Доклад на педагогический совет.
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию, доклад на тему «Успешность воспитательной работы-результат взаимодействия классного руководителя и семьи»
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в настоящее время перед нами остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Поэтому необходимо помочь родителям осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть свою неуверенность, увидеть свои родительские возможности. С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных» детей. Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы устарели и требуют нового подхода в решении проблем. Посещаемость родительских собраний из-за занятости родителей, отсутствия интереса к школьной жизни своих детей становится всё меньше и меньше, поэтому нужно искать новые формы, наполнять их педагогические эффективным содержанием.
Семье принадлежит основная общественная функция-воспитание детей. На сегодняшний момент-школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания. Классное руководство постоянно требует своего переосмысления и совершенствования. Меняется время, становятся иными требованиями к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается.
Эффективность воспитания ребёнка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников-важное направление его деятельности.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми-это работа с их родителями».
Работа классного руководителя с родителями направленна на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка. Классный руководителей привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.
Главной целью в работе с родителями является- максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности, способной к самореализации и самоопределению.
Поэтому в работе с родителями, я как классный руководитель определяю следующие задачи:
-повысить компетентность родителей в области воспитания детей, а так же педагогическую культуру родителей;
-пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, семейных ценностей, здорового образа жизни;
-предоставлять разносторонние возможности для проведения совместного досуга родителей с детьми;
-мотивировать родителей на совместную продуктивную деятельность по воспитанию детей;
-укреплять семейные традиции и связи поколений;
-объединить усилия для полноценного развития и воспитания детей;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Мечта любого классного руководителя-создать единый дружный коллектив. Работа классного родителя будет более эффективна, если её осуществлять систематически. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению к друг другу.
Основные формы работы классного руководителя и родителей:
-Индивидуальные;
-Групповые;
-Коллективные.
В своей работе я использую такие индивидуальные формы работы, как:
1.Посещение семьи-эффективная форма индивидуальной работы педагога и родителей. Я, как классный руководитель, ежегодно посещаю семьи своих учащихся для знакомства с условиями жизни ученика, в неформальной обстановке родители больше идут на контакт и охотнее рассказывают о характере, интересах, поведении ребёнка дома, и я могу изнутри увидеть взаимоотношения родителей и ребёнка. Но хочу отметить, что это дело деликатное, поэтому такую форму работы с родителями не стоит использовать часто, только если в этом есть необходимость.
2.Следующая форма индивидуальной работы с родителями- это консультации и беседы. В своём классе я систематически провожу беседы с родителями учащихся по проблемам обучения и воспитания, которые беспокоят родителей, а также ежедневно делюсь с родителями даже минимальными достижениями их детей. Это вдохновляет родителей учащихся и даёт им стимул продолжать заниматься с ребёнком и не опускать руки. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребёнка, его увлечения, интересы, поведенческие реакции, особенности характера и т.д). Так же совместно со специалистами нашего класса логопедом, дефектологом и психологом я провожу индивидуальные консультации м родителями по вопросам обучения и воспитания учащихся. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
3. Ещё одной из форм индивидуальной работы с родителями является переписка.
В моём классе есть общий чат с родителями класса, онзакрыт для общения и обсуждения родителей и носит только информативный характер. В чате я извещаю родителей о предстоящих школьных праздниках, мероприятиях, поздравляю с праздниками, отправляю домашнее задание или сообщаю важные новости.
По личным вопросам общение с родителями происходит через личные сообщения или по телефону.
В переписке с родителями учащихся, я стараюсь придерживаться следующих правил: вежливость, установка границ общения (соблюдать субординацию учитель-родитель), соблюдение заданных правил (время общения, темы на которые можно общаться с родителями), обязательно проверка сообщений перед отправкой.
4.Иногда для сбора информации в своей работе я использую анкетирование родителей. Для удобства сбора и обработки информации я использую гугл форму. Анкетирование может включать в себя вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала «сведения о родителях», «о занятости», «состояние здоровья учащихся», а также вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности, условия семейного воспитания и обучения учеников.
В своей работе я использую групповые и коллективные формы работы с родителями:
1.Одной из основных форм работы с родителями являются родительские собрания. При подготовке к родительским собраниями, я стараюсь заранее предусмотреть и продумать актуальные темы, которые интересны родителям и будут раскрывать насущные проблемы в обучении и воспитании детей. Так же я стараюсь составлять план родительского собрания таким образом, чтобы не только рассказывать родителям о достижениях или неудачах ребёнка, но и повышать уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Проведение родительских собраний помогает формировать родительское общественное мнение и родительский коллектив. Я провожу родительские собрания 4 раза в год в конце каждой четверти. В конце учебного года мы с родителями совместно проводим итоги учебного года и определяем те моменты, на которые нужно уделить больше внимания в следующем году. Так же в конце учебного года родителей, кто активно принимает участие в жизни школы и класса я награждаю благодарственными письмами. Здесь хотелось бы отметить, что благодарственные письма получают не все родители, поэтому является своего рода мотивация для родителей. (рассказать про свой опыт)
2.Так же в своей работе я использую такую форму работы с родителями, как семинары-практикумы.
Через анкетирование, о котором я вам рассказывала ранее ,я собираю информацию и определяю темы, которые беспокоят родителей моего класса и организуют по этим темам семинар-практикум для родителей.
Особенностью таких семинаров и их отличием от родительских собраний является то, что они проводятся не для всех родителей, а для определенной группы родителей и посвящены одной узкой тематике. Семинары-практикумы включают в себя не столько выступления педагогов и других специалистов, сколько выступление самих родителей. Родители свободно обмениваются мнениями, рассказывают о своём опыте взаимодействия с ребёнком-это даёт возможность родителям приобрести новые знания, скорректировать свои представления о педагогике, а педагогам диагностировать уровень компетентности родителей и оказать квалифицированную помощь или дать профессиональный совет.
3.И одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями является совместная досуговая деятельность. Совместные воспитательные праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.
Какие же формы досуговой совместной деятельности я использую в своей работе:
Совместные праздники- в конце каждой четверти или преддверии праздников мы совместно с родителями организовываем для детей чаепития, которые проходят у нас в классе и посвящены таким праздникам, как «Праздник осени», «Новый год», «Старый новый год», «Масленица», окончание учебного года и т.д. Мы с родителями организуем для детей конкурсы, подарки, грамоты.
Приглашаю родителей на традиционные праздники, которые проводятся в нашем образовательном учреждении, такие как «День Знаний», «Праздник последнего звонка» и т.д. Если родители по каким-либо причинам не присутствуют на празднике, то обязательно отсылаю лично им фото или видео их ребёнка с выступления, потому что для них это очень важно, они гордятся достижениями своих детей.
Так же я постоянно вовлекаю родителей к участию в спортивных праздниках, которые проводятся в нашей школе, родители моего класса принимали активное участие в спортивном празднике «Вместе с мамой всё смогу», участвовали в общешкольном субботнике и дне древонасаждения.
Одной из самых интересных форм досуга для детей и родителей являются экскурсии. За 2 года работы, с этим коллективом детей и родителей, мною было организованно 4 экскурсии: мы посещали «Ростовский зоопарк», побывали в музее шоколада «Шоколадушка», посетили пиццерию Сицилия и побывали на мастер-классе по изготовлению пиццы, а также посетили «Ростовский дельфинарий». Хочу отметить, что все экскурсии у нас проводятся совместно родителями учащихся, практически все родители изъявляют желание пойти с детьми на экскурсии, а я, как классный руководитель, всегда это приветствую.
На этот учебный год у нас запланировано 3 экскурсии: посещение кукольного тетра, катание на лошадях и поездка на Новогоднем ретро-поезде. Надеюсь, что всё задуманное нам удастся реализовать.
По своему опыту могу сказать, что в 1 классе у родителей было много страхов и сомнений стоит ли наших детей вести на экскурсии, поскольку до этого многие родители не посещали с детьми никаких мероприятий. Но после нашей первой экскурсии родители были в восторге и сейчас они сами предлагают места, куда можно сходить с детьми и, таким образом, мы ввели с родителями такую добрую и хорошую традицию –посещать экскурсии и это помогло нам сплотить наш родительский и детский коллективы.
Таким образом, возвращаясь к теме моего доклада, хочу сказать, что достичь успешности в воспитательной работе с родителями можно, используя различные формы общения и взаимодействия с родителями, это создает благоприятный климат между самими обучающимися и семьей в целом, который необходим для полноценного прохождения процесса воспитания и обучения и формирования личности ребёнка, а также использование различных форм работы с родителями повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.
В заключении, хочу вам раздать памятки, которые вы можете использовать при работе с родителями, они помогут вам эффективнее взаимодействовать с родителями обучающихся.
Спасибо за внимание!