«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Род и число имени существительного

Урок на тему "Род и число имени существительного"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата Класс Урок №

Тема: Род и число имён существительных

Цели урока:

Образовательные: актуализировать опорные знания о категории числа имен существительных; систематизировать имеющиеся знания о способах образования форм множественного числа имен существительных; дать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, и о существительных, имеющих форму только форму множественного числа.

Развивающие: совершенствовать умение выделять окончания в именах существительных ; расширять словарный запас учащихся, развивать память и мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, дисциплинированность, самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.


II. Актуализация знаний

- Впишите пропущенные слова. (Самопроверка)

1.Имя существительное – это ....................................................................

2.Имя существительное обозначает .........................................................

3.Имя существительное отвечает на вопросы ..............................................

4.Имя существительное, обозначающее один предмет, стоит в форме ....................................................

5.Имена существительные, к которым можно поставить слова: он, мой ........................................................... рода.


6.У имен существительных ............................................. рода на конце после шипящего пишется мягкий знак .


 - Скажите, что общего у всех этих слов?

-На какую тему был тест? (имя существительное).

 - А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

 - Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что? имеет род и изменяется по числам)

 - Давайте попробуем сформулировать тему урока.

III. Сообщение темы урока

 - Сегодня на уроке мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какую тайну скрывает число имени существительного.

 - Напишите данные существительные в два столбика сгруппировав их по числам. Работать мы будем в парах.

Сосна                 каникулы

Сосулька             снежки

Сметана         морозы   

Молоко               очки

 - Давайте проверим, что у вас получилось?

1. Выявление места и причины затруднения.

Устно поставим слова 1 столбика в форму множественного числа, а слова 2 столбика в форму единственного числа.

Какая возникла проблема?

(слова сметана и молоко нельзя поставить в форму множественного числа, а слова каникулы и очки нельзя поставить в форму единственного числа)

2. Выход из затруднения

 - Давайте попробуем сделать вывод:

(в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа, или только в форме множественного числа)

Форму только множественного числа имеют следующие группы существительных:

1.Вещественные: тиски, сливки, ......

2.Отвлеченные: каникулы, именины, ..............

3.Парные предметы: очки, ножницы, санки, .............

4.Имена собственные: Петушки, Карпаты, ............


Форму только единственного числа имеют следующие группы существительных:

1.Вещественные: молоко, масло, бензин,.....

2.Отвлеченные: радость, счастье, добро, .....

3.Собирательные; листва, детвора , ................

4.Имена собственные: Алатау, Актау, ....



Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн.), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание -и или -ы. Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а. Например:

Словарная статья

Как читается

директор, -а, мн. -а, -ов

Правильная форма им. п. мн. ч. – директора

слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

Правильные формы им. п. мн. ч. – слесари и слесаря

крем, -а и -у

Правильная форма им. п. мн. ч. – кремы

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака.

Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна.

Форм а на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога,  шелк - шелка.

Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников). 

Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы.

Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю. 

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.

Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог.

Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980

IV. Закрепление изученного материала

Задание1. Выпишите имена существительные, называющие: 1) овощи; 2) названия предметов, веществ, металлов; 3)признак, качество, действие, состояние. Определите число имен существительных.

Хрусталь, каучук, силос, щавель, укроп, лук, свёкла, картофель, морковь, редька, золото, серебро, медь, мука, белизна, зелень, краснота, грусть, здоровье.

Задание2Выпишите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Очки, восхищение, сливки, масло, погода, весы, опилки, ворота, керосин, бензин, макароны, чашки, ложки, тарелки.

Задание3. Вставь пропущенные по смыслу существительные. Определи их число.

С утра идет ..... . Снежная .... засыпала деревья. В лесу .... . Березы склонились до .... . Но ель стоит, она ., склоняется под .... снега.

Слова-помощники: тяжесть, земля, пороша, тишина, снег.


V. Физкультминутка

«Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

и работать продолжаем.




VI. Подведение итогов урока

Какую же тайну скрывает число имени существительного?

(В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, а есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

VIII. Домашнее задание.




















Дата Класс Урок №

Тема: “Склонения имен существительных”.

Цель: 

обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи; обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.

развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: комбинированный

 Ход урока:

  1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 2. Постановка целей и задач.

Давайте прочитаем слова Ломоносова:

Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.”
Михаил Васильевич Ломоносов.

– Продолжим открывать тайны русского языка.

Учитель: – Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и повторить знания,о которых вы сумеете рассказать. Повторив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей -теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем урок.

3. Работа по теме. Актуализация имеющихся знаний.

– О чем будем говорить? Сейчас узнаем.

Являюсь я важнейшей частью речи....
Давно живу в мире этом
Даю названия предметам...

4. Словарная работа. Обогащение словарного запаса слов учащихся.

Слова-существительные.

– Что знаем об имени существительном?

Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу. 

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы.

– Что знаете о падежах?

Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Я говорю определение, а вы записываете (называете) название падежа, о котором идет речь:

1) – предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто;
2) – какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в?
3) – падеж – “работяга”;
4) – кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите;
5) – мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”;
6) – дарительный падеж;
7) – предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад;
8) – подлежащее;
9) – лишь только я могу сказать, с предлогом “к” порой дружу, но и один гулять хожу.

1) И. п.
2) В. п.
3) Т. п.
4) Р. п.
5) П. п.
6) Д. п.
7) Т. п.
8) И. п.
9.Д. п.

– Как определяем падежи?

Изменить существительное по падежам, значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Какие типы склонений знаем?

Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных видах склонений существительных, потому что ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

- Так о чём же мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».

-Скажите, а для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно и грамотно писать и произносить слова)

Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь-

это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой

составляют впечатление о говорящем.

Вспомните из уроков литературы пословицы и поговорки, подтверждающие наш вывод:

Красна птица пером, а речь - словом.

Хорошие речи и приятно слушать.

С умным разговориться, что меду напиться.

5. Повторение теоретического материала. Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 62, параграф 95. Прочитайте два первых абзаца.

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.                                                                                                     6. Составление алгоритма.

Итак, с чего нужно начинать работу?

С постановки слова в начальную форму.

- Далее…

Род- Окончание-Склонение

Запишите его в тетрадь.

   7. Закрепление теоретического материала. Контрольно-диагностический этап. Послушайте сказку.

        СКАЗКА

        

        В  одной  большой  стране,  где  правила  королева Морфология, был  город,  в котором жили  вельможи  Существительные, важные и  высокомерные. Они  не  хотели  никому  подчиняться  и  уступать, поэтому  часто  ссорились. Королеве Морфологии  не   нравилось  такое  поведение  подданных, но  ничего  поделать  она  не  могла.

        В  одно прекрасное  утро  в  городе  появилось  Склонение  и  стало  всех  подряд  склонять. Даже  Существительное  просклоняло!

        Очень  это  понравилось  королеве  Морфологии  и  она  решила  взять  Склонение  к  себе  на  службу  на  должность  губернатора  города.

        Склонение  тут  же  принялось  за  работу. Оно  разделило  город  на  три  района. Падежи  и  окончания  помогли   ему  переселить  жителей.

        Наконец-то  в  городе  воцарился  порядок: никто  не  ссорился  и  не  обижался, ведь  теперь в  каждом  районе  жили  родственники, хоть  и  дальние.

        Правда,  не  обошлось  без  недовольных. Некоторые существительные   решительно  отказались  подчиниться  новому  губернатору  и  ушли  из  города  с  гордо  поднятой  головой. Что  же  это  за  смельчаки  такие? Это  несклоняемые  и  разносклоняемые  существительные, которые  до  сих  пор  не  знают, где  же  им  можно  голову  преклонить.

-  Вы  догадались   на  какие  три  района  склонение  разделило  город?

- Вспомним, какие  существительные  относятся  к  1-ому скл.?

                                                                                           

 8. Заполнение таблицы по теме

Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.                          

- Почему  же  важно  правильно  определять  склонение  существительного?
- Что  значит  просклонять  существительное? ( изменить  по  падежам)

- Какие  качества  мешали  существительным в  сказке жить  мирно? (важность,   высокомерие )

- А у  людей  бывают  качества  характера, которые  мешают  жить  дружно?

Посмотрим  сценку  из  школьной  жизни.

ЖАДИНА

2 ученика

1-й   С аппетитом  ест  яблоко ( конфету )

2-й   Смотрит  с  завистью, глотает слюнки, надеется,

          что друг  его  угостит.

1-й    Доедает  яблоко. Вытирает  платком  рот, руки,

          Поглаживает  живот  от  удовольствия.

2-й – А  если бы  у  меня  было  яблоко, я  бы  тебя  угостил.

1-й    Посмотрел  задумчиво

       - Жалко, что  у  тебя  нет  яблока!

- Как  бы  вы  озаглавили  сценку? ( Жадина )

- А  как  называется  качество  характера, которое  присуще  жадине ? ( Жадность )

- Оно  положительное  или  отрицательное?

- Значит,  будем  бороться  с  собственной  жадностью.

- Подберите  антоним  к  слову   жадность  ( щедрость )

- Прочитайте  мудрые  изречения, крылатые  выражения, объясните  их  смысл.

«У  щедрого  богатство  неисчерпаемо»

«Жадность  никого   не  делает  богатым»

 - А  умеете  ли  вы  различать   положительные  и  отрицательные  качества  характера   человека?

