Петрова Ольга Павловна, учитель,
ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
Мастер-класс для педагогов
«Технологии медиаобразования в формировании социально-гражданских компетенций»
Цель: презентация опыта работы по формированию социально-гражданских компетенций учащихся путём интеграции технологии медиаобразования в систему обучающих, воспитательных занятий.
Задачи:
- рассмотреть понятия: социальные компетенции, гражданские компетенции, медиаобразование;
- развивать познавательную деятельность и исследовательские навыки через использование выездных экскурсий и медиапутешествий по г. Могилёву;
- формировать социально-культурные и социально-гражданские компетенции, воспитывать ценностное отношение к историческому наследию г. Могилёва.
Методы: проектный, поисковый;
Приёмы: просмотр фрагментов заимствованных медиапутешествий по историческим объектам г. Могилева, разгадывание криптограмм, работа с путевыми листами, устная презентация полученных фактов, создание собственного медиапутешествия по творчеству В. К. Бялыницкого-Бирули.
Оборудование: интерактивная панель (мультиборд), мультимедийная презентация с аудио-, видеозаписью, схемы криптограмм, маршрут медиапутешествия, путевые листы, конверты с заданиями, фотоиллюстрации исторических объектов города.
Ход мастер-класса
-
Вводный этап
Ведущий: В период всемирной глобализации перед системой образования Республики Беларусь встает задача по созданию оптимальных условий по формированию у учащихся широкого круга компетенций, позволяющих молодому человеку гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся взаимосвязанному миру. Одними из таких компетенций выступают социально-гражданские компетенции.
Наш мастер-класс посвящен технологии медиаобразования, которая помогает учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям формировать социально-гражданские компетенции обучающихся.
2. Обучающий этап
Ведущий знакомит слушателей с понятиями «социальная компетенция», «гражданская компетенция», «медиаобразование».
Социальная компетенция – это способность успешного межличностного и общественного участия, понимание норм поведения, овладение базовыми понятиями о личности, группе, коллективе, умение общаться, демонстрировать толерантность, отвергать предрассудки.
Гражданская компетенция – это знания национальной, всемирной истории, это способность эффективно взаимодействовать, принимать решения, решать проблемы, проявлять чувство ответственности.
Медиаобразование – обучение/воспитание, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации.
Ведущий предлагает слушателям привести примеры из опыта работы по использованию технологий медиаобразования на учебных и воспитательных занятиях, проиграть элемент учебного занятия «По неизвестным страницам истории города Могилева», а также определить значение использования медиатехнологий в воспитании гражданских и социальных компетенций учащихся.
Ведущий: Мы продолжим путешествовать по страницам родного города. А вот какими будут эти страницы, вам подскажут криптограммы, лежащие перед вами.
Слушатели разгадывают криптограммы по группам, называют полученные слова «Историческая», «Театральная», «Художественная».
Ведущий: На занятии мы познакомимся с новыми, неизвестными страницами истории нашего города, совершим медиаэкскурсию по краеведческому музею г. Могилёва, узнаем точный возраст родного города, сравним его с официальной цифрой, познакомимся с неизвестными фактами о Могилевском областном драматическом театре, а также создадим медиапутешествие по художественному музею В. К. Бялыницкого-Бирули. На протяжении занятия вы будете вносить полученные данные в свои путевые листы. В конце занятия это поможет подвести итог нашего медиапутешествия.
1 страница «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
- В каком году был основан город Могилев? (в 1267 году)
- Подсчитайте сколько лет в этом году исполнится Могилёву? (753 г.)
- Существует версия, что г. Могилёв намного старше. Давайте узнаем, каков реальный возраст нашего города. Предлагаем вместе с известной белорусской певицей, уроженкой г. Могилёва, Инной Афанасьевой совершить медиаэкскурсию по областному краеведческому музею имени Е. Р. Романова, соотнести факты и выяснить ответ на поставленный вопрос.
Просмотр отрывка из медиапутешествия по краеведческому музею имени Е. Р. Романова.
- Проанализировав медиапутешествие, можно сделать вывод, что г. Могилёв основан в 11 веке. Значит реальный возраст Могилева не 753 года, а на 200 лет больше.
Закрепление. Обращение к презентации, заполнение путевых листов.
1. Какой исторический объект был представлен в медиаэкскурсии? (Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова)
2. Каким веком датируются самые древние найденные при раскопках женские украшения? (11 веком)
3. В каком веке, по официальной версии, основан Могилев? (в 13 веке)
2 страница «ТЕАТРАЛЬНАЯ»
- В центре г. Могилева на ул. Первомайской располагается областной драматический театр. История появления могилевского драмтеатра интересная и непростая. Могилевчанам очень хотелось иметь в городе свой театр, который бы соответствовал Европейским стандартам того времени. Поэтому к строительству отнеслись со всей ответственностью. Внимание на экран.
Просмотр отрывка медиапутешествия по истории создания Могилевского областного драматического театра. Заполнение путевых листов.
Слушатели отвечают на вопросы:
- За чей счет был построен театр? (на пожертвования горожан)
Строительство драмтеатра в г. Могилёве стало знаковым событием не только для города, но и для всего региона, ведь для него впервые в Беларуси построили отдельное здание. Торжественное открытие могилёвского драмтеатра состоялось в 1888 году. В то время наш театр был лучшим в Беларуси по качеству звука и акустике. Даже шепот со сцены был слышен зрителям, сидящим на верхних балконах.
- В чем заключался секрет такой акустики? (в 1 тонне битого стекла (хрусталя) под сценой)
- Как вы считаете, откуда могли взять хрусталь в таком количестве, если в г. Могилёве не было его производства? (гипотезы: приносили горожане, привозили из других городов и др.)
- Сохранился ли данный акустический эффект в здании Могилевского драмтеатра после его реконструкции. Предлагаю самостоятельно найти ответ в интернет-источниках.
3. Моделирование
3 страница «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»
- Мы знакомимся с художественным музеем В. К. Бялыницкого-Бирули. Этот музей первый в Беларуси мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству художника, был открыт в нашем городе в 1982 году.
Ведущий предлагает на основе предоставленных материалов по музею В. К. Бялыницкого-Бирули и иллюстраций работ художника составить задания для учащихся, текст авторского медиапутешествия, записать видеоролик.
«Бялыницкий-Бируля – всемирно известный художник. Белорус по происхождению, хотя большую часть своей жизни прожил за пределами Беларуси. Музей В. К. Бялыницкого-Бирули был открыт в 1982 году. Среди экспонатов музея: портрет матери художника, два портрета самого художника, выполненные его друзьями и пейзажи родной белорусской природы (более 50 полотен). Ещё будучи учеником, Бялыницкий-Бируля познакомился с известным коллекционером П. Третьяковым, который купил одну из его картин для своей галереи, что редко случалось с работами молодых художников. Известный русский пейзажист И. Левитан тоже высоко оценил способности юного художника Бялыницкого-Бирули. Он сумел стать таким же отличным мастером, как и его учитель: не зря многие называли Бялыницкого-Бирулю белорусским Левитаном.
В. К. Бялыницкий-Бируля является одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В своих работах он изображал памятные места, связанные с жизнью известных деятелей истории и культуры: Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, А. С. Пушкина и других известных личностей. Например, пушкинская тема представлена в музее картинами «Михайловское. Домик няни А. С. Пушкина Арины Родионовны», «Святогорский монастырь. Могила А. С. Пушкина», «Тригорское. Берёза у реки Сороть», «Осенние дни. Тригорское. Река Сороть».
4. Презентация работ слушателей
Видеосъёмка на мобильные устройства. Просмотр видеороликов, посвященных творчеству В. К. Бялыницкого-Бирули. Заполнение путевых листов.
5. Рефлексия
Ведущий просит определить значение использования медиатехнологий в воспитании гражданских и социальных компетенций учащихся.
Слушатели делают вывод, что медиаобразование дает обучающимся возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Оно позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность.
КРИПТОГРАММЫ
ПУТЕВОЙ ЛИСТ
Страница
|
Объект |
Вопрос
|
Ответ |
И с т о р и ч е с к а я | Областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова | Какой официальный возраст г. Могилева? |
|
Каким веком датированы древние украшения, найденные при раскопках? |
| ||
Высчитайте, какой реальный возраст г. Могилева? |
| ||
Т е а т р а л ь н а я | Могилевский областной драматический театр | За чей счёт был построен драмтеатр? |
|
Дата открытия могилёвского драмтеатра |
| ||
В чём секрет отличной акустики в здании театра? |
| ||
Какой самый интересный факт из истории театра вам запомнился? |
| ||
Х у д о ж е с т в е н н а я | Музей В. К. Бялыницкого-Бирули | Каким образом дата 1982 год связана с музеем В. К. Бялыницкого-Бирули? |
|
Какого художника называют «белорусским Левитаном»? |
|