«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Род имен существительных"

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Род имен существительных". Тип: урок открытия новых знаний. ОС: Школа России.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 16.01.2023

Учитель: Солодкова Ольга Васильевна

Класс: 3

Учебный предмет: Русский язык

Образовательная система: «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания

Тема: Род имен существительных

Цель урока: создать условия для развития умения определять род имени существительного.

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.

  2. Развивать логическое мышление, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

  3. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Планируемые результаты:

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование: учебник, интерактивная панель, презентация, документ-камера, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группе, индивидуальная.

Методы: постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий

План:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности(1 мин.)

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)

3. Этап выявления места и причины затруднений (2 мин.)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения. (3 мин.)

5. Этап реализации построенного проекта (13 мин.)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (5 мин.)

8. Этап включения в систему знаний и повторения (2мин.)

9. Рефлексия деятельности (3 мин.)







Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята.

- Сегодняшний урок русского языка мне хотелось бы начать с половицы: Красна птица пером, а человек умом.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Эта пословица рассказывает о том, что птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно.

А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека.

Знания и образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся.

- На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим плыть по волнам знаний, на встречу новым открытиям!

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии


Игра «Третий лишний» + словарная работа

- Ребята, для того, чтобы вспомнить изученный материал на предыдущих уроках, я предлагаю поирать в игру «Третий лишний». (На доске записаны слова, учитель читает)

- Запишите, вставляя пропущенные буквы, первую группу слов, подчеркните лишнее слово.

- 1. Интере_ный, сам лет, ак_уратный.

- Какое слово лишнее? Почему?(Самолет-им.сущ.)

- Что называют именем существительным? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

- Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание.

- Запишите, вставляя пропущенные буквы, вторую группу слов, подчеркните лишнее слово.

2.Огоро_, ст_лица, ов_щи.

- Какое слово лишнее? Почему? (Овощи-им. сущ. во множественном числе)

- Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание.

- Запишите, вставляя пропущенные буквы, третью группу слов, подчеркните лишнее слово.

3.Лес_ница, комн_та, обез_яна.

- Какое слово лишнее? Почему? (Обезьяна-одушевленное им. сущ.)

- Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание.

- Запишите, вставляя пропущенные буквы, четвертую группу слов, подчеркните лишнее слово.

4.Горо_, Рос_ия, ул_ца.

- Какое слово лишнее? Почему? (Россия-им. собствнное)

- Проверим. Поднимите руку, ученики, которые верно выполнили задание.

- Молодцы, ребята!

- Какие признаки имени существительного мы изучили? (Признаки: (нарицательное/собственное, одушевлённое/неодушевлённое), число).

-  Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Разгадывание ребуса

- В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
-
Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?

(Слайд )

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Значит тема нашего урока? Род имён существительных.

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить… (новое знание при выполнении заданий)

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа со словарем (проекция на доску через документ-камеру)

-Что  же такое род?

- Обратимся к толковому словарю:

-Род-группа,коллектив людей связанных кровным родством.

-Род-это семья,родня.

-Какая же родня у имени существительного?

- Как  появился род у имен существительных,  поднимите руку, кто хочет узнать?

5.2. Сказка о появлении рода

-Давным–давно имя существительное путало своих родственников.т.к. они были похожи.Однажды был издан указ «Кто узнает секрет как их различать,тот будет награжден».Услышали про это муж с женой из другого города.Муж набрал много слов и сказал «Пусть они будут мои». Жена схватила слова к себе и сказала «Мои!»А все остальные слова остались на середине-лишние.

Пришли они к существительному и говорят:

-Муж «К моим словам я обращаюсь он,мой»

-Жена « А мои слова-Она,моя»

-Ребята,как назвать род слов мужа?жены?  

-Как назвать род слов по середине?

-С какими словами обратимся к среднему роду?

На письме название род будем сокращать так:

(На доске появляются появляются окошки :м.р,ж.р,ср.р.)

-Существительное поблагодарило за работу,с тех пор не путает родственников и говорит.

Женский род запомню я

И скажу: она, моя

И запомню род  мужской

И опять скажу: он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.

5.3. Распределение слов в 3 группы (упр. 39)

- Сейчас мы с вами постараемся выполнить задание, пользуясь подсказкой имени существительного.

- Ребята, посмотрите на доску и предположите, что нужно сделать в этом задании? (распределить слова в 3 группы, в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить: он, она, они)

Волна, гнездо, тетя, земля, дядя, море, стол, пальто, дедушка, девочка, солнце, метель, мальчик, платье, диван.

5.4. Индивидуальное задание

- Софья, выдели окончания во всех именах существительных.

5.4. Формулирование правила

- Сделаем вывод, какого рода бывают имена существительные?

- Проверим наши предположения, пользуясь учебником, страница 25ая, правило в рамке вверху.

- Верно ли мы сформулировали правило?

- Как определить род имени существительного?

- Проверим наши предположения, пользуясь учебником, страница 25ая, правило в рамке внизу.

- Верно ли мы сформулировали правило?

5.5. Формулирование сведений о родовых окончаниях имён существительных

- Обратимся к заданию, которое выполняла Софья.

- Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имени существительного? (Род имени существительного можно узнать по окончанию в начальной форме: для существительных женского рода характерны окончания -а, -я (страна, земля), хотя может быть и нулевое окончание (колыбель, ночь); для существительных среднего рода характерны окончания -о, -е (окно, море); для существительных мужского рода — нулевое окончание (день, помидор), хотя могут быть и окончания -а, -я — для названий лиц (юноша, дядя).

- Проверим наши предположения, полизуясь 26ой страницей учебника, рубрика «Обратите внимание»

- Верными ли оказались наши предположения?

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6. 1 Работа в группах

- Пользуясь полученными знаниями, каждый из вас, сможет помочь своей группе при выполнении следующего задания:

1 группа:

Распределите слова в три группы: м.р.,ж.р.,с.р.: Оля, Оленька, море, моряк, дед, дедушка, лиса, лисенок.

2 группа:

Распределите слова в три группы:м.р.,ж.р.,с.р.: Лужок, лужайка, дождь, дождинка, поле, полюшко, метель, метелица.

3 группа:

Найдите имена существительные женского рода:

Июль, пыль, Зелень, ремень, медаль, гвоздь, журавль, лошадь, январь, дверь, рысь, голубь, прорубь, кровать, червь, морковь.

4 группа:

Найдите имена существительные мужского рода:

Июль, пыль, Зелень, ремень, медаль, гвоздь, журавль, лошадь, январь, дверь, рысь, голубь, прорубь, кровать, червь, морковь.

5 группа

Составьте из данных слов словосочетания (на доске):

жареный, картофель, широкое, шоссе, красный помидор, вкусная, карамель, Московское, метро.

6 группа

Составьте из данных слов словосочетания (на доске):

Известная, фамилия, зимнее, пальто, душистая, сирень, стройный, тополь, яблочное, повидло.

- Для выполнения работы в группе у вас 3 минуты.

6.2. Проверка выполненных заданий

6.2.1. Проверка распределения слов по группам. Физминутка

- Сейчас мы, играя, проверим, справились ли ребята 1 и 2 группы с заданием.

-Представителей 1 и 2 группы приглашаем к доске.

- Ребята, прошу вас встать.

- Ребята по очереди называют имена существительные. Если имя существительное женского рода-приседаем, мужского-поднимаем руки вверх, среднего-остаемся в исходном положении.

-Спасибо, садитесь.

6.2.2. Проверка поиска существительных женского, мужского рода.

- Работу 3 и 4 группы мы проверим вместе.

- Посмотрите на доску, кто заметил ошибку? Работы выполнены верно?

6.2.3. Проверка словосочетаний

- 5 и 6 группы представили результат своей работы на доске.

- Справились ли ребята с заданием или допустили ошибку?

7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

- Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь, упр. 43е, укажите род имен существительных.

- Выполним взаимопроверку.

- Сравните результат работы товарища с образцом на слайде.

- За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

- Пользуясь критериями, оцените работу одноклассника: 10 б. - 5, 9-8 б. - 4, 7-5 б. - 3, 4-1 б. - 2

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Обратимся к пословице, с которой мы начали сегодняшний урок: Красна птица пером, а человек умом.

- Определим род выделенных имен существительных.

8. Рефлексия деятельности.

8.1. Подведение итога урока

- Какого рода бывают имена существительные?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода?

- Каким словом можно заменить слова женского рода?

- Каким словом можно заменить слова среднего рода?

-Итак, ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

-Как вы считаете, выполнили ли цели урока?

-Как определить род имени существительного?

– Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

– Кто не доволен? Чем? Почему?
8.2. Домашнее задание

- Выполняя домашнее задание, вы сможете закрепить полученные знания на сегодняшнем уроке.

- Дома нужно записать по памяти любую загадку, над именами существительными указать род.

- Ребята, спасибо за урок.



0


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее