«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Сотрудничество семьи и социальной службы школы в работе учителя физкультуры

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Это источник и важный механизм развития обеих сторон. Успешное решение задач образования и воспитания возможно только при условии взаимодействия школы с семьёй. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями, особенно начальной школе. Часто недопонимание и недоверие родителей становится причиной необоснованных претензий, требований к учителю. А учителя жалуются на отсутствие у родителей интереса к школьной жизни своих детей, плохое воспитание или перекладывание ответственности за обучение и воспитание ребёнка на школу.

Социально-психологическая защищенность, успешность ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать задачи воспитания.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Сотрудничество семьи и школы в работе учителя физкультуры

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Это источник и важный механизм развития обеих сторон. Успешное решение задач образования и воспитания возможно только при условии взаимодействия школы с семьёй. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями, особенно начальной школе. Часто недопонимание и недоверие родителей становится причиной необоснованных претензий, требований к учителю. А учителя жалуются на отсутствие у родителей интереса к школьной жизни своих детей, плохое воспитание или перекладывание ответственности за обучение и воспитание ребёнка на школу.

Социально-психологическая защищенность, успешность ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать задачи воспитания.

Основные средства и методы физического воспитания детей

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообраз­ных средств и методов физического развития учащихся. К средст­вам физического воспитания относятся:

а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода;

б) режим питания, труда и отдыха;

в) утренняя гимнастика;

г) уроки физкультуры;

д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спор­тивные игры, туризм.

Однако педагогическая эффективность всех этих средств опре­деляется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их ис­пользованием, а с другой — применением всего разнообразия мето­дов физического воспитания.

В процессе физического воспитания в качестве основного мето­да выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диа­пазон применения физических упражнений (тренировки) исключи­тельно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в туристических походах – это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения, учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмечалось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха.

Улучшение взаимоотношений детей и родителей в условиях семьи.

Ка к было уже отмечено большинству родителей (97 %) необходима помощь школы в улучшении физического воспитания детей в условиях семьи, из них 41 % хотели бы получить дополнительные сведения в области физического воспитания, а 59 % хотелось бы, чтобы совместных спортивных мероприятий в школе проводилось больше [37, с. 19].

Выделим следующие формы взаимодействия:

1. Агитационно-пропагандиская форма включала в себя теоретические занятия с родителями (беседы, лекции), а по необходимости и с детьми.

В соответствии с этим было запланировано проведение бесед и лекций с родителями в условиях образовательного учреждения.. В данной форме осуществлялась работа по выработке единой позиции учителей школы и родителей по важнейшим воспитательно-педагогическим проблемам физического воспитания детей.

Этому же способствовало и проведение открытых уроков по физической культуре, где также могли присутствовать родители учащихся. По окончанию занятия родители могли получить на возникшие вопросы консультацию от учителя физической культуры. Практические занятия проводились один раз в четверть и рассматривались, как средство приобщения семьи к занятиям физической культурой, как коррекция недостатка знаний у родителей в области физического воспитания

2. Следующей формой была выбрана совместная деятельность в условиях образовательного учреждения. Она реализовалась как непосредственно обучающая, в форме проведения спортивных мероприятий, как учителем физической культуры, так и родителями школьников. Выбор данной формы был обоснован результатами анкетирования детей, которые показали, что больше половины из них (55 %) считают, что спортивные мероприятия в школе проводятся очень редко. А 59 % детей и их родителей хотелось бы, чтобы спортивные мероприятия проводились как можно чаще, особенно те, где родители могли бы участвовать совместно с детьми и получать дополнительные знания в области физического воспитания. В связи с этим нами было запланировано проведение спортивных мероприятий, организованных как учителем физической культуры «Папа, мама, я – спортивная семья», так и родителями школьников «День здоровья».

3. Совместная деятельность в условиях семьи направленная на улучшение родительско-детских отношений, которая проводилась в форме совместного досуга детей и родителей. В нее входили такие виды деятельности, как соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, совместные прогулки на свежем воздухе, организация и проведение спортивных и подвижных игр.

Как уже было, отмечено 86 % детей нравится совместная спортивная деятельность с родителями, однако по данным опроса родителей было установлено, что большое количество родителей (40 %) не занимаются спортивной деятельностью совместно со своими детьми . Кроме этого было установлено недостаточное использование таких форм двигательной активности, как выполнение утренней гимнастики, домашних заданий по физической культуре, закаливающих процедур и прогулок на свежем воздухе.

Задача родителей состояла в том, чтобы заинтересовать своих детей в выполнении совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий в условиях семьи.

На основе разработанной нами педагогической модели взаимодействия семьи и школы был основан план физкультурно-оздоровительных мероприятий школы. Основной деятельностью взаимодействия семьи и школы являлось создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом и улучшение взаимоотношений детей и родителей в условиях семьи.

Практические рекомендации

В целях улучшения семейного воспитания мы предлагаем применить следующую систему мероприятий:

  1. Для улучшения уровня знаний по организации самостоятельных видов деятельности физической культурой и спортом в условиях семьи необходимо проведение лекций с родителями на темы: «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Закаливающие процедуры», «Значение физических упражнений на здоровье», а также проведение бесед, как на родительских собраниях, так и индивидуально на темы: «О пользе самостоятельных занятий по физической культуре», «Выполнение и контроль домашних заданий по физической культуре», «Совместная спортивная деятельность родителей и детей».

  2. Для улучшения взаимодействия детей и родителей в процессе физической деятельности мы рекомендуем проведение не менее двух спортивных праздников один из них организованный учителем физической культуры, а второй родителями учеником, где учитель физической культуры является помощником.

  3. Для улучшения взаимодействия в процессе самостоятельных занятий рекомендуется совместное ежедневное выполнение утренней гимнастики, закаливающих процедур, прогулок на свежем воздухе, организация и проведение совместных спортивных и подвижных игр.

  4. Для организации взаимодействия в процессе самостоятельных занятий может быть использован дневник самоконтроля (Приложение 6).

Наиболее частыми формами самостоятельных занятий физического воспитания в семье является выполнение домашних заданий, прогулок на свежем воздухе, закаливающих процедур и выполнение утренней гимнастики.

При этом оценка их использования со стороны детей и родителей не совпадают, так 66% детей ответили, что выполняют домашние задания по физической культуре и только 59% родителей подтвердили это. 39% детей считают, что регулярно выполняют утреннюю гимнастику и только 25% родителей согласны с этим. Полностью мнение детей и родителей совпало только в оценки прогулок на свежем воздухе.

93 %, детей с желанием посещают уроки физической культуры в школе, а 71 % детей, нравится заниматься спортом. Нравится совместная спортивная деятельность с родителями 86 % детей, однако совместно с детьми занимаются физической культурой и спортом лишь 35 % родителей.

В качестве основной причины недостаточного участия в физическом воспитании своих детей 84 % родителей выделили недостаток знаний в области физического воспитания. Решению данной проблемы должно способствовать целенаправленное взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания.

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.



Интернет-источники

  1. https://www.teacherjournal.ru/categories/18/articles/3939

  2. https://multiurok.ru/files/sovmestnaia-deiatelnost-semi-i-shkoly-napravlennai.html



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее