ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 16.01.2023
Учитель: Солодкова Ольга Васильевна
Класс: 3
Учебный предмет: Русский язык
Образовательная система: «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Род имен существительных
Цель урока: создать условия для развития умения определять род имени существительного.
Задачи урока:
Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.
Развивать логическое мышление, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматический признак имени существительных - род;
- находить имена существительные;
-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.
Личностные:
- понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.
Метапредметные:
Регулятивные:
- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;
-определять и формулировать тему и цель урока;
- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.
Познавательные:
- классифицировать слова по определённым признакам;
- делать выводы на основе обобщения;
- подтверждать аргументы фактами;
-разрешать проблемную ситуацию;
- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Оборудование: учебник, интерактивная панель, презентация, документ-камера, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группе, индивидуальная.
Методы: постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий
План:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности(1 мин.)
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)
3. Этап выявления места и причины затруднений (2 мин.)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. (3 мин.)
5. Этап реализации построенного проекта (13 мин.)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (5 мин.)
8. Этап включения в систему знаний и повторения (2мин.)
9. Рефлексия деятельности (3 мин.)
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
| - Здравствуйте, ребята. - Сегодняшний урок русского языка мне хотелось бы начать с половицы: Красна птица пером, а человек умом. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Эта пословица рассказывает о том, что птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека. Знания и образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся. - На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим плыть по волнам знаний, на встречу новым открытиям! |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
| Игра «Третий лишний» + словарная работа - Ребята, для того, чтобы вспомнить изученный материал на предыдущих уроках, я предлагаю поирать в игру «Третий лишний». (На доске записаны слова, учитель читает) - Запишите, вставляя пропущенные буквы, первую группу слов, подчеркните лишнее слово. - 1. Интере_ный, сам лет, ак_уратный. - Какое слово лишнее? Почему?(Самолет-им.сущ.) - Что называют именем существительным? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) - Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание. - Запишите, вставляя пропущенные буквы, вторую группу слов, подчеркните лишнее слово. 2.Огоро_, ст_лица, ов_щи. - Какое слово лишнее? Почему? (Овощи-им. сущ. во множественном числе) - Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание. - Запишите, вставляя пропущенные буквы, третью группу слов, подчеркните лишнее слово. 3.Лес_ница, комн_та, обез_яна. - Какое слово лишнее? Почему? (Обезьяна-одушевленное им. сущ.) - Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание. - Запишите, вставляя пропущенные буквы, четвертую группу слов, подчеркните лишнее слово. 4.Горо_, Рос_ия, ул_ца. - Какое слово лишнее? Почему? (Россия-им. собствнное) - Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание. - Молодцы, ребята! - Какие признаки имени существительного мы изучили? (Признаки: (нарицательное/собственное, одушевлённое/неодушевлённое), число). - Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё. |
3. Этап выявления места и причины затруднений | Разгадывание ребуса - В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи. (Слайд ) |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | - Значит тема нашего урока? Род имён существительных. Задачи определяют дети: узнать ... ( какого рода бывают имена существительные) научиться… (определять род имён существительных) применить… (новое знание при выполнении заданий) |
5. Этап реализации построенного проекта | 5.1. Работа со словарем (проекция на доску через документ-камеру) -Что же такое род? - Обратимся к толковому словарю: -Род-группа,коллектив людей связанных кровным родством. -Род-это семья,родня. -Какая же родня у имени существительного? - Как появился род у имен существительных, поднимите руку, кто хочет узнать? 5.2. Сказка о появлении рода -Давным–давно имя существительное путало своих родственников.т.к. они были похожи.Однажды был издан указ «Кто узнает секрет как их различать,тот будет награжден».Услышали про это муж с женой из другого города.Муж набрал много слов и сказал «Пусть они будут мои». Жена схватила слова к себе и сказала «Мои!»А все остальные слова остались на середине-лишние. Пришли они к существительному и говорят: -Муж «К моим словам я обращаюсь он,мой» -Жена « А мои слова-Она,моя» -Ребята,как назвать род слов мужа?жены? -Как назвать род слов по середине? -С какими словами обратимся к среднему роду? На письме название род будем сокращать так: (На доске появляются появляются окошки :м.р,ж.р,ср.р.) -Существительное поблагодарило за работу,с тех пор не путает родственников и говорит. Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой. Средний род: оно, моё. Это правило твоё. 5.3. Распределение слов в 3 группы (упр. 39) - Сейчас мы с вами постараемся выполнить задание, пользуясь подсказкой имени существительного. - Ребята, посмотрите на доску и предположите, что нужно сделать в этом задании? (распределить слова в 3 группы, в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить: он, она, они) Волна, гнездо, тетя, земля, дядя, море, стол, пальто, дедушка, девочка, солнце, метель, мальчик, платье, диван. 5.4. Индивидуальное задание - Софья, выдели окончания во всех именах существительных. 5.4. Формулирование правила - Сделаем вывод, какого рода бывают имена существительные? - Проверим наши предположения, пользуясь учебником, страница 25ая, правило в рамке вверху. - Верно ли мы сформулировали правило? - Как определить род имени существительного? - Проверим наши предположения, пользуясь учебником, страница 25ая, правило в рамке внизу. - Верно ли мы сформулировали правило? 5.5. Формулирование сведений о родовых окончаниях имён существительных - Обратимся к заданию, которое выполняла Софья. - Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имени существительного? (Род имени существительного можно узнать по окончанию в начальной форме: для существительных женского рода характерны окончания -а, -я (страна, земля), хотя может быть и нулевое окончание (колыбель, ночь); для существительных среднего рода характерны окончания -о, -е (окно, море); для существительных мужского рода — нулевое окончание (день, помидор), хотя могут быть и окончания -а, -я — для названий лиц (юноша, дядя). - Проверим наши предположения, полизуясь 26ой страницей учебника, рубрика «Обратите внимание» - Верными ли оказались наши предположения? |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | 6. 1 Работа в группах - Пользуясь полученными знаниями, каждый из вас, сможет помочь своей группе при выполнении следующего задания: 1 группа: Распределите слова в три группы: м.р.,ж.р.,с.р.: Оля, Оленька, море, моряк, дед, дедушка, лиса, лисенок. 2 группа: Распределите слова в три группы:м.р.,ж.р.,с.р.: Лужок, лужайка, дождь, дождинка, поле, полюшко, метель, метелица. 3 группа: Найдите имена существительные женского рода: Июль, пыль, Зелень, ремень, медаль, гвоздь, журавль, лошадь, январь, дверь, рысь, голубь, прорубь, кровать, червь, морковь. 4 группа: Найдите имена существительные мужского рода: Июль, пыль, Зелень, ремень, медаль, гвоздь, журавль, лошадь, январь, дверь, рысь, голубь, прорубь, кровать, червь, морковь. 5 группа Составьте из данных слов словосочетания (на доске): жареный, картофель, широкое, шоссе, красный помидор, вкусная, карамель, Московское, метро. 6 группа Составьте из данных слов словосочетания (на доске): Известная, фамилия, зимнее, пальто, душистая, сирень, стройный, тополь, яблочное, повидло. - Для выполнения работы в группе у вас 3 минуты. 6.2. Проверка выполненных заданий 6.2.1. Проверка распределения слов по группам. Физминутка - Сейчас мы, играя, проверим, справились ли ребята 1 и 2 группы с заданием. -Представителей 1 и 2 группы приглашаем к доске. - Ребята, прошу вас встать. - Ребята по очереди называют имена существительные. Если имя существительное женского рода-приседаем, мужского-поднимаем руки вверх, среднего-остаемся в исходном положении. -Спасибо, садитесь. 6.2.2. Проверка поиска существительных женского, мужского рода. - Работу 3 и 4 группы мы проверим вместе. - Посмотрите на доску, кто заметил ошибку? Работы выполнены верно? 6.2.3. Проверка словосочетаний - 5 и 6 группы представили результат своей работы на доске. - Справились ли ребята с заданием или допустили ошибку? |
7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. | - Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь, упр. 43е, укажите род имен существительных. - Выполним взаимопроверку. - Сравните результат работы товарища с образцом на слайде. - За каждый верный ответ ученик получает 1 балл. - Пользуясь критериями, оцените работу одноклассника: 10 б. - 5, 9-8 б. - 4, 7-5 б. - 3, 4-1 б. - 2 |
Этап включения в систему знаний и повторения. | - Обратимся к пословице, с которой мы начали сегодняшний урок: Красна птица пером, а человек умом. - Определим род выделенных имен существительных. |
8. Рефлексия деятельности. | 8.1. Подведение итога урока - Какого рода бывают имена существительные? - Каким словом можно заменить слова мужского рода? - Каким словом можно заменить слова женского рода? - Каким словом можно заменить слова среднего рода? -Итак, ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке? -Как вы считаете, выполнили ли цели урока? -Как определить род имени существительного? – Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой). – Кто не доволен? Чем? Почему? - Выполняя домашнее задание, вы сможете закрепить полученные знания на сегодняшнем уроке. - Дома нужно записать по памяти любую загадку, над именами существительными указать род. - Ребята, спасибо за урок. |
0