Целинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Хлеборобная СОШ №5
Приказ №77 от «29» августа 2017
_______________ Л.Ф.Ластовыря
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
« Волшебная математика»
Уровень общего образования (класс) начальное образование 2-3 классы
Количество часов 33 часа
Учитель Хомутова Ирина Ивановна
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации во 2-3 классах.
1. Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Это может быть курс «Волшебная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.
Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д.
Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
2. Цели задачи курса
Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи курса:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
5. Расширять математические знания в области многозначных чисел;
6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию.
3. Содержание программы
Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.)
Вводное занятие.
Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.)
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».
Тема 3 - 4. Интересные приёмы устного счёта. (2ч.)
Задания для быстрого и беглого счёта.
Тема 5 – 6.. Учимся отгадывать ребусы.(2 ч.)
Работа с ребусами, составление ребусов.
Тема 7 - 8. Решение ребусов и логических задач.(2 ч.)
Самостоятельная работа учащихся.
Тема 9 - 10. Задачи-смекалки. (2 ч.)
Работа с задачами, требующими математическое решение.
Тема 11. Игра «Живые числа».(1ч.)
Работа с числами.
Тема 12 - 13. Обратные задачи.(2ч.)
Работа в группах «Найти пару».
Тема 14. Практикум «Подумай и реши».(1ч.)
Решение задач и примеров.
Тема 15. Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)
Инсценировка задач.
Тема 16 - 17.. Решение нестандартных задач.(2 ч.)
Решение задач на установление причинно-следственные отношения.
Тема 18 - 19 . Решение олимпиадных задач.(2ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 20 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(1 ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 21. Решение уравнений.(1 ч.)
Работа над уравнениями. Тренировочные упражнения.
Тема 22 – 23 . Решение логических задач.( 2 ч.)
Схематическое изображение задач.
Тема 24. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 25. Знакомьтесь: Архимед!(1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 26. Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)
Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.
Тема 27 - 28. Математические игры..(2 ч.)
Работа в группах, в парах.
Тема 29. Наука геометрия.(1 ч.)
Работа в группах.
Тема 30 -31. Математический КВН. (2 ч.)
Закрепление знаний, умений и навыков в решение примеров и задач. Соревнование по рядам.
Тема 32 - 33. Дважды – два четыре.(2 ч.)
Табличное умножение и соответственно деление.
Тема 34. Периметр геометрических фигур.(1ч.)
Нахождение периметра.
4. Тематическое планирование
« Волшебная математика»
2-3 класс 1 час в неделю 33 часа в год
№ | № | Тема урока | Дата проведения | Количество часов | |
план | факт | ||||
1. |
| Математика - царица всех наук. | 6.09 |
| 1 |
2. |
| Как люди научились считать. | 13.09 |
| 1 |
3-4. |
| Интересные приёмы устного счёта. | 20.09 27.09 |
| 2 |
5-6. |
| Учимся отгадывать ребусы. | 4.10 11.10 |
| 2 |
7-8. |
| Решение ребусов и логических задач. | 18.10 25.10 |
| 2 |
9-10 |
| Загадки-смекалки. | 8.11 15.11 |
| 2 |
11. |
| Игра «Живые числа». | 22.11 |
| 1 |
12-13. |
| Обратные задачи. | 29.11 6.12 |
| 2 |
14. |
| Практикум «Подумай и реши». | 13.12 |
| 1 |
15. |
| Задачи с изменением вопроса. | 20.12 |
| 1 |
16-17. |
| Решение нестандартных задач. | 27.12 10.01 |
| 2 |
18-19. |
| Решение олимпиадных задач. | 17.01 24.01 |
| 2 |
20. |
| Решение задач международной игры «Кенгуру». | 31.01 |
| 1 |
21. |
| Решение уравнений. | 7.02 |
| 1 |
22-23. |
| Решение логических задач. | 14.02 21.02 |
| 2 |
24. |
| Знакомьтесь: Пифагор! | 28.02 |
| 1 |
25. |
| Знакомьтесь: Архимед! | 7.03 |
| 1 |
26. |
| Задачи с многовариантными решениями. | 14.03 |
| 1 |
27-28. |
| Математические игры. | 28.03 4.04 |
| 2 |
29. |
| Наука геометрия. | 11.04 |
| 1 |
30-31 |
| Математический КВН. | 18.04 25.04 |
| 2 |
32 |
| Дважды – два четыре. | 16.05 |
| 1 |
33. |
| Периметр геометрических фигур. | 23.05 |
| 1 |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №5 №1 от «28»августа 2017 г. _________ О.В.Комбарова | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ О.В.Комбарова «28»августа 2017 г. |