

  • Абзац 3. Аргумент 2. Во-вторых,… // Например, доказательством этого служит предложение 2 текста…., в котором сообщается, что…

  • Абзац 4. Вывод (итог, который подтверждает тезис): таким образом, итак, следовательно…

  • Вы­бор эк­за­мена­ци­он­но­го ма­тери­ала (текс­та из­ло­жения с твор­ческим за­дани­ем) обучающийся мо­жет осу­щест­вить в день эк­за­мена. Твор­ческие за­дания долж­ны быть преподавателем про­чита­ны и за­писа­ны на доске. При не­об­хо­димос­ти на дос­ке за­писы­ва­ют­ся име­на собс­твен­ные, упо­мяну­тые в текс­те из­ло­жения.

  • Пред­ло­жен­ный для из­ло­жения текст чи­та­ет­ся дваж­ды или, если требуется, трижды. Пер­вое оз­на­ком­ле­ние с текс­том пред­по­лага­ет обыч­ный темп чте­ния, поз­во­ля­ющий обучающимся восп­ри­нять смысл фраг­мента в це­лом, вто­рое и третье проч­те­ние долж­но быть мед­ленным, поз­во­ля­ющим обучающемуся за­фик­си­ровать глав­ные смыс­ло­вые осо­бен­ности текс­та.

  • На эк­за­мене обучающимся раз­ре­ша­ет­ся поль­зо­вать­ся ор­фогра­фичес­ки­ми сло­варя­ми.

  • При про­вер­ке из­ло­жения оце­нивается уро­вень сфор­ми­рован­ности сле­ду­ющих уме­ний:

  • адек­ватно восп­ри­нимать ин­форма­цию, за­ложен­ную в прос­лу­шан­ном текс­те;

  • точ­но и пол­но (или ла­конич­но) из­ла­гать со­дер­жа­ние прос­лу­шан­но­го текс­та, выч­ле­нять его глав­ную мысль;

  • осу­щест­влять вы­бор и ор­га­низа­цию язы­ковых средств, ис­поль­зо­вать раз­но­об­разные грам­ма­тичес­кие конс­трук­ции и лек­си­чес­кое бо­гатс­тво язы­ка при пе­реда­че со­дер­жа­ния прос­лу­шан­но­го текс­та;

  • оформ­лять текст в со­от­ветс­твии с ор­фогра­фичес­ки­ми, грам­ма­тичес­ки­ми, пунк­ту­ацион­ны­ми и ре­чевы­ми нор­ма­ми русс­ко­го ли­тера­тур­но­го язы­ка.

  • При оцен­ке­ из­ло­жения учи­тывается также пол­но­та из­ло­жения ис­ходно­го текс­та (под­робное из­ло­жение) или точ­ность восп­ро­из­ве­дения ос­новных мик­ро­тем ис­ходно­го текс­та (сжа­тое из­ло­жение), а так­же дос­то­вер­ность выс­ка­зыва­ния (от­сутс­твие фак­ти­чес­ких оши­бок, не­точ­ностей, ис­ка­жения смыс­ла ис­ходно­го текс­та), пос­ле­дова­тель­ность из­ло­жения (от­сутс­твие не­оп­равдан­ных пов­то­ров мыс­ли, на­руше­ния ло­гики), ка­чест­во ре­чево­го оформ­ле­ния текс­та.

  • При про­вер­ке твор­ческо­го за­дания к текс­ту из­ло­жения оценивается уро­вень сфор­ми­рован­ности сле­ду­ющих уме­ний:

  • соз­да­вать текст в со­от­ветс­твии с за­дан­ной те­мой;

  • об­ра­баты­вать и ин­терп­ре­тиро­вать ин­форма­цию, за­ложен­ную в ху­дожест­вен­ном про­из­ве­дении, в прос­лу­шан­ном текс­те (при вы­пол­не­ни­и творчес­ко­го за­дания), в иных ис­точни­ках ин­форма­ции, прив­ле­ка­емой для на­писа­ния со­чине­ния;

  • ло­гич­но из­ла­гать мыс­ли, выст­ра­ивая те­зис­но-до­каза­тель­ную часть со­чине­ния-рас­сужде­ния;

  • под­би­рать убе­дитель­ные ар­гу­мен­ты, соз­да­вая ар­гу­мен­ти­рован­ное выс­ка­зыва­ние;

  • вы­яв­лять от­но­шение ав­то­ра к пос­тавлен­ным проб­ле­мам, со­пос­тавлять свою по­зицию с дру­гой точ­кой зре­ния;

  • осу­щест­влять вы­бор язы­ковых средств в со­от­ветс­твии с за­дани­ем;

  • оформ­лять текст в со­от­ветс­твии с ор­фогра­фичес­ки­ми, грам­ма­тичес­ки­ми, пунк­ту­ацион­ны­ми и ре­чевы­ми нор­ма­ми русс­ко­го ли­тера­тур­но­го язы­ка.

  • При про­вер­ке и оцен­ке вы­пол­не­ния твор­ческо­го за­дания сле­ду­ет учи­тывать, что их объем стро­го не ли­мити­ру­ет­ся.

  • За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: пер­вая – за содержание изложения, вторая – за выполнение творческого задания, третья – за орфографическую и пунктуационную грамотность (суммарно за изложение и выполнение творческого задания). Оценка за экзамен по русскому языку определяется как среднее арифметическое трех оценок, выставленных за изложение с творческим заданием и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления. Ре­зуль­та­ты экзамена приз­на­ют­ся удовлетво­ритель­ны­ми, ес­ли обучающийся при сда­че эк­за­мена по русс­ко­му язы­ку по­лучил от­метку не ни­же удов­летво­ритель­ной (три бал­ла).

  • Рекомендуемый регламент работы над изложением:

    • Этап работы

    • Действия обучающихся

    • Примерное время

    • 1

    • Прослушивание аудиозаписи первый раз

    • Прослушивание исходного текста, записи в черновике по ходу

    • 2-3 минуты

    • 2

    • Осмысление текста

    • Работа с черновиком

    • 3-4 минуты

    • 3

    • Прослушивание аудиозаписи второй раз

    • Прослушивание аудиозаписи первый раз

    • 2-3 минуты

    • 4

    • Начало написания изложения, пользование словарями

    • 3 час 45 минут

  • Вариант 1

  • Внимательно изучите художественный текст. Напишите по нему сжатое или подробное изложение (вид работы укажите).

  • ВОЛЧАТА
    (По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

  • Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.

  • «Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».

  • Она жила с волчатами в неглубокой яме. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись, и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, Белолобый остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.

  • Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и ей хотелось броситься на непрошеного гостя и разорвать его.

  • Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Волчата замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

  • Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются».

  • Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Белолобый повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, они опять стали играть.

  • (384 слова)

  • Задание (объем сочинения – не менее 150 слов).

  1. Какие проблемы поднимает автор? Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем (избегайте чрезмерного цитирования). Какова позиция автора?

  2. Чем нас трогает поведение волчихи, волчат и щенка? Зачем это делает автор? Почему вы согласны (не согласны) с автором прочитанного текста? Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

  • Вариант 2

  • Внимательно изучите публицистический текст. Напишите по нему сжатое или подробное изложение (вид работы укажите).

  • НЕМНОГО ОБ ИНТЕРНЕТЕ

  • Вокруг этой информационной сети сложилось свое количество мифов, которые, пожалуй, и перечислять не стоит. А на самом деле по своей сути Интернет – это большой-большой справочник. На самые разные темы. Поэтому и относиться к этой сети следует соответственно. Вообще сегодня уже планируется сделать доступ в Интернет чуть ли не с помощью обычных телевизоров (кстати, телетекст – это первый шаг в этом направлении). Так что и эта всемирная сеть приближается к нашим пылесосам и чайникам с огромной скоростью. И бояться ее – все равно, что бояться телефонной книги.

  • В интернете можно обнаружить массу полезных сведений: свежие новости; содержание газет и журналов (скоро получить электронную копию будет быстрее и дешевле, чем выписывать издания); бесплатные объявления, которые можно самим помещать в сеть прямо с домашнего компьютера; разные базы данных – адреса и телефоны учреждений и граждан, наличие лекарств в аптеках… Конечно, информации так много, что в ней легко закопаться, но этот только в первое время. Потом вы найдете в сети нужные вам страницы и будете обращаться к ним прицельно, не тратя много времени.

  • И полезной информации в сети много больше, чем вредной! Да, можно натолкнуться и на порнографию, и на фашистскую агитацию – но не чаще, чем в обычной жизни (кстати, сейчас многие поисковые системы вводят в обращение фильтры, делающие недоступными при поиске подобные «нехорошие» страницы). И опять же многое зависти от самого человека. В конце концов, если он наткнется на книжку «Майн Кампф» и после этого вступит в фашистскую организацию – значит, сам был внутренне к этому готов. И не важно, где он эту книгу откопал: в Интернете, на библиотечной полке или у приятеля.

  • Но информация – только одна часть Интернета. Вторая и, пожалуй, главная – общение. В сети можно найти массу всяких клубов по интересам, побеседовать, обменяться посланиями. Особенно это актуально для тех, кто не способен к реальному общению – в первую очередь для людей с ограниченными физическими возможностями. А потом уже для тех, кому проще познакомиться виртуально. Противники говорят, что, если застенчивому человеку позволить знакомиться в Интернете, он никогда не научиться общаться с людьми. Но все же Интернет лучше, чем одинокое сидение в четырех стенах из-за той же застенчивости! Виртуальное общение может послужить своеобразным тренингом общения реального. А потом уж каждый волен решать сам, что ему нравится больше: оставаться на виртуальном уровне или потихоньку переходить к настоящему.

  • (По Н. Нарицыну).

  • Задание (объем сочинения – не менее 150 слов).

    1. Какие проблемы поднимает автор? Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем (избегайте чрезмерного цитирования). Какова позиция автора?

    2. Почему вы согласны (не согласны) с автором прочитанного текста? Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

1 Микротема – часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем. Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом. В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее