«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

 Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.


      Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

 Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

    Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой  народных игр. Народные игры несомненно должны быть включены в уроки физического воспитания учащихся. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.

  Народные игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры представляют собой основу  формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры.   Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” народных  игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.



Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.

Качества

Характеристика

игровых действий

Примеры игр

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием).

  • «Салки»

  • «Лапта»

  • «Ловкая подача»

  • «Ловкие и меткие»

  • «Удочка»

  • «Чехарда»


Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях

  • «Шишки, желуди, орехи»

  • «День и ночь»

  • «Жмурки»

  • «12 палочек»

  • Горелки

  • «Два мороза»

  • «Пустое место»

Сила

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и

статического характера

  • “Тяни в круг”

  • “Бой петухов”

  • “Перетягивание через черту”

  • «Перетягивание каната»

Выносливость

Игры с неоднократным повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

  • «Бег командами»

  • «Не давай мяча водящему»

  • «Скакалки»

  • «Тачка»

  • «Паучки»

  • «хромая лиса»



При выборе игры для урока необходимо предусматривать:

  • педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;

  • место игры в уроке;

  • основное двигательное содержание игры;

  • физическую и эмоциональную нагрузку;

  • состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;

  • место проведения игры и необходимые пособия;

  • методы организации детей для игры.

Интернет-источники

  1. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/05/23/ispolzovanie-narodnykh-igr-na-urokakh-fizicheskoy

  2. https://infourok.ru/magazin-materialov?utm_source=infourok&utm_medium=redirect&utm_campaign=bespl-mat-biblioteka-9-11-2022&FilterParams[sortType]=popular&FilterParams[searchQuery]=Сборник+методических+рекомендаций+%22Народные+подвижные+игры+на+уроках+физкультуры%22&promo=1



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее