Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Юный математик» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цели изучения программы:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи изучения программы:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
Место курса в учебном плане
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
Результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
Метапредметные результаты
понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.
6. Учебно-методический комплекс.
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Математика – М: Илекса, 2017 .
Балк М., Балк Г. Поиск решения задачи. – М., 1983.
Зайкин М.И. математический тренинг. – М., 1996.
Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999.
Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Цель | Характеристика учебной деятельности | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
1 | Водное занятие | 2 | Познакомить учащихся с содержанием курса. | Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями. |
|
|
2 | Не боги горшки обжигают | 1 | Показать, какие качества необходимы при изучении математики | Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями. |
|
|
3 | Удивительный квадрат | 1 | Развивать пространственное воображение; воспитывать аккуратность и терпеливость. | Изготавливают модели животных из геометрических фигур, решают задачи на разрезание, знакомятся с игрой-головоломкой «Танграм» и пытаются создать свою модель для данной игры. |
|
|
4 | Рождение счета. | 1 | Развивать интерес к математике; дать историческую справку о римской и арабской нумерациях. | Работают с римской и арабской нумерацией, выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
5 | Поговорим о нуле. | 1 | Показать, что такое доказательство в математике; повторить свойство нуля при выполнении различных математических действиях. | Работают с системой счисления народа майя; выполняют различные арифметические действия с нулем; рассматривают доказательство того, что делить на ноль нельзя; выполняют задания; предлагаемые учителем. |
|
|
6 | В поисках самого большого числа. | 1 | Познакомить учащихся с большими числами и их аналогами в древности. | Изучают большие числа и их названия; изучают примеры записи больших чисел в древности; выполняют задания; предлагаемые учителем. |
|
|
7 | Лист Мёбиуса | 1 | Дать представление о том, что такое поверхность; выяснить, может ли быть в этом понятии что-нибудь необычное. | Создают модель ленты Мёбиуса; выполняют задания; предлагаемые учителем. |
|
|
8 | Задача карла Гаусса. | 1 | Показать, что прежде чем считать, необходимо посмотреть, нет ли более простых путей получения результата. | Применяют приемы быстрого счета при решении заданий; изучают и решают задачу Карла Гаусса; выполняют задания; предлагаемые учителем. |
|
|
9 | Игра «Волшебное число» | 1 | Посоревноваться в умении решать уравнения. | Решают уравнения на скорость; выполняют задания; предлагаемые учителем. |
|
|
10 | Круги Эйлера | 1 | Показать удобство применения кругов Эйлера при решении ряда задач. | Изучают понятия кругов Эйлера; знакомятся с краткой биографией математика; решаю задачи с помощью кругов Эйлера. |
|
|
11 | Графы | 1 | Представление данных задачи в виде графов. | Изучают понятие графа; рассматривают примеры построения графов; решают задачи, используя графы. |
|
|
12 | Решение логических задач | 1 | Показать различные способы решения логических задач. | Решают логические задачи с помощью таблиц, графов и кругов Эйлера. |
|
|
13 | Принципе Дирихле | 1 | Познакомить учащихся с принципом Дирихле. | Знакомятся с биографией математика; изучают принцип Дирихле; выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
14 | Задачи на переливание | 1 | Научиться построению простейших алгоритмов. | Знакомятся с понятием алгоритма; решают задачи на переливания, записывая алгоритм своих действий; составляют алгоритм в виде графической схемы. |
|
|
15 | Симметрия | 1 | Познакомиться с осевой симметрией, ее значением и применением. | Знакомятся с понятием симметрия; приводят примеры симметрии в повседневной жизни; работают с моделями геометрических фигур, ища у них ось симметрии; рассматривают симметрию в буквах русского алфавита. |
|
|
16 | Математический КВН | 2 | Развивать познавательный интерес; через игру прививать интерес к математике. | Выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
17 |
|
| ||||
18 | Божественные числа | 1 | Показать геометрическую интерпретацию некоторых чисел. | Изучают интерпретацию чисел с точки зрения Пифагора; изучают понятия фигурного, треугольного и квадратного чисел; выполняют задания; предлагаемые учителем. |
|
|
19 | Как научиться решать задачи | 1 | Показать этапы решения и приемы самоконтроля при решении задач. | Изучают и применяют на практике этапы решения задач; изучают и применяют на практике приемы самоконтроля при решении задач; выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
20 | Решаем задачи | 1 | Оценить результаты совместного занятия детей и родителей. | Выполняют задания, предлагаемые учителем; решают задачи различными методами. |
|
|
21 | Всяк на свой аршин мерит | 1 | Познакомить с различными старинными единицами измерения: длины, массы, стоимости и т.д. | Изучают старинные единицы измерения (длинны, массы, стоимости и т.д.); выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
22 | На все времена у всех народов | 1 | Познакомить с приставками, которые измеряют основную единицу измерения, делая ее дольной или кратной. | Изучают дольные и кратные приставки, изменяющие основную единицу измерения (дека, гекто, кило, децы, санти, мили т.д), выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
23 | Быстрый счет | 1 | В игровой форме проверить вычислительные навыки учащихся. | Выполняют задания, предлагаемые учителем; применяют приемы быстрого счета; выполняют различные арифметические действия. |
|
|
24 | Обыкновенные дроби | 1 | Познакомить учащихся с обыкновенными дробями. | Изучаю понятие обыкновенной дроби; выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
25 | Среднее арифметическое | 1 | Познакомить с понятием среднего арифметического. | Изучают понятие среднего арифметического; решают задачи на нахождение среднего арифметического; рассматривают примеры среднего арифметического в повседневной жизни. |
|
|
26 | Путешествие в страну «Геометрия» | 1 | В игровой форме выявить знания геометрии, полученные учениками. | Выполняют задания, предлагаемые учителем; работают с макетами геометрических фигур; составляют «Танграм»; строят различные геометрические фигуры, выполняя определенные условия. |
|
|
27 | Введение в комбинаторику | 1 | Развитие у учащихся комбинаторного мышления; математического кругозора; облегчить усвоение теории вероятностей. | Изучают понятие комбинаторики; изучают алгоритм решения некоторых комбинаторных задач; выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
28 | Факториал | 1 | Познакомиться с понятием факториала. | Изучают понятие факториала; решают задания с использованием факториала; выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
29 | Теория вероятностей | 1 | Познакомить учащихся с начальными понятиями теории вероятностей; обсудить вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций. | Изучают историю понятия «теория вероятностей»; выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
30 | Случайные события и их вероятности | 1 | Познакомить учащихся с возможными подходами к вычислению вероятности того или иного события. | Изучают случайного события; классическую формулу вероятности; рассматривают примеры решения некоторых видов задач; выполняют задания, предлагаемые учителем. |
|
|
31 | Теория вероятности вокруг нас | 1 | Дать учащимся почувствовать себя в роли эксперементатора. | Проводят эксперименты и сравнивают результаты, полученные экспериментально и вычисленные по формуле нахождения вероятности. |
|
|
32 | Математическая викторина для младших школьников | 1 | Показать, что знание математики – увлекательное занятие. | Участвуют в постановки сценок; решают задачи, которые озвучиваются в сценке. |
|
|
33 | Игра «Поле чудес» | 1 | Играя вспомнить, что из истории математики известно учащимся. | Отвечают на вопросы учителя; участвуют в викторинах и решают различные математические задания. |
|
|
34 |
|
|