        У  меня  есть  карточки, на  которых  напечатаны  разные  качества  характера, помогите  их  распределить  на  положительные  и  отрицательные.

(учащиеся  по  очереди  берут  карточки  и  прикрепляют  их  в  определённую  графу  таблицы)

(Если возникает затруднение, заранее  подготовленный  ученик  даёт  краткое  толкование.

             Эрудиция – кругозор, учёность

             Благородство- великодушие, возвышенность

             Гордость – самоуважение, достоинство

             Гордыня -  высокомерие

             Самолюбие – гордость

             Себялюбие – эгоизм

             Равнодушие – безразличие  )

- Какие  качества  будем  развивать  в  себе? ( положительные )

   Убираем отрицательные  качества.                                                                                     Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.                                                                                                9. Промежуточная рефлексия.                                                                                                         1) - А  теперь  слова  1-ого  столбца  распределите  по  типам  склонения  в  своей    тетради.

                Кто  быстрее  и  правильнее?

                Проверка

         2) Вспомним, в  чём  особенность  падежных  окончаний  существительных  

          1-ого, 2-ого, 3-его  склонения.

           ( Постепенно  заполняется  таблица   на  доске )

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р

ДП

 

   П        

РД

П

- Как  действовать,  если  забыли, какие  окончания  у  существительных  1-ого  склонения  в  косвенных  падежах? ( подставить  слово  1-ого  склонения, но  с  ударным  окончанием, например: страна, земля, лиса )

3) - Для  дальнейшей  работы  нам  надо  чётко  знать  падежи  и  падежные  вопросы.

Кто  напомнит ?

4) - Просклоняем  существительное  1-ого ( из вашей табл.), в  котором  3  согласных буквы ( отвага ). Запишем  только  в  форме  родительного, дательного  и  предложного  падежа.

И     отвага

Р

Д

В

Т

П

10. Сделаем вывод: трудные  падежи : Р, Д, П.

  • Если  существительное  1-ого  склонения, какое  окончание  в  родительном? дательном ?  предложном  падежах?

  • Если  существительное  2-ого  склонения,  какое  окончание  в  предложном  падеже?

  • Если  существительное  3-ого  склонения,  какое  окончание  в  родительном,  дательном, предложном  падежах?  

11.  Закрепление ЗУН. Выполнение учащимися различных задания  по цели урока. А  теперь  применим  знания  на  практике.

         Работа  с  раздаточным  материалом( вставить  пропущенные  буквы,  указать  склонение  и  падеж )

Дружб…  блеск  не  нужен. Набирайся  ума  в  учени… , храброст… в  сражени… .Знал  дружка  в  радост…  , не  оставляй  и  в  горест…  . Злой  плачет  от  завист… , а  добрый  от  радост… . Для  мудрост…  нет  ничего  ненавистнее   хитрост… . Основа  великой  мудрост…  есть  терпение.        

- Чем  похожи  предложения  на  карточках?( пословицы  и  поговорки ). А значит, это  мудрые  советы, к  которым  надо  прислушиваться  каждому  человеку.

12.   Подведение  итогов.

  1. Что  узнали  нового  о  склонении  существительных?

  2. Сколько  типов  склонения   существительных?

  3. Трудные  падежи   1-ого  склонения? ( Р.,Д.,П. )

  4. Какие  окончания  пишутся  в  этих  падежах?

  5. Трудный  падеж  2-ого  склонения? ( П.)  Какое   окончание?

  6. Что  помним  об  окончании  существительных  3-ого  склонения? ( _и_)

  7. О  чём  ещё  очень  важном  для  каждого  человека  мы  сегодня  говорили? ( о  качествах  характера ).                                                                                                               

13. Рефлексия. 

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. У вас на партах лежат стикеры двух цветов. Розовый стикер обозначает, что урок вам понравился, вы хорошо поработали; голубой стикер обозначает, что вы ленились, и вам было неинтересно. Сейчас напишите, пожалуйста, на одном из этих стикеров свое имя и фамилию. По окончании урока приклейте их на доску. Урок окончен. До свидания!

14. Домашнее задание: параграф № 95, стр. 62, упр. 521.

«Закончи предложения»:

1. Все предметы, окружающие нас, мы можем назвать при помощи…

2. Имя существительное – это…

3. Имя существительное имеет постоянные и…

4. К постоянным признакам имени существительного относятся…

5. Падеж и число являются…

6. Собственное имя существительное отличается от нарицательного тем, что…

7. Важным постоянным морфологическим признаком является род. Приведу примеры существительных разного рода…

8. Поскольку имя существительное является самостоятельной частью речи, оно способно выполнять синтаксическую функцию, а именно…



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее