Урок
Тема: Род имен существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Ожидаемый результат:
знают, называют, определяют род имён существительных.
могут интерпретировать знания о роде имён существительных, определять Род имён существительных и приводить примеры.
могут составлять предложения по теме
Ход урока
1.Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
2.Мотивационный этап. Деление на группы
- Перед тем как начать работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе и распределить поручения.
3. Проверка домашнего задание.
( Стратегия «Лови мяч»)
4.Актуализация знаний
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
1.Распределять поручения в группе.
2.Слушать друг друга.
3.Уметь уступать.
4.Уметь договариваться.
5.Проявлять активность в работе группы.
5. Обобщение.
- Что мы уже знаем об имени существительном?
-Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
– Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.
6.Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
Выход на новую тему
Грамматическая сказка.
- Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
- На какие три группы делятся имена существительные?
-Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.
- Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
7.Закрепление новой темы:
1. Работа по группам
Самостоятельно знакомятся с правилом о роде существительных, читают рассказ В. Осеевой «Задача»
І группа:Находит в рассказе слова только жен.рода.
ІІ группа: слова только муж.рода.
ІІІ группа:слова только сред.рода.
Выступление спикера, перессказывает рассказ и правила.
Обсуждают вопрос учителя.
Выбирают задание, выполняют.
Карточка №1.
Подберите к ним прилагательные.
Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус.
Карточк№2.
Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Укажите род существительных, окончания глаголов выделите.
Образец: Мальчик объяснил
Книга (упасть). Старик (сказать). Девочка (спеть). Утро (наступить). Лето( пройти).Солнце( садиться). Трамвай (остановиться).Автобус (уехать). Сирень (зацвести). Рожь (поспеть).Врач (вылечить
- Сейчас задание для каждого. Выберите, себе задание и выполните его.
Рефлексивно-оценочный этап.
Стратегии «Оцени свою работу»
Прикрепите стикер-цветок на полянку.
Итог урока.
– Что было главным на уроке?
– Как определить род имени существительного?
– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.
(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)
Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.
-Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо.