Тема: Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
(9 класс)
Цель: повторить роль указательных слов в сложноподчиненном предложении; подготовка к ГИА
Задачи: а) образовательная: отработать навыки выделения придаточного предложения;
б) развивающая: развитие пунктуационной грамотности;
в) воспитательная: воспитание интереса к богатству русского языка, создание условий для формирования у обучающихся чувства взаимоуважения, умения работать коллективно.
Техническое обеспечение урока: компьютерная презентация, компьютер.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
карточки с индивидуальными заданиями;
тесты (для каждого ученика).
Ход урока
I. Организационный момент .
II. Проверка домашнего задания .
Фронтальный опрос по изученному материалу.
– Какое предложение называется СПП? (СПП называется такое сложное предложение, которое состоит из главного предложения и из одного или нескольких предложений, зависящих от главного предложения, то есть придаточных предложений).
– Как построено СПП? (СПП состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой).
– Где может находиться придаточное предложение в СПП? (Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного).
– Каковы средства связи в СПП? (Предложения, входящие в СПП, объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных связи с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также интонации).
– Как отличить союзы от союзных слов? (1. Подчинительные союзы, как правило, не могут быть выделены логическим ударением. Односложный союз вообще не имеет самостоятельного ударения и сливается при произнесении с идущим за ним словом: Мой старший брат всегда знает, как ему поступить. Союзные слова, как и любой другой член предложения, произносятся с ударением. Обычно они выделяются и логическим ударением: Мой старший брат сам решит, что ему делать. Он всегда знает, как ему поступить. 2. Союз чаще всего можно заменить только другим союзом: Когда (если) в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная: Таков же был тот нежный взор, что (который, взор) я любил судьбе в укор. 3. Иногда союз можно опустить, союзное слово этого не допускает: И словом, слава шла, что Крот — великий зверь на малые дела. — И словом, слава шла: Крот — великий зверь на малые дела. Сквозь цветы, что стоят на окне, пробивается солнце лучами).
III. Синтаксическая пятиминутка.
Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.
Когда ветер, поднявшийся утром, утихнет, мы возьмем вещи и пойдем в горы.
IV. Лингвистическая задача .
ЧТО – союз или союзное слово?
1. Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
2. Мы знаем, что ныне лежит на весах.
V. Работа по теме
-Что вы знаете об указательных словах?
Вставьте подходящее указательное слово в предложение: Кто честно смерть принял в бою, (тот)… разве пал и побежден? Пал (тот)…, кто робко грудь свою прикрыв, ушёл из битвы вон.
– Запишем предложение. Какую роль выполняет указательное слово?
Обобщение учителя: Подчинительные союзы так как, потому что, после того как, с тех пор как и др. могут расчленяться. Первая часть союза в таком случае остаётся в главном предложении и становится указательным словом. Это зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего и бывает в тех случаях, когда говорящему или пишущему нужно особо подчеркнуть какое-либо событие, о котором говорится в главной части предложения (слайд ). Если перед составными союзами употреблены такие слова, как лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно, может быть, а также частицы и, не, они всегда расчленяются и перед союзом что ставится запятая.
VI.Закрепление изученного
1.Выборочный диктант. Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова.
Кто ищет, тот всегда найдет.(+)
Горюет Фома, что пустая голова.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.(+)
И кафтан греет, когда шубы нет.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.(+)
Где песня льется, там легче живется.(+)
Зеркало не виновато, что рожа кривовата.
Не ведает царь, что делает псарь.
Поселись там, где поют.(+)
И мы видали, как бояре едали.
2. Работа в парах.
Составить предложения с данными парами союзов
ТУДА-КУДА
ТАМ-ГДЕ
ТАКОЙ-КОТОРЫЙ
3.- тестовая работа (каждому индивидуально, можно по вариантам, на карточках). За каждый правильный ответ по одному баллу.
1. Укажите сложноподчинённое предложение
А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
Б. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
В. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
2. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.
А.1,2,3,4,5,6
Б.1,2,3,5
В. 2,4,5,6
Г.1,3,4,5
3. К чему относится придаточная часть сложноподчинённого предложения?
1. Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).
2. Проблема авторского голоса не находит решения, поскольку она, по-видимому, неверно поставлена (М.Громов).
А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.
Б. Придаточная часть относится к одному слову в главном предложении.
В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части
4. Определите при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.
1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).
2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).
А. Союз
Б. Союзное слово.
5. Сколько придаточных в сложноподчинённом предложении?
В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).
А. Три
Б. Четыре
В. Пять
Кавалергард – военнослужащий одного из полков гвардейской тяжёлой кавалерии.
4. Упражнение 101 (работа в группах)
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
– С какой целью используются указательные слова в СПП?
– Какой частью речи являются указательные слова?
– Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы?
– Приведите примеры, объясните постановку запятой в таких предложениях.
VIII. Домашнее задание
Подготовиться к контрольному диктанту, упражнение 105
Средства связи в сложноподчинённом предложении
Средство связи | Место расположения | Является ли членом предложения | Пример |
1.Союз | В придаточной части | Не является |
|
2.Союзное слово | В придаточной части | Является членом придаточного предложения |
|
3.Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоимённое наречие) | В главной части | Является членом главного предложения |
|
Средства связи в сложноподчинённом предложении
Средство связи | Место расположения | Является ли членом предложения | Пример |
1.Союз | В придаточной части | Не является |
|
2.Союзное слово | В придаточной части | Является членом придаточного предложения |
|
3.Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоимённое наречие) | В главной части | Является членом главного предложения |
|
Средства связи в сложноподчинённом предложении
Средство связи | Место расположения | Является ли членом предложения | Пример |
1.Союз | В придаточной части | Не является |
|
2.Союзное слово | В придаточной части | Является членом придаточного предложения |
|
3.Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоимённое наречие) | В главной части | Является членом главного предложения |
|