Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого,
если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.
В. Г. Белинский
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру.
В Критическом мышление можно выделить 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвёртых – это мышление аргументированное;
В пятых – это мышление социальное.
Исходя из этого на уроках химии я пытаюсь:
развивать умение понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
- развивать навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
- формирую умение ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать требуемую информацию, при этом уметь отвергать ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;
На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучении самых разнообразных тем. Например, при изучении валентностей и валентных возможностей атомов я сообщаю, что высшая валентность элемента совпадает с номером группы в периодической системе Д.И.Менделеева. Поэтому можно предположить, что у азота и фосфора высшие валентности равны 5, у кислорода и серы -6,у всех галогенов – 7. Но в то же время для азота, кислорода, фтора это соответствие не характерно. Возникает проблема, которую надо разрешить.
В данном случае 1 стадией критического мышления – вызовом – является проблема несоответствия высшей валентности элемента номеру группы в периодической системе элементов.
На стадии осмысления новой информации класс разделяю на группы и предлагаю учащимся составить графические схемы строения и электронные формулы атомов азота и фосфора, кислорода и серы, фтора и хлора. Учащиеся работают в группах, сравнивают формулы и схемы, обсуждают материал о строении атома в возбужденном и невозбужденном состояниях. При этом для себя отмечают, что они знали и не знали до этого, какие новые знания получили и т.д. Очень часто у учеников возникает вопрос, почему в периодической системе у хрома 1 электрон на внешнем уровне? Исходя из любопытства, мы приходим к выводу о провале электрона. Ученики с удивлением делают вывод, что возбуждённое строение это не только распаривание электронов, но и спаривание. Ещё интереснее дискуссия происходит, когда касаемся строения молекулы Озона. Ставится вопрос. Каким же образом к нейтральной молекуле кислорода присоединяется атом кислорода. Вы не представляете, сколько предположений выдвигается, пока не дойдём до истины.
Технология критического мышления приемлема на уроках химии и при выполнении практических работ, связанных с решением экспериментальных задач по определению веществ, где вызовом является задача, осмыслением – изучение физических и химических свойств веществ, составление плана определения веществ и выполнение работы, а рефлексией – составление выводов. Возможности использования технологии критического мышления на наших уроках масштабны и не ограничены приведенными примерами. Польза от нее несомненна, т. к. она направлена на самореализацию и саморазвитие ученика.
Но при внедрении этой технологии сталкиваешься с большими трудностями
Не все дети могут работать с большим объемом информации.
Большинство детей видят только то, что читают
Критическое мышление – это целая философия поиска здравого смысла, для выдвижения новых возможностей.
Сегодня выпускник 21 века должен:
Быть способным к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
Уметь адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
Уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
Владеть методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
Быть коммуникабельным, гибким, контактным в различных социальных группах и меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелегкая, но выполнимая. И как говорится в известной притче «Все в наших руках…»
2.3. Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная | Осмысление содержания Информационная(получение новой информации по теме) Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания) | Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная(приобретение нового знания) Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, |