«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Мастер-класс для педагогов "Технологии медиаобразования в формировании социально-гражданских компетенций"

Мастер-класс представлен как презентация опыта работы по формированию социально-гражданских компетенций учащихся путём интеграции технологии медиаобразования в систему обучающих и воспитательных занятий. Данный материал будет полезен учителям-предметникам, классным руководителям и воспитателям.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Петрова Ольга Павловна, учитель,

ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»

Мастер-класс для педагогов

«Технологии медиаобразования в формировании социально-гражданских компетенций»


Цель: презентация опыта работы по формированию социально-гражданских компетенций учащихся путём интеграции технологии медиаобразования в систему обучающих, воспитательных занятий.

Задачи:

- рассмотреть понятия: социальные компетенции, гражданские компетенции, медиаобразование;

- развивать познавательную деятельность и исследовательские навыки через использование выездных экскурсий и медиапутешествий по г. Могилёву;

- формировать социально-культурные и социально-гражданские компетенции, воспитывать ценностное отношение к историческому наследию г. Могилёва.

Методы: проектный, поисковый;

Приёмы: просмотр фрагментов заимствованных медиапутешествий по историческим объектам г. Могилева, разгадывание криптограмм, работа с путевыми листами, устная презентация полученных фактов, создание собственного медиапутешествия по творчеству В. К. Бялыницкого-Бирули.

Оборудование: интерактивная панель (мультиборд), мультимедийная презентация с аудио-, видеозаписью, схемы криптограмм, маршрут медиапутешествия, путевые листы, конверты с заданиями, фотоиллюстрации исторических объектов города.

Ход мастер-класса

  1. Вводный этап

Ведущий: В период всемирной глобализации перед системой образования Республики Беларусь встает задача по созданию оптимальных условий по формированию у учащихся широкого круга компетенций, позволяющих молодому человеку гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся взаимосвязанному миру. Одними из таких компетенций выступают социально-гражданские компетенции.

Наш мастер-класс посвящен технологии медиаобразования, которая помогает учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям формировать социально-гражданские компетенции обучающихся.


2. Обучающий этап

Ведущий знакомит слушателей с понятиями «социальная компетенция», «гражданская компетенция», «медиаобразование».

Социальная компетенция – это способность успешного межличностного и общественного участия, понимание норм поведения, овладение базовыми понятиями о личности, группе, коллективе, умение общаться, демонстрировать толерантность, отвергать предрассудки.

Гражданская компетенция – это знания национальной, всемирной истории, это способность эффективно взаимодействовать, принимать решения, решать проблемы, проявлять чувство ответственности.

Медиаобразование – обучение/воспитание, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации.

Ведущий предлагает слушателям привести примеры из опыта работы по использованию технологий медиаобразования на учебных и воспитательных занятиях, проиграть элемент учебного занятия «По неизвестным страницам истории города Могилева», а также определить значение использования медиатехнологий в воспитании гражданских и социальных компетенций учащихся.

Ведущий: Мы продолжим путешествовать по страницам родного города. А вот какими будут эти страницы, вам подскажут криптограммы, лежащие перед вами.

Слушатели разгадывают криптограммы по группам, называют полученные слова «Историческая», «Театральная», «Художественная».

Ведущий: На занятии мы познакомимся с новыми, неизвестными страницами истории нашего города, совершим медиаэкскурсию по краеведческому музею г. Могилёва, узнаем точный возраст родного города, сравним его с официальной цифрой, познакомимся с неизвестными фактами о Могилевском областном драматическом театре, а также создадим медиапутешествие по художественному музею В. К. Бялыницкого-Бирули. На протяжении занятия вы будете вносить полученные данные в свои путевые листы. В конце занятия это поможет подвести итог нашего медиапутешествия.

1 страница «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

- В каком году был основан город Могилев? (в 1267 году)

- Подсчитайте сколько лет в этом году исполнится Могилёву? (753 г.)

- Существует версия, что г. Могилёв намного старше. Давайте узнаем, каков реальный возраст нашего города. Предлагаем вместе с известной белорусской певицей, уроженкой г. Могилёва, Инной Афанасьевой совершить медиаэкскурсию по областному краеведческому музею имени Е. Р. Романова, соотнести факты и выяснить ответ на поставленный вопрос.

Просмотр отрывка из медиапутешествия по краеведческому музею имени Е. Р. Романова.

- Проанализировав медиапутешествие, можно сделать вывод, что г. Могилёв основан в 11 веке. Значит реальный возраст Могилева не 753 года, а на 200 лет больше.

Закрепление. Обращение к презентации, заполнение путевых листов.

1. Какой исторический объект был представлен в медиаэкскурсии? (Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова)

2. Каким веком датируются самые древние найденные при раскопках женские украшения? (11 веком)

3. В каком веке, по официальной версии, основан Могилев? (в 13 веке)

2 страница «ТЕАТРАЛЬНАЯ»

- В центре г. Могилева на ул. Первомайской располагается областной драматический театр. История появления могилевского драмтеатра интересная и непростая. Могилевчанам очень хотелось иметь в городе свой театр, который бы соответствовал Европейским стандартам того времени. Поэтому к строительству отнеслись со всей ответственностью. Внимание на экран.

Просмотр отрывка медиапутешествия по истории создания Могилевского областного драматического театра. Заполнение путевых листов.

Слушатели отвечают на вопросы:

- За чей счет был построен театр? (на пожертвования горожан)

Строительство драмтеатра в г. Могилёве стало знаковым событием не только для города, но и для всего региона, ведь для него впервые в Беларуси построили отдельное здание. Торжественное открытие могилёвского драмтеатра состоялось в 1888 году. В то время наш театр был лучшим в Беларуси по качеству звука и акустике. Даже шепот со сцены был слышен зрителям, сидящим на верхних балконах.

- В чем заключался секрет такой акустики? (в 1 тонне битого стекла (хрусталя) под сценой)

- Как вы считаете, откуда могли взять хрусталь в таком количестве, если в г. Могилёве не было его производства? (гипотезы: приносили горожане, привозили из других городов и др.)

- Сохранился ли данный акустический эффект в здании Могилевского драмтеатра после его реконструкции. Предлагаю самостоятельно найти ответ в интернет-источниках.

3. Моделирование

3 страница «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»

- Мы знакомимся с художественным музеем В. К. Бялыницкого-Бирули. Этот музей первый в Беларуси мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству художника, был открыт в нашем городе в 1982 году.

Ведущий предлагает на основе предоставленных материалов по музею В. К. Бялыницкого-Бирули и иллюстраций работ художника составить задания для учащихся, текст авторского медиапутешествия, записать видеоролик.

«Бялыницкий-Бируля – всемирно известный художник. Белорус по происхождению, хотя большую часть своей жизни прожил за пределами Беларуси. Музей В. К. Бялыницкого-Бирули был открыт в 1982 году. Среди экспонатов музея: портрет матери художника, два портрета самого художника, выполненные его друзьями и пейзажи родной белорусской природы (более 50 полотен). Ещё будучи учеником, Бялыницкий-Бируля познакомился с известным коллекционером П. Третьяковым, который купил одну из его картин для своей галереи, что редко случалось с работами молодых художников. Известный русский пейзажист И. Левитан тоже высоко оценил способности юного художника Бялыницкого-Бирули. Он сумел стать таким же отличным мастером, как и его учитель: не зря многие называли Бялыницкого-Бирулю белорусским Левитаном.

В. К. Бялыницкий-Бируля является одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В своих работах он изображал памятные места, связанные с жизнью известных деятелей истории и культуры: Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, А. С. Пушкина и других известных личностей. Например, пушкинская тема представлена в музее картинами «Михайловское. Домик няни А. С. Пушкина Арины Родионовны», «Святогорский монастырь. Могила А. С. Пушкина», «Тригорское. Берёза у реки Сороть», «Осенние дни. Тригорское. Река Сороть».

4. Презентация работ слушателей

Видеосъёмка на мобильные устройства. Просмотр видеороликов, посвященных творчеству В. К. Бялыницкого-Бирули. Заполнение путевых листов.

5. Рефлексия

Ведущий просит определить значение использования медиатехнологий в воспитании гражданских и социальных компетенций учащихся.

Слушатели делают вывод, что медиаобразование дает обучающимся возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Оно позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность.



КРИПТОГРАММЫ


ПУТЕВОЙ ЛИСТ



Страница



Объект


Вопрос



Ответ

И

с

т

о

р

и

ч

е

с

к

а

я

Областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова

Какой официальный возраст г. Могилева?


Каким веком датированы древние украшения, найденные при раскопках?


Высчитайте, какой реальный возраст г. Могилева?



Т

е

а

т

р

а

л

ь

н

а

я

Могилевский областной драматический театр

За чей счёт был построен драмтеатр?


Дата открытия могилёвского драмтеатра


В чём секрет отличной акустики в здании театра?


Какой самый интересный факт из истории театра вам запомнился?


Х

у

д

о

ж

е

с

т

в

е

н

н

а

я

Музей В. К. Бялыницкого-Бирули

Каким образом дата 1982 год связана с музеем В. К. Бялыницкого-Бирули?


Какого художника называют «белорусским Левитаном»?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее