«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по внеурочной деятельность по математике "Юный математик" 5 класс

Здесь представлена разработанныя рабочая программа для внеурочной деятельности по математике в 5 класса(кружок "Юный математик")

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Юный математик» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.



  1. Цели изучения программы:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

  • развитие математических способностей и логического мышления;

  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;



Задачи изучения программы:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики

  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;


  1. Место курса в учебном плане

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.


  1. Результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими


Метапредметные результаты

  • понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;

  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера


Предметные результаты

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи

  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.



6. Учебно-методический комплекс.

  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Математика – М: Илекса, 2017 .

  2. Балк М., Балк Г. Поиск решения задачи. – М., 1983.

  3. Зайкин М.И. математический тренинг. – М., 1996.

  4. Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999.

  5. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012

  6. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.

  7. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.

  8. 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

  9. 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

  10. 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.









5. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Цель

Характеристика учебной деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

1

Водное занятие

2

Познакомить учащихся с содержанием курса.

Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.



2

Не боги горшки обжигают

1

Показать, какие качества необходимы при изучении математики

Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.



3

Удивительный квадрат

1

Развивать пространственное воображение; воспитывать аккуратность и терпеливость.

Изготавливают модели животных из геометрических фигур, решают задачи на разрезание, знакомятся с игрой-головоломкой «Танграм» и пытаются создать свою модель для данной игры.



4

Рождение счета.

1

Развивать интерес к математике; дать историческую справку о римской и арабской нумерациях.

Работают с римской и арабской нумерацией, выполняют задания, предлагаемые учителем.



5

Поговорим о нуле.

1

Показать, что такое доказательство в математике; повторить свойство нуля при выполнении различных математических действиях.

Работают с системой счисления народа майя; выполняют различные арифметические действия с нулем; рассматривают доказательство того, что делить на ноль нельзя; выполняют задания; предлагаемые учителем.



6

В поисках самого большого числа.

1

Познакомить учащихся с большими числами и их аналогами в древности.

Изучают большие числа и их названия; изучают примеры записи больших чисел в древности; выполняют задания; предлагаемые учителем.



7

Лист Мёбиуса

1

Дать представление о том, что такое поверхность; выяснить, может ли быть в этом понятии что-нибудь необычное.

Создают модель ленты Мёбиуса; выполняют задания; предлагаемые учителем.



8

Задача карла Гаусса.

1

Показать, что прежде чем считать, необходимо посмотреть, нет ли более простых путей получения результата.

Применяют приемы быстрого счета при решении заданий; изучают и решают задачу Карла Гаусса; выполняют задания; предлагаемые учителем.



9

Игра «Волшебное число»

1

Посоревноваться в умении решать уравнения.

Решают уравнения на скорость; выполняют задания; предлагаемые учителем.



10

Круги Эйлера

1

Показать удобство применения кругов Эйлера при решении ряда задач.

Изучают понятия кругов Эйлера; знакомятся с краткой биографией математика; решаю задачи с помощью кругов Эйлера.



11

Графы

1

Представление данных задачи в виде графов.

Изучают понятие графа; рассматривают примеры построения графов; решают задачи, используя графы.



12

Решение логических задач

1

Показать различные способы решения логических задач.

Решают логические задачи с помощью таблиц, графов и кругов Эйлера.



13

Принципе Дирихле

1

Познакомить учащихся с принципом Дирихле.

Знакомятся с биографией математика; изучают принцип Дирихле; выполняют задания, предлагаемые учителем.



14

Задачи на переливание

1

Научиться построению простейших алгоритмов.

Знакомятся с понятием алгоритма; решают задачи на переливания, записывая алгоритм своих действий; составляют алгоритм в виде графической схемы.



15

Симметрия

1

Познакомиться с осевой симметрией, ее значением и применением.

Знакомятся с понятием симметрия; приводят примеры симметрии в повседневной жизни; работают с моделями геометрических фигур, ища у них ось симметрии; рассматривают симметрию в буквах русского алфавита.



16

Математический КВН

2

Развивать познавательный интерес; через игру прививать интерес к математике.

Выполняют задания, предлагаемые учителем.



17



18

Божественные числа

1

Показать геометрическую интерпретацию некоторых чисел.

Изучают интерпретацию чисел с точки зрения Пифагора; изучают понятия фигурного, треугольного и квадратного чисел; выполняют задания; предлагаемые учителем.



19

Как научиться решать задачи

1

Показать этапы решения и приемы самоконтроля при решении задач.

Изучают и применяют на практике этапы решения задач; изучают и применяют на практике приемы самоконтроля при решении задач; выполняют задания, предлагаемые учителем.



20

Решаем задачи

1

Оценить результаты совместного занятия детей и родителей.

Выполняют задания, предлагаемые учителем; решают задачи различными методами.



21

Всяк на свой аршин мерит

1

Познакомить с различными старинными единицами измерения: длины, массы, стоимости и т.д.

Изучают старинные единицы измерения (длинны, массы, стоимости и т.д.); выполняют задания, предлагаемые учителем.



22

На все времена у всех народов

1

Познакомить с приставками, которые измеряют основную единицу измерения, делая ее дольной или кратной.

Изучают дольные и кратные приставки, изменяющие основную единицу измерения (дека, гекто, кило, децы, санти, мили т.д), выполняют задания, предлагаемые учителем.



23

Быстрый счет

1

В игровой форме проверить вычислительные навыки учащихся.

Выполняют задания, предлагаемые учителем; применяют приемы быстрого счета; выполняют различные арифметические действия.



24

Обыкновенные дроби

1

Познакомить учащихся с обыкновенными дробями.

Изучаю понятие обыкновенной дроби; выполняют задания, предлагаемые учителем.



25

Среднее арифметическое

1

Познакомить с понятием среднего арифметического.

Изучают понятие среднего арифметического; решают задачи на нахождение среднего арифметического; рассматривают примеры среднего арифметического в повседневной жизни.



26

Путешествие в страну «Геометрия»

1

В игровой форме выявить знания геометрии, полученные учениками.

Выполняют задания, предлагаемые учителем; работают с макетами геометрических фигур; составляют «Танграм»; строят различные геометрические фигуры, выполняя определенные условия.



27

Введение в комбинаторику

1

Развитие у учащихся комбинаторного мышления; математического кругозора; облегчить усвоение теории вероятностей.

Изучают понятие комбинаторики; изучают алгоритм решения некоторых комбинаторных задач; выполняют задания, предлагаемые учителем.



28

Факториал

1

Познакомиться с понятием факториала.

Изучают понятие факториала; решают задания с использованием факториала; выполняют задания, предлагаемые учителем.



29

Теория вероятностей

1

Познакомить учащихся с начальными понятиями теории вероятностей; обсудить вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций.

Изучают историю понятия «теория вероятностей»; выполняют задания, предлагаемые учителем.



30

Случайные события и их вероятности

1

Познакомить учащихся с возможными подходами к вычислению вероятности того или иного события.

Изучают случайного события; классическую формулу вероятности; рассматривают примеры решения некоторых видов задач; выполняют задания, предлагаемые учителем.



31

Теория вероятности вокруг нас

1

Дать учащимся почувствовать себя в роли эксперементатора.

Проводят эксперименты и сравнивают результаты, полученные экспериментально и вычисленные по формуле нахождения вероятности.



32

Математическая викторина для младших школьников

1

Показать, что знание математики – увлекательное занятие.

Участвуют в постановки сценок; решают задачи, которые озвучиваются в сценке.



33

Игра «Поле чудес»

1

Играя вспомнить, что из истории математики известно учащимся.

Отвечают на вопросы учителя; участвуют в викторинах и решают различные математические задания.



34








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее