«Осенний фестиваль знаний 2024»

Род имен существительных

Урок знакомит учащихся с темой «Род имён существительных», с приёмами

распознавания имён существительных.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок

Тема: Род имен существительных.

Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.

Ожидаемый результат:

знают, называют, определяют род имён существительных.

могут интерпретировать знания о роде имён существительных, определять Род имён существительных и приводить примеры.

могут составлять предложения по теме

Ход урока

1.Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

2.Мотивационный этап. Деление на группы

- Перед тем как начать работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе и распределить поручения.

3. Проверка домашнего задание.

( Стратегия «Лови мяч»)

4.Актуализация знаний

 КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

1.Распределять поручения в группе.

2.Слушать друг друга.

3.Уметь уступать.

4.Уметь договариваться.

5.Проявлять активность в работе группы.

5. Обобщение.

- Что мы уже знаем об имени существительном?

-Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

– Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.

6.Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

Выход на новую тему

Грамматическая сказка.

- Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

- На какие три группы делятся имена существительные?

-Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.

- Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

7.Закрепление новой темы:

1. Работа по группам

Самостоятельно знакомятся с правилом о роде существительных, читают рассказ В. Осеевой «Задача»

І группа:Находит в рассказе слова только жен.рода.

ІІ группа:  слова только муж.рода.

ІІІ группа:слова только сред.рода.

 Выступление спикера, перессказывает рассказ и правила.

Обсуждают вопрос учителя.

Выбирают задание, выполняют.

Карточка №1.

Подберите к ним прилагательные.

Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус.

Карточк№2.

Поставьте глаголы в прошедшем времени  и согласуйте их  с существительными. Укажите  род  существительных, окончания  глаголов выделите.

Образец: Мальчик объяснил 

Книга (упасть). Старик (сказать). Девочка (спеть). Утро (наступить). Лето( пройти).Солнце( садиться). Трамвай (остановиться).Автобус (уехать). Сирень (зацвести). Рожь (поспеть).Врач (вылечить

- Сейчас задание для каждого. Выберите, себе задание и выполните его.

Рефлексивно-оценочный этап.

Стратегии  «Оцени свою работу»

Прикрепите стикер-цветок   на полянку.

Итог урока.

– Что было главным на уроке?

– Как определить род имени существительного?

– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.

(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)

Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.

-Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо.



 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее