«Зимний фестиваль знаний 2025»

Роль учителя адаптивной физической культуры в учебном процессе. Поиск новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Роль учителя адаптивной физической культуры в учебном процессе. Поиск новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Роль учителя адаптивной физической культуры в учебном процессе. Поиск новых методов и средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Самообразование учителя - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.   Самообразование - потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий, связанных с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой и является профессия учителя, ведь для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.  Самообразование - процесс сознательной и самостоятельной познавательной деятельности. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Учитель должен учиться всему постоянно, должен знать не только свой предмет   и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в различных сферах общественной жизни. Уровень учителя должен постоянно расти, так как эффективность различных курсов повышения квалификаций, семинаров и конференций невелик без процесса самообразования учителя.

В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.

Основным направлением физической культуры является формирование двигательной активности как биологических, так и социальных факторов воздействия на организм и личность ребёнка.

Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений и их неоднородность, то в школе специально создана программа по адаптивной физической культуре.

Целью этой программы являются:

- нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты; - способность целенаправленным воздействиям, раскрытия резервных возможностей; - предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.

Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья».

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учётом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося.

Например, такие естественные упражнения как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития возможностей и т.д.

С целью эффективной реализации физической культуры широко используются различные средства, которыми являются физические упражнения. В соответствии с задачами их можно объединить в группы:

- упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;

- упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;

- упражнения, связанные с профилактикой нарушений зрения;

- корригирующие упражнения;

- общеразвивающие упражнения;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- упражнения со стихами, музыкой, загадками, счётом, на анализирующие познавательную деятельность;

- упражнения с различным спортивным инвентарём.


Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма: сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется и развивается восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, и вся познавательная деятельность в целом. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии.

При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей и трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно, поэтому не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы на занятиях играет оборудование, особенно нестандартное.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Перечень примерного дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях: - Погремушки. Они придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь). Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины;
- Разноцветные платочки. Используются для ОРУ. Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять); - Мягкие обручи. Можно использовать для прыжков, игр и забав.
Упражнения с ними развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Успешная реализация целей и задач позволяет сделать выводы:

1. Коррекционное направление адаптивной физической культурой с проблемными учащимися обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное и психическое развитие учащихся; 2. Обучение учащихся с нарушениями в развитии - это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения. Они не вызывают побочного действия, а если проводятся в игровой форме, то становятся ещё более привлекательными, так как повышают эмоциональное состояние ребёнка и его возможности, а также способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

В школе-интернате используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта, но самым важным является урок, так как на нём решаются образовательные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. На уроке я подбираю специальные упражнения, придавая им комплексный характер.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем (мной) во внеурочное время. В школе также постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены все возрастные группы.

Учащиеся успешно принимают активное участие во всех соревнованиях среди лиц с ограниченными возможностями и добиваются достойных результатов



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее