«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие критического мышления на уроках математики

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у обучающихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Развитие критического мышления на уроках математики

Развитие критического мышления на уроках математики

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».  Я.А. Коменский

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

Я.А. Коменский

«Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет способен создавать что-нибудь выдающееся»  И.В.Мичурин

«Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет способен создавать что-нибудь выдающееся»

И.В.Мичурин

Системно-деятельностный  подход Как учить?   Обновление педагогических технологий

Системно-деятельностный подход

Как учить?

Обновление педагогических технологий

Какую технологию выбрать ведущей ?

Какую технологию выбрать ведущей ?

ТРКМ - технология развития критического мышления

ТРКМ - технология развития критического мышления

Основная идея ТРКМ Создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основная идея ТРКМ

Создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Определение критического мышления:

Определение критического мышления:

  • Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное .
  • Во-вторых, информация является отправным , а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем , которые нужно решить.
  • В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации .
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное . (Дэвид Клустер, США)
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехфазная структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Функции трех фаз технологии  развития критического мышления     Вызов    Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)    Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)   Коммуникационная  (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания      Информационная (получение новой информации по теме)   Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия    Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)   Информационная (приобретение нового знания)    Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,    оценка процесса)

Функции трех фаз технологии

развития критического мышления  

Вызов

  Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

    Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,   оценка процесса)

Технологическая карта урока Преподаватель Вызов Обучающийся Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Осмысление Предлагает опорный текст по теме. Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии. Управляет групповой динамикой. Поддерживает мотивацию и цели. Учит работать сообща Обучающийся вспоминает все, что знает по данной теме. Формулирует первые гипотезы, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Рефлексия ·  Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии. ·  Участвует в групповом взаимодействии. ·  Подкрепляет и делает коррекцию своих целей ·  Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации ·  Учится работать сообща Управляет подведением итогов. Ставит новые вопросы и задачи на будущее .Оценивает деятельность студента. Суммирует в групповой работе весь изученный материал. Задает вопросы на будущее. Делает самооценку своей деятельности

Технологическая карта урока

Преподаватель

Вызов

Обучающийся

Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Осмысление

Предлагает опорный текст по теме. Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии. Управляет групповой динамикой. Поддерживает мотивацию и цели. Учит работать сообща

Обучающийся вспоминает все, что знает по данной теме. Формулирует первые гипотезы, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Рефлексия

·  Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии.

·  Участвует в групповом взаимодействии.

·  Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

·  Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

·  Учится работать сообща

Управляет подведением итогов. Ставит новые вопросы и задачи на будущее .Оценивает деятельность студента.

Суммирует в групповой работе весь изученный материал. Задает вопросы на будущее. Делает самооценку своей деятельности

Роль преподавателя в ТРКМ:

Роль преподавателя в ТРКМ:

  • направляю усилия учеников в определенное русло;
  • сталкиваю различные суждения;
  • создаю условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • даю учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • подготавливаю новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Студент в ТРКМ учится:

Студент в ТРКМ учится:

  • формировать собственное мнение;
  • совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
  • решать проблемы;
  • аргументировано спорить;
  • ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
  • уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Стадия(фаза)  Возможные приемы и методы Вызов Составление списка известной информации; рассказ –предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. лушивается, записывается, обсуждается. Осмысление содержания Методы активного чтения: маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях); ведение различных записей; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Осуществляется контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа. Работа индивидуально или в парах. Рефлексия Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организации различных видов дискуссий. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

Стадия(фаза) Возможные приемы и методы

Вызов

Составление списка известной информации; рассказ –предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. лушивается, записывается, обсуждается.

Осмысление содержания

Методы активного чтения: маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях); ведение различных записей; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Осуществляется контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа. Работа индивидуально или в парах.

Рефлексия

Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организации различных видов дискуссий.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

Основные приемы ТРКМ   Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Основные приемы ТРКМ

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему Вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ? Ромашка Блума

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

Ромашка Блума

Ромашка Блума

Ромашка Блума

  • Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти
  • Уточняющие вопросы (на понимание) «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) «объясните почему…»
  • Оценочные вопросы (сравнение) «сравните это…»
  • Творческие вопросы (прогноз) «Как вы думаете , что произойдет, если…?»
  • Практические вопросы – «Как мы можем…?»
Какие виды призм бывают? Какие фигуры могут лежать в основании? Куб можно назвать призмой? Почему? Сколько граней у четырёхугольной призмы? Математика Где встречается слово «призма»? призма Сколько рёбер имеет треугольная призма?

Какие виды призм бывают?

Какие фигуры могут лежать в основании?

Куб можно назвать призмой? Почему?

Сколько граней у четырёхугольной призмы?

Математика

Где встречается слово

«призма»?

призма

Сколько рёбер имеет треугольная призма?

Таблица  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)  З – что мы  знаем Х – что мы  хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Знаю Как вычислить логарифм,….  Хочу узнать Теоремы о логарифмах. Узнал Теоремы о логарифмах, осталось узнать как применять теоремы на практике…

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы

знаем

Х – что мы

хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Знаю

Как вычислить логарифм,….

Хочу узнать

Теоремы о логарифмах.

Узнал

Теоремы о логарифмах, осталось узнать как применять теоремы на практике…

Кластеры:

Кластеры:

Прием «Представление информации в кластерах». Многогранники Призма Пирамида Параллелепипед  Тетраэдр Куб

Прием «Представление информации в кластерах».

Многогранники

Призма

Пирамида

Параллелепипед

Тетраэдр

Куб

Кластер  Многогранник  Пирамида  Многогранник   Пирамида   Многогранник   Пирамида   Многогранник   Пирамида   Многогранник   Пирамида  Правильная Усеченная Неправильная Правильная Усеченная Неправильная Правильная Усеченная Неправильная Правильная Усеченная Неправильная Правильная Усеченная Неправильная Ребра Грани  Вершины Основание   Ребра Грани   Вершины Основание    Ребра Грани   Вершины Основание    Ребра Грани   Вершины Основание    Ребра Грани   Вершины Основание

Кластер

Многогранник

Пирамида

  • Многогранник Пирамида
  • Многогранник Пирамида
  • Многогранник Пирамида
  • Многогранник Пирамида

Правильная Усеченная Неправильная

  • Правильная Усеченная Неправильная
  • Правильная Усеченная Неправильная
  • Правильная Усеченная Неправильная
  • Правильная Усеченная Неправильная

Ребра Грани

Вершины Основание

  • Ребра Грани Вершины Основание
  • Ребра Грани Вершины Основание
  • Ребра Грани Вершины Основание
  • Ребра Грани Вершины Основание

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения . « v » - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения

.

« v » - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

призма Многогранник, две пары которого (основания) (+) – равные n -угольники, лежащие в параллельных плоскостях ( v ) , а остальные n граней – параллелограммы  (боковые грани) (+) . Стороны боковых граней, не лежащие на основаниях, называются боковыми ребрами. (-) Призму можно рассматривать как результат параллельного переноса основания вдоль некоторого отрезка (ребра). (?)

призма

  • Многогранник, две пары которого (основания) (+) – равные n -угольники, лежащие в параллельных плоскостях ( v ) , а остальные n граней – параллелограммы (боковые грани) (+) . Стороны боковых граней, не лежащие на основаниях, называются боковыми ребрами. (-) Призму можно рассматривать как результат параллельного переноса основания вдоль некоторого отрезка (ребра). (?)

Концептуальная таблица   Категория сравнения Факты   Категория сравнения Факты Категория сравнения          

Концептуальная таблица

 

Категория сравнения

Факты

 

Категория сравнения

Факты

Категория сравнения

 

 

 

 

 

Концептуальная таблица Линия сравнения Прямоугольный треугольник Чертёж Равнобедренный треугольник Свойства сторон Равносторонний треугольник Свойства углов Периметр

Концептуальная таблица

Линия сравнения

Прямоугольный

треугольник

Чертёж

Равнобедренный треугольник

Свойства сторон

Равносторонний

треугольник

Свойства углов

Периметр

Концептуальная таблица «Многогранники»  Линия сравнения Призма треугольная Чертёж Пирамида четырёх-угольная Количество вершин Куб Количество  граней Паралле лепипед Количество рёбер Тетраэдр

Концептуальная таблица «Многогранники»

Линия сравнения

Призма

треугольная

Чертёж

Пирамида

четырёх-угольная

Количество вершин

Куб

Количество граней

Паралле

лепипед

Количество рёбер

Тетраэдр

Концептуальная таблица

Концептуальная таблица

"Верные и неверные утверждения"

Утверждение

+” верю,

-” не верю

1.

 

2.

 

3.

 

"Верные и неверные утверждения"

Прием «Составление «Синквейна»» Для его написания существуют правила: Название  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1  Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2  Действия ГЛАГОЛ - 3  Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ  Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

Прием «Составление «Синквейна»»

Для его написания существуют правила:

Название

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1

Описание

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2

Действия

ГЛАГОЛ - 3

Чувство

ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ

Повторение сути

(СИНОНИМ) 1 СЛОВО

: Масштаб Арифметический , географический Делить , находить, вычислять Дробь, которую нужно понять Отношение

:

Масштаб

Арифметический , географический

Делить , находить, вычислять

Дробь, которую нужно понять

Отношение

Прием “Лови ошибку”

Прием “Лови ошибку”

  • Время выполнения: 5-6 минут
  • Описание приема.
  • Преподаватель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки.
  • Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
  • А – явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
  • Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
  • Преподаватель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики  развивает у обучающихся : логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики

развивает у обучающихся : логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее