Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Рефлексивные технологии обучения на уроках математики как совместная деятельность учителя и ученика.
Организация рефлексивной деятельности на уроке- подготовка к развитию необходимых современной личности качеств.
Самостоятельность
Предприимчивость
Конкурентоспособность
О дин из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
- Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад .
- Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ .
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цели развития рефлексии
- выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию;
- развитие оценочной деятельности одноклассников;
- выявление самооценки детей;
- выделение детьми критериев оценки;
- развитие умений оценивать по критериям;
- выявление причин для преодоления имеющихся трудностей;
- Р ефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Виды учебной рефлексии:
• физическая (успел – не успел);
• сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
• интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
• духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Классификация рефлексии
I. По содержанию : символическая, устная и письменная.
II. По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
III. По цели : настроения и эмоционального состояния, деятельности,содержания учебного материала.
- Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Этапы урока: в начале урока
в конце деятельности
Приёмы:
Прием рефлексии “Светофор”
Светофор.
Красный цвет- многое было не понятно, было трудно выполнить задания
Жёлтый цвет – все было понятно, но столкнулся с небольшими затруднениями.
Зеленый цвет- на уроке все было понятно, справился без труда со всеми заданиями
Прием рефлексии «Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
- Раздражение
- Злость
- Радость
- Равнодушие.
- Удовлетворение
- Вдохновение
- Скука.
- Тревога.
- Покой.
- Уверенность
- Неуверенность.
- Наслаждение.
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Фразы из рефлексивного экрана:
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Материал урока мне был…
- Мне больше всего удалось…
- Моё настроение…
- Могу похвалить своих одноклассников…
Рефлексия деятельности
Этапы урока: проверка домашнего задания,
защита проектных работ,
в конце урока.
Приёмы:
Рефлексия деятельности
дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Рефлексия деятельности
- «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»
Умею…..
Понимаю…..
Знаю…..
Лесенка успеха
В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг больших высот.
У меня есть небольшие результаты в деятельности на уроке , но я на достигнутом не останавливаюсь. Я заполню «пробелы» в знаниях.
Мне трудно. Я пытаюсь…, но мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь хороших результатов на уроках.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Рефлексия содержания учебного материала
Этапы урока: изучение учебного материала
Приёмы: дерево целей я не знал…
теперь я знаю …
Фразы из рефлексивного экрана:
- Сегодня я узнала…
- Я выполняла задания…
- Теперь я могу…
- Я научилась…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
“ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
. «Мишень»
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Синквейн
Синквейн- малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения
- Первая строка- одно имя существительное;
- Вторая строка- два прилагательных;
- Третья строка- три глагола;
- Четвертая строка- одно завершающее
предложение- высказывание;
- Пятая строка- одно итоговое слово.
Рефлексия "Благодарю…".
- В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс
РЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, развивает его как личность, развивает в нем такие качества, как САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