«Зимний фестиваль знаний 2025»

Сценарий открытого классного часы "Государыня Масленица!"

Сценарий к технологической карте. В нем расписано все более подробно.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый классный час на тему: «Масленица - праздник проводов зимы»

Цель: - познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы;

- изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаями празднования Масленицы;

- приобщить детей к общечеловеческим ценностям, развивать творческий потенциал, приобщать к искусству, развивать речевую культуру.

Ход праздника:

Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие гости и обучающиеся! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике! Итак, мы начинаем…

Два ведущих выходят.

Ведущий 1: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем! Зиму провожаем! Весну закликаем!

Ведущий 2: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!

Ведущий 1: Сам не займешь – соседу достанется! Приходите все без стесненья! Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

Ведущий 2: Приходите, разомните кости! Сегодня масленица приглашает в гости!

Ведущий 1: Спешите скорей, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!

Ведущий 2: Гостей давно мы ждем – поджидаем! Масленицу без вас не начинаем.

Вместе (хором): Итак, Масленицу начинаем!

Классный руководитель: Ребята Вы уже догадались на какую тему будет идти классный час? Посмотрите на доску. На слайде представлены иллюстрации… Итак, о каком празднике сегодня пойдет речь?

Обучающиеся: О празднике Масленица.

Классный руководитель: Верно. Взгляните на доску еще раз…На доске написаны глаголы красного и белого цвета. Выберите лишь те, которые нам подходят и скажите, чем нам с Вами предстоит сегодня заняться…

Основная часть:

Классный руководитель: История праздника.

Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

Теперь мы послушаем, что Вы знаете о Масленице.

Почему праздник называется Масленица?

Почему именно блин символ Масленицы?

Мастер п/о: Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 20февраля по 26 февраля. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время праздника, можно назвать основные. Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. В воскресенье накануне масленицы – последний день, когда можно есть мясную пищу. Вот почему этот день в русском народе получил название «Мясное заговенье».На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов .Второе правило, о котором не стоит забывать. Заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Но самое главное – это блины! Блин-символ солнца. Такой же круглый и горячий. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Ведущий 1: Как только народ не называл Масленицу: и честная, и широкая, и весёлая, и объедуха, и полезуха и сырная. Да ещё каждый день этой весёлой недели имел своё название.

Ведущий 2: А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка - понедельник.

Обучающийся 1: Первый день недели понедельник называли встречей. И стар, и млад выходили в этот день на улицу встречать Масленицу, звали ее, приглашали в гости на двор, в дом. А Масленица в виде... соломенной куклы сидела на санях и катали её по всей деревне. С утра устраивали снежные катальные горки, качели, балаганы, начинали печь блины. На одни сани усаживали чучело Масленицы. На другие сани водружали столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжал по улицам, зазывая всех на праздник.

Классный руководитель:

Конкурс 1: «Портрет Масленицы». Приглашается 2 участника.

Задание конкурса: С закрытыми глазами нарисовать портрет масленицы, показывать фантазию и смекалку.

Выбирают самый красивый портрет Масленицы.

Многие люди начинали встречу Масленицы посещением родни.

Ведущий 2: Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А наше праздничное путешествие продолжается. Вот и второй день Масленицы - вторник.

Обучающийся 2: Вторник Масленой недели назывался «заигрыш». В этот день дети и молодёжь в поле или на улице, на льду устраивали различные игры. Одним из любимых игр была игра «Взятие снежного городка». Молодёжь строила из снега крепость со стенами, башнями и воротами. Делились на 2 группы: одна защищала городок, вторая старалась взять его штурмом. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.

Классный руководитель:

Конкурс 2: «Собери снежки». Приглашается 3 участника.

Задание конкурса: Закинуть в корзину как можно больше снежков.

Выбирают самого меткого участника.



Ведущий 2: Другая часть молодёжи весело проводила время на ледяной горке, съезжали с гор на санях, салазках, ледянках.

Хоть на улице мороз

Щиплет уши нам и нос -

На дворе у нас гора,

На дворе идёт игр...

Мы стрелой несёмся вниз:

- Эй, с дороги сторонись!

Миг и санки на боку...

Все хохочут, все в снегу.


Обучающийся 3: А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА!

В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки - расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники.

Тёща для зятя пироги пекла.

Зять на двор – пироги на стол.

Думала тёща – семерым пирог не съесть,

А зятюшка сел – да с присеста съел!


Классный руководитель:

Конкурс 3: «Кто быстрей?». Приглашается 4 участника.

Задание конкурса: Кто быстрее съест блин.

Выбирают самого быстрого участника.


Ведущий 2: Ну а наше путешествие продолжается. Вот и четверг тихо катится.

Обучающийся 4: Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Я на Маслену готов скушать пятьдесят блинов

Закушу их сдобою - похудеть попробую!


Классный руководитель:

Сейчас конкурс пантомим, называется «Сковородка»

Задания :

1. Изобразить поджаривающийся блин.

2. Изобразить проснувшегося от спячки медведя.

3. Изобразить влюблённого петуха.

4. Изобразить восходящее солнце



Обучающийся 5: Пятница - Тёщины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

В этот день устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой

Публику традиционно веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Обычно он был одет в красную рубаху, колпак на голове, плисовые штаны и щегольские сапожки. У Петрушки был длинный нос и горб (или два горба) на спине. Нехитрая комедия могла бесконечно повторяться целый день, но всякий раз вызывала искренний восторг.

Классный руководитель: проводит конкурс «Горшочек вари…»

Приглашаются шесть обучающихся. Им предлагается разделиться на две команды. Каждая команда должна в ложке перенести картошку из одного горшочка во второй.

Обучающийся 6: Суббота - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних девушек старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей

Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе "на посиделки" — там царило веселье и обязательно загадывались загадки. Давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок.

Классный руководитель:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...(весна)



Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц ...(март)



Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел ...(апрель)



Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут ...(гнездо)



На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький ...(подснежник)



Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк -

Это ярко-красный ...(мак)



Обучающийся 7: Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы - «Прощеное воскресенье». Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.


Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.


Классный руководитель:

Конкурс «Наряди Масленицу»


Ведущий 1:

Приходите в Воскресенье –

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!


Ведущий 2:

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем.

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!


Ведущий 1:

С масленицей ласковой поздравляем вас!

Блинчикам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы Зимы,

К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.



Классный руководитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали. А теперь давайте будем пробовать блины, которые мы приготовили для Вас.

Классный руководитель:

Всю неделю мы должны

есть румяные блины!

А ещё нам бабушки

испекут оладушки!

Ой, блиночки хороши!

Напекли вам от души!

Вы, друзья, за стол садитесь

И блинками угоститесь!!!


Ведущий 2:

До чего ж у нашей бригады

Замечательны блины!

Ну, конечно же, вы сами

Их попробовать должны!

Они с мёдом и с вареньем,

Со сметаной хороши...

Это просто наслажденье

Для желудка и души!

Словно солнышки на блюде,

Даже в пасмурные дни

Настроенье дарят людям

Преотличное они!


Ведущий 1:

Всем спасибо за внимание,

За задор, веселье, смех.

За огонь соревнованья,

Созидающий успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»


Классный руководитель: Дорогие гости и ребята всех приглашаем к столу! Ребята давайте вместе вспомним, чем мы с вами занимались на этом классном часе… Я прощу вас оценить наш классный час (рефлексия).

9


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее