«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по дополнительному образованию: " Мы-сами"

Рабочая программа «Мы - сами» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки


Структура

дополнительной образовательной

программы «Мы - сами»


Пояснительная записка …………………………………………………………..3

Цель программы…………………………………………………………....3

Задачи программы…………………………………………………………3

Формирование УУД……………………………………………………….4

Педагогические принципы………………………………………………..4

Формы подведения итогов………………………………………………..4

Учебно-тематический план……………………………………………………...5

Содержание курса………………………………………………………………..5

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы..5

Материальное обеспечение программы………………………………………..6

Планируемые и ожидаемые результаты освоения проектной деятельности..6

Методические рекомендации по условиям реализации программы…………6

Список литературы………………...…………………………………….............7
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Мы - сами»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации  ребёнок становится  в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной  деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Итогом социального проектирования и главным этапом обучения является выступление перед одноклассниками на детской конференции.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

обучающие:

  • знакомство с природой научного знания, методами исследований социального направления;

  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

развивающие:

  • развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников социального направления.

  • развитие мотивации к процессу получения знаний социального направления;

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

воспитательные:

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу

Педагогические принципы

 Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания     школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на  понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это  и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей  даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических  явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Форма обучения: групповая (коллективное творчество).

Оптимальная наполняемость учебной группы – 10-13 человек. Возраст детей – 7-10 лет.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Набор в объединение свободный. Первоначальных знаний не требуется.

Срок реализации: 1год (144 часа).

Планируемые результаты работы

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Формирование УУД

Данный программный курс «Мы - сами» позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний,

  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;

  • приобретение навыков групповой работы;

  •  получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

  • способность регулировать собственную деятельность;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

  •  совершенствование в умениях слышать себя  и других;

  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.  

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Знания, умения, навыки


В результате изучения курса «Мы - сами» ученик должен:

  • овладеть элементарными навыками социально проектной деятельности;

  • уметь определяться с выбором темы;

  • уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;

  • уметь составлять план своей работы: определять методы проектирования, выстраивать их по порядку;

  • уметь оформлять и представлять результат своей работы.

В течение освоения курса ученик должен:

  • соблюдать нормы культуры поведения и общения правильных взаимоотношений;

  • уметь проявлять сочувствия, сопереживания к другим людям;

  • проявлять коммуникативную активность в своей деятельности.


Формы подведения итогов

Подведение итогов по результатам освоения материала программы «Мы сами» происходит в виде защиты проектов социального направления, на заседаниях научных обществ, в виде ролевых игр, инсценировок, агитбригад с выступлениями перед одноклассниками. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела, темы

Количество часов

всего

теорет.

практ.

Вводное занятие

2

1

1

Давайте, познакомимся!

20

10

10

Мир моих чувств и эмоций

20

10

10

Правила поведения в общественных места

20

10

10

«Познаю себя»

20

10

10

Я среди других людей

12

6

6

Самопознание

12

6

6

Хорошие манеры

18

9

9

Я и природа

20

10

10


Итого:

144

72

72






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводное занятие – 2 ч

Теория-2ч.

Цель. Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.

Техника безопасности на занятиях.

Раздел 2. Давайте, познакомимся -20 ч.

Теория - 10ч.

Цель. Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Познакомиться с понятиями « добро» и « зло» на примере русских народных сказок. Техника безопасности на занятиях.

Практика- 10ч.

Цель. Развить творческие способности учащихся через театрализованные представления. Научить вести диалог с помощью мимики и жестов. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования


Раздел 3. Мир чувств и эмоций-20ч.

Теория-10ч.

Цель. Познакомить детей с миром чувств и эмоций.

Научить сознательно управлять своими эмоциями. Техника безопасности на занятиях.

Практика- 10ч.

Цель. Научить адекватно отвечает на просьбы, приветствия, замечания, возражения. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. (Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств») Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования


Раздел 4. Правило поведения в общественных местах -20ч. Теория -10ч.

Цель. Дать представление о плохих и хороших поступках. Сформулировать понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино.

Познакомиться с правилами поведения в общественных местах, нормами поведения. Техника безопасности на занятиях.

Практика-10ч.

Цель. Научить различать хорошие поступки от плохих. Деловая игра «Ты в театре и музее».

Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования


Раздел 5 .Познаю себя- 10ч.

Теория- 10ч.

Цель. Сформулировать понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт». Техника безопасности на занятиях.

Практика -10ч.

Цель. Научиться на практике использовать теоретический материал. Радовать родных и близких. ( Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?)

Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования


Раздел 6 . Я среди других- 12ч.

Теория -6ч.

Цель. Познакомиться с понятием «доброта». Техника безопасности на занятиях.

Практика-6ч.

Цель. Закрепить развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. ( Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи»)

Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования


Раздел 7. Самопознание -12ч.

Теория -6ч.

Цель. Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Техника безопасности на занятиях.

Практика-6ч.

Цель. Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. (Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».)

Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования


Раздел 8 . Хорошие манеры -18 ч.

Теория -9ч

Цель. Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.

Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство».


Практика-9ч.

Цель. Как справиться с раздражением, плохим настроением. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими.( Рисование « Я- веселый, я- хмурый» )

Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования



Раздел 9. Я и природа – 20 ч.

Теория -10 ч.

Цель. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры; прививать любовь к природе, добиться усвоения того, что в природе все взаимосвязано.

Техника безопасности на занятиях.

Практика-10 ч.

Цель. Выяснить, чем питаются птицы и как их правильно подкармливать, воспитывать бережное отношение к природе. Смастерить птичьи домики и развесить их.

Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов

Знакомство со структурой оформления социального проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных проектов

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности

Собственная оценка проделанной работы.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Усвоение алгоритма создания презентации исследования


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности  социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.

На старшем этапе особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.

     В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) имеет шесть этапов: 

1.     совместное решение о проведении дела;

2.     коллективное планирование;

3.     коллективная подготовка;

4.     коллективное проведение дела;

5.     коллективный анализ;

6.     ближайшее последействие.

Суть технологической цепочки КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится «группа создаётся, вырабатывает, готовится, участвует, анализирует...», имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам, координирует их усилия. Проведение КТД опять-таки в той или иной мере опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный его анализ, организованный так, чтобы все участники могли выразить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.

КТД включают школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно значимое для школьника чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.

Знание и понимание, что такое КТД, не приводит автоматически к органичному вплетению этой культурной формы в ткань школьной жизни. Важно научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе, хотя, безусловно, дело это вовсе не простое.  Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию, педагогу необходимо постепенно, шаг за шагом.

Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта,  формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.  

В рамках программы «Мы - сами» могут использоваться  следующие формы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;

  • встречи с  людьми различных профессий;

  • просмотр и обсуждение видеоматериала;  

  • экскурсии, поездки;

  • конкурсы;

  • выставки детских работ;

  • коллективные творческие дела;

  • праздники;

  • викторины;

  • творческие проекты, презентации;

  • мастерские подарков;

  • аукционы добрых дел;

  • трудовые десанты;

  • общественно полезные практики;

  • социально-значимые акции,

  • социальные проекты  и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят.

После прохождения каждого раздела, проведения социально- значимых акций, дел, формируется социальный проект.

Раздел 1. Давайте, познакомимся.

(Социальный проект « Вредные привычки»)

Раздел 2. Мир моих чувств и эмоций.

( Социальный проект «Чем богат человек»)

Раздел 3.Поведение в общественных местах.

( Социальный проект « Правила поведения»)

Раздел 4.Познаю себя

( Социальный проект « Чистота – залог здоровья»)

Раздел 5. Я среди других

( Социальный проект «Дружба- это сила»)

Раздел 6.Хорошие манеры

( Социальный проект « Вежливые слова и их волшебство»)

Раздел 7. Я и природа

(Социальный проект « Домик для птиц»)

Учащиеся представляют свои проекты перед одноклассниками на детских конференциях.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: теоретические и практические. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 1 год.



Материальное обеспечение программы

  • помещение для занятий;

  • достаточное количество посадочных мест;

  • инвентарь для проведении игры;

  • компьютер, проектор, интерактивная доска, электронные обучающие

диски;

  • использование Интернет ресурсов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2014.-253с.

  2. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2015.-№3.-С.71-125

  3. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2015.-№4.-С.69-142

  4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2015.-№5.-С.79 -131

  5. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности

// Завуч начальной школы.-2014.-№6.-С.47- 125

6..Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

7.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.

8.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999

9.Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995

10.  Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1999



Тематическое планирование


Раздел

Тема занятия

Теория

Практика

План

Факт

« Давайте, познакомимся»

1-2

Вводное занятие.

«Давайте познакомимся»

1

1



3

Дом, в котором я живу

1

1



4

Самое удивительное чудо на свете

1

1



5

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

1

1



6

Ссоры и споры

1

1



7

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

1

1



8

Посеешь характер – пожнешь судьбу

1

1




9

Жадность и жадины.

1

1




10

Добро или зло?

1

1




11

Вредные привычки. Плохо и хорошо.

1

1



«Мир моих чувств и эмоций»

12

Подведение итогов. Презентация проекта.

1

1



1

«Мое настроение».

1

1



2

«Мои чувства и эмоции»

1

1



3

«Как выразить негативные эмоции: злость, обиду».

1

1



4

«Как выразить негативные эмоции: страх, вину, стыд».

1

1



5

Сказка о злости.

1

1



6

Сказка о грубости.

1

1




7

Сказка о вежливости.

1

1




8

Добро и зло в сказках. Ролевые игры.

1

1




9

Чем богат человек. Сделаем вывод.

1

1




10

Подведение итогов. Презентация проекта.

1

1




«Поведение в общественных местах» местах













ведение в общественных местах

1

«Правила поведения в общественных местах: транспорт»

1

1



2

«Правила поведения в общественных местах: музей»

1

1



3

«Правила поведения в общественных местах: библиотека»

1

1



4

«Правила поведения в общественных местах: театр» Изготовление памятки.

1

1



5

«Правила поведения с гостями, в гостях.

1

1



6

«Искусство делать, дарить и принимать подарки»

1

1



«Познаю себя»

7

Конкурс культурное поведение и общение.

1

1



8

Решение проблемных ситуаций “Этичные и неэтичные поступки”.

1

1



9

Создание книжки- малышки с правилами культурного поведения.

1

1



10

Подведение итогов. Презентация проекта.

1

1



1

«7 моих - Я»

1

1



2

«Посеешь характер - пожнешь судьбу» Подбор пословиц по теме.

1

1



3

Чистота – залог здоровья

1

1



4

Составления правил «Чистюли»

1

1



5

Составление копилки рецептов полезных блюд.

1

1



6

Заучивание пословиц о здоровье, работа с загадками.

1

1




7

Дидактическая игра « Умею - не умею»

1

1




8

Сюжетно- ролевые игры.

1

1




9

Для чего человеку движенья.

1

1





10

Подведение итогов. Презентация проекта.









«Я среди других»




1

«Мальчики и девочки»

1

1



2

«Сходство и различие»

1

1



3

«Посеешь характер -пожнешь судьбу»

1

1



4

«Каким я себе нравлюсь?»

1

1



5

«В дружбе - сила».

1

1



6





Подведение итогов. Презентация проекта.

1

1


































1

«Мои интересы и увлечения»

1

1



2

«Путешествие по русским народным сказкам» Просмотр народных сказок.

1

1



3

Конкурс рисунков «Герои из сказок»

1

1



4

Что такое хорошо, что такое плохо. Работа над образами.

1

1



5

Какой я – психологический портрет.

1

1



6

Подведение итогов. Презентация проекта.

1

1



«Хорошие манеры»

1

«Наши права обязанности» Составление памятки.

1

1



2

«Вежливые слова» Работа с энциклопедией.

1

1



3

«Хорошие манеры» Составление книжки- малышки

1

1



4-5

«Ты и твои друзья»

2

2



6-7

«Плохо одному»

2

2



8-9

Подведение итогов. Презентация проекта.

2

2



« Я и природа»

1

«Природа – мой дом»

1

1



2

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, об их встрече.





3


«Будем друзьями птиц» 

1

1



4

Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина Сибиряка

1

1



5

Акция «Как живешь, птичка?» Экскурсия.

1

1



6

Акция «Покорми птичек» Кто что любит?

1

1



7

Сделаем своими руками кормушку

1


1




8

Сделаем своими руками кормушку

1

1




9




Конкурс на лучшую кормушку и ее презентацию.

1

1





10

Подведение итогов. Публичная презентация проекта.

1

1




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее