Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами УМК «Школа России»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования.
Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Знания, умения и навыки должны стать средствами достижения поставленной цели.
Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в стандарте в качестве «портрета выпускника»:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Эти личностные характеристики достигаются в большой степени благодаря современному учебно-методическому комплексу, включающему различные учебные пособия, созданные в соответствии с основными требованиями стандарта. Одним из таких комплектов является учебно-методический комплекс «Школа России» издательства «Просвещение».
Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей реализовывать на практике важнейшее положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Система учебников «Школа России» является ядром современной информационно-образовательной среды для начальной школы, потому что имеет мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным областям учебного. К ней относятся рабочие и творческие тетради, словари, дидактический материал, книги для чтения, многоплановые методические пособия, комплекты демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различные мультимедийными приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:
Значительный воспитательный потенциал.
Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность.
Возможности для дифференцированного и личностно - ориентированного образования школьников.
Преобладание проблемно-поискового методов обучения.
Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика.
Творческие, проектные задания, учебные диалоги.
Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Возможности для разнообразия организационных форм бучения, в т.ч. с использованием электронных ресурсов.
Система учебников «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:
Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Организации учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода.
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, которое в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Обучающиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Таким образом, основными направлениями доработки учебников являются:
- введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;
- увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
- внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.;
- включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.
Эффективность реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе учебников «Школа России», достигается особой организацией подачи учебного материала, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Можно выделить три вида личностных действий:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
-целеполагание;
-планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
-саморегуляция.
Познавательные УУД включают:
-общеучебные;
-логические;
-постановку и решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества;
-постановка вопросов;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнёра;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Приведем к примеру некоторые страницы из учебников, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий. Среди которых: Личностные результаты:
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учебно-образовательной деятельности и пр.
Развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты:
Умение провести сравнение, установить аналогии
Умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий.
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Овладение основами логического мышления
Прогнозирование, планирование, оценка результатов работы.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы учебников «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.
В основу построения УМК «Школа России» заложены положения, которые соответствуют педагогической парадигме нового стандарта:
становление гражданской позиции младших школьников, формирование любви и уважения к Отечеству, своему народу;
достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных;
формирование универсальных учебных действий и развитие умение учиться;
поддержка совместной деятельности школы и семьи;
полнота информационно-образовательной среды, формирующей у ребёнка целостную современную картину мира.
Несомненно, ценность комплекса состоит в том, что ему присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания УМК «Школа России».
Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:
мощный потенциал для духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного
образования;
эффективное сочетание лучших традиций российского образования и
проверенных практиками образовательного процесса инноваций;
постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.