Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала.
Её цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение. При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации.
Деятельность учащихся:
- соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
- классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределение.
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения
Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы.
Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
« Выбор афоризма»
Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.
Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.
«Плюс – минус – интересно»
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
Приём таблица «ЗХУ»
«Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
То, что степень усвоения школьниками учебной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации – общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы «ЗХУ» - он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).
На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:
З- Знаю | Х-хочу узнать | У-узнал |
пески | поверхность | Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.
|
жарко | растения |
|
мало воды | климат |
|
верблюды | животные |
|
«Палитра»
Палитра | Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа | ||||
Уровень достижения результата | Умение планировать работу | Умение принимать решения | Умение работать в группе, готовность к сотрудничеству | Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат | |
я могу |
|
|
|
| |
я с трудом могу
|
|
|
|
| |
я не умею, но хотел бы научиться
|
|
|
|
|
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Почва
Живая, плодородная.
Кормит, впитывает, выращивает
Почва- плодородный слой земли.
Кормилица.
Метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
(На примере урока « Окружающий мир», тема « Вода и её свойства»)
Белая шляпа. Факты. Вода бывает в трёх состояниях: твердом, жидком и газообразном.
Жёлтая. Позитивное мышление Для жизни человека и производства необходима вода.
Черная. Проблема. При использовании воды предприятиями происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. . Больше всего на уроке нам понравилось делать опыты с водой и выделять её свойства..
Зеленая. Творчество. Борьба с загрязнением вод должна стать делом всех стран. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы